Волгоградский гарнизонный военный суд рассматривает административный иск мобилизованного бывшего офицера из ЗАТО Знаменск. 43-летний мужчина заявляет о наличии у него ряда серьезных психических заболеваний и требует проведения судебно-психиатрической экспертизы в специализированном лечебном заведении. При этом бывший офицер считается уклоняющимся от отправки в зону проведения СВО и больше месяца числится лицом, самовольно оставившим часть.
Рекомендовано уклоняться от спиртного
Про ситуацию, в которой оказался мобилизованный бывший старший лейтенант из закрытого административно-территориального образования Знаменск, рассказал его адвокат Николай Луценко, попросивший не указывать фамилию подзащитного и номер воинской части, где тот должен проходить службу.
По словам Николая Луценко, 43-летний бывший офицер закончил Серпуховский военный институт Ракетных войск, а службу проходил в ЗАТО Знаменск. Причиной его скоропостижного увольнения из рядов армии в звании старшего лейтенанта стала хроническая алкогольная зависимость. Это же пристрастие поставило крест на его счастливой семейной жизни и обострило ряд хронических заболеваний, в том числе и психических. Сергей был агрессивен, имел суицидальные наклонности. На жизнь зарабатывал случайными заработками.
— 28 сентября 2022 года во время частичной мобилизации Сергей получил повестку, — рассказывает адвокат. — В период призыва военно-врачебную комиссию он не проходил, поэтому бывшего офицера отправили на полигон для подготовки к отправке в зону спецоперации. Но на полигоне Сергей продолжил злоупотреблять спиртными напитками.
Злоупотреблял бывший офицер настолько сильно, что однажды в составе группы собутыльников и дебоширов его доставили в военный госпиталь Волгограда для прохождения обследования у военного социального психолога. Причем, по словам защитника, перед врачом Сергей предстал в крайне помятом виде и с большой гематомой под глазом.
Военный психолог, исследовав состояние бузотёров, выдала им ряд полезных рекомендаций. В списке советов значилось и настоятельное напутствие — уклоняться от употребления спиртных напитков. Просьба социального психолога была проигнорирована. Более того, Сергей покинул команду, направлявшуюся в зону СВО, и в часть не вернулся.
«Сказал, что меня хотят захватить в плен»
28 марта в Волгоградский гарнизонный военный суд от Сергея поступило исковое заявление. Он потребовал от воинской части, к которой он прикомандирован, проведение обследования в военно-врачебной комиссии. Целью медицинской диагностики, по мнению Сергея, должно было стать признание его негодным к несению военной службы.
10 апреля после первого судебного заседания по его делу бывшего офицера, а ныне мобилизованного безработного задержали на выходе из здания суда.
— У парадной лестницы суда Сергея окружила дюжина солдат. Некоторые из них были вооружены автоматами, а на их рукавах красовалась белая повязка с буквой «А», — рассказал очевидец задержания. — Как мне потом объяснили, буква означает «Антитеррор». Сергей курил и спокойно выслушивал доводы сержанта. Затем он направился в сторону штаба. Конвой же следовал за ним, ненавязчиво указывая задержанному правильное направление движения.
Задержанного доставили в штаб, а затем перевели в другую часть.
— Его держали в «клетке» в штабе полка. Я вышел посмотреть, как его задерживают, — рассказал адвокат Николай Луценко. — Ко мне подбежал рядовой, который является на суде представителем части, и человек 10 солдат с разведбата с командиром. Хотели и меня арестовать. Но я имитировал звонок по телефону — громко сказал, что меня хотят захватить в плен. И от меня отстали
Так как у Сергея во время задержания не забрали телефон, то во время перемещения под охраной в другую часть он смог позвонить своему представителю и сообщить место, где его следует искать. Наутро адвокат Луценко явился в воинскую часть, где содержался его подзащитный, и смог переговорить с командиром.
— Суть беседы оглашать не буду. Но после этого Сергей телепортировался и с тех пор находится дома в Знаменске, — сказал Николай Луценко. Как предполагает адвокат, сейчас Сергей проходит обследование в гражданских поликлиниках.
Вчера, 26 апреля, прошло третье судебное заседание по административному иску Сергея, но уже без его участия. На заседании адвокат заявил, что два рапорта и объяснительная записка заместителя командира взвода, представленные юристом воинской части, — подложные. А именно эти документы и стали основой для приказа № 41 о самовольном оставлении мобилизованным воинской части. И на основании этого приказа в отношении Сергея могут возбудить уголовное дело по части 5 статьи 337 УК РФ «Самовольное оставление части в период мобилизации» с возможным наказанием от 5 до 10 лет лишения свободы.
— Все три документа изготовлены на одном компьютере, с рукописными числами и месяцами изготовления, — заявил Николай Луценко. — Написаны одной ручкой. Считаю, что числа составления рапортов сфальсифицированы, изготовлены до суда дня за два.
В свою очередь защитник бывшего офицера заявил, что намерен инициировать возбуждение уголовного дела уже в отношении командования строевой части — по части 1 статьи 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем). Но судья счел просьбу о проведении экспертизы «пока преждевременной».
После того как юрист воинской части передал суду выписку из приказа № 41 с грифом «для служебного пользования», судья объявил о закрытости судебного заседания.