V1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Волгограде
Погода-1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

0 м/c,

757мм 74%
Подробнее
USD 103,44
EUR 106,25
Город «Погибли все растения, на очереди — люди?»: под Волгоградом селяне месяц пытаются спастись от химического загрязнения

«Погибли все растения, на очереди — люди?»: под Волгоградом селяне месяц пытаются спастись от химического загрязнения

Чиновники о проблеме знают, но либо отмалчиваются, либо перекладывают ответственность друг на друга

Эта стена еще три недели назад была ярко-зеленой и цветущей, сейчас она усохла
Источник:

Под Волгоградом жители села несколько недель живут в условиях чрезвычайной ситуации. Участок в 100 квадратных метров после соседского конфликта оказался отравлен опасным для жизни и здоровья горожан химикатом. Селяне обошли по кругу десяток ведомств и надзорных органов в попытке спасти свои дома и свое здоровье от экологической катастрофы. Но до сих пор всё, что сделали чиновники и силовики, — предложили людям переехать в местный Дом культуры. Сейчас все ответственные за катастрофу лица пытаются либо скрыть случившееся, умолчав об этом, либо сделать виновным другое ведомство.

Хронология ЧП в поселке

Суть проблемы, по словам местных жителей, в том, что никто уже третью неделю не может устранить химическое загрязнение местности. Чрезвычайная ситуация произошла в селе Бурлук Котовского района Волгоградской области. Мы поговорили с местным жителем Сергеем Новиковым, который пытался воссоздать хронологию ЧП в отдельно взятом селе и реакцию на него со стороны чиновников.

5 сентября. Один из селян разлил ядохимикаты высокого класса опасности в высокой концентрации, не предназначенные для использования в личных подсобных хозяйствах и внутри населенных пунктов, на муниципальной территории общего пользования, в непосредственной близости от скотного двора.

Вечером 5 сентября. Местные жители уверяют, что к вечеру в радиусе ста метров от места розлива ядохимикатов сильно стал ощущаться неприятный запах. У одной из жительниц села во время дойки коровы сильно резало глаза и текли слезы. Ночью запах стал ощущаться сильнее.


Утро 6 сентября. Селяне обратились в местную администрацию, рассказав о случившемся.

7 сентября. Запах усилился. Жителями, находящимися в зоне заражения, через единый номер экстренных служб 112 была оповещена полиция. Полиция прибыла сразу и тоже зафиксировала факт заражения местности. Был составлен протокол, взяты пробы почвы. Жители передали коллективное заявление о ЧС. На вопрос жителей, как устранить вредный запах, полиция ответа не знает, но, пока будет идти проверка, ликвидировать очаг заражения и удалять грунт с места заражения нельзя.

9 сентября. Ситуация в зоне заражения ухудшилась. Прошел дождь. Химическое вещество от воздействия воды вступило в реакцию, как выделяясь в воздух, так и распространяясь и впитываясь в грунт.

10 сентября. Житель села Бурлук Котовского района Сергей Новиков позвонил в единую службу спасения 112 с информацией об ухудшении ситуации в зоне заражения и просьбой о помощи в устранении загрязнения.

— Оператор был не в состоянии определиться с ответом на вопрос, каким образом можно помочь в этой ситуации. Предлагали жителям сообщить о происшествии в полицию. На мое объяснение, что в полицию мы уже обратились и что пожар сначала тушат, лишь затем составляя акты, а при наводнении спасают, а потом «бумаги пишут», и нас желательно сначала защитить, мне пообещали сообщить куда-то кому-то в наш район, а затем со мной свяжутся, — рассказал Сергей Новиков.


11 сентября. Селяне обратились в прокуратуру Котовского района.

— На что мною был получен ответ, что в прокуратуре не занимаются защитой жизни и здоровья населения, также мне посоветовали обратиться в Роспотребнадзор или в региональный Росприроднадзор, — сообщил Сергей Новиков. — Я в этот же день, сделав на машине круг, посетил межрегиональное районное отделение Роспотребнадзора в Камышине. Там сообщили, что они могут измерить содержание отравляющих веществ в воздухе, если будет известно наименование примененного отравляющего вещества. Чего я, естественно, не знал.

12 сентября. Сергей Новиков обратился в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям. Но оттуда мужчину отправили в Волгоградское отделение Федеральной службы по надзору защиты прав потребителей и благополучия населения, в отдел, занимающийся эпидемиями.

— Ввиду безысходности ситуации мной был совершен звонок в приемную президента РФ Путина, — рассказал Сергей Новиков. — Оператор предложил мне встретиться с представителем президента РФ по Волгоградской области и описать ситуацию.

13 сентября. Отложив все дела, Сергей Новиков приехал на прием в администрацию полномочного представителя президента РФ по Волгоградской области, где продолжительно беседовал со специалистом. Заявление было принято, направлены соответствующие поручения в надзорные органы: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям и Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю.

— В это же время ситуация в селе продолжала ухудшаться. Стал сказываться накопительный эффект от продолжительного нахождения в зоне действия ядовитых химических паров. Люди начали обращаться в больницу. Растения стали получать химические ожоги в 50–100 метрах от очага заражения, — рассказал Сергей Новиков. — Вонь от отравляющих веществ становилась всё сильнее. Жители попросили разрешения в полиции укрыть зараженный участок полиэтиленом. Получив его, они сами купили укрытие, накрыли зараженный участок и присыпали песком. Резкость запаха спала, но сам запах полностью устранен не был.

14 и 15 сентября. Волгоградцы звонили дежурным в МЧС и Роспотребнадзор, но безрезультатно.

17 сентября. Растения начали умирать...

Деревья начали умирать
Источники:

18 сентября. Жители села сами отправились в райотдел полиции, чтобы прояснить ситуацию с расследованием и с просьбой направить участкового или следователя для опроса пострадавших. Вечером прибыл полицейский и сделал первый опрос по событиям 5 сентября. В тот же день селяне написали обращение главе района.

— В тот же день пришло письмо, в котором прокуратура известила, что мое обращение направлено в Роспотребнадзор и в комитет природных ресурсов, — рассказал Сергей Новиков.

19 сентября. Стало известно, что приедут экологи.

— Вечером того же дня виновник химического загрязнения местности попытался скрыть следы заражения. Пригнал на тракторе прицеп, стал срезать отравленный грунт и грузить его в телегу, — рассказал Сергей Новиков. — Был вызван полицейский, который запретил это делать, но почему-то разрешил им забрать отравленный грунт, уже погруженный в прицеп.

20 сентября. Утром состоялась комиссия. На место экологической катастрофы выехали представители районной администрации, полиции.

— Неспеша осмотрев место происшествия, но в шоке от последствий, признав, что надо объявлять режим ЧС, они отправились обратно — принимать решение. Около 16 часов к потерпевшим от химического отравления прибыли представители с/а с предложением «сверху»: либо они устранят всё сейчас, тогда и пострадавшие останутся дома, либо переселяйтесь в ДК и живите там, пока не приедут экологи, — рассказал Сергей Новиков. — Тут появляются вопросы, если в районе нет химической службы, то кто будет устранять загрязнение, у кого имеется допуск к таким работам, имеется ли полигон для таких отходов, и подобные. Вопросы с другой стороны: кто виновник, кто возместит ущерб здоровью и имуществу? Люди на уколах, уничтожен урожай. Предложение устранить загрязнение сейчас, но не задокументировав факт, — это то же самое, что и сокрытие, оставление пострадавших без компенсации, они еще и виноватыми окажутся. Вот такая ситуация. Сейчас мы сидим и думаем, кто же это за люди такие — экологи. Их все боятся, но их нигде нет. И когда они к нам приедут? Третья неделя… Вонища ужасная!

«Мы вам перезвоним», или «Это не наши полномочия...»

Выслушав всю историю Сергея Новикова, журналисты V1.RU обратились за комментариями в несколько различных ведомств. Первый звонок нами был сделан в ГУ МВД России по Волгоградской области. Руководитель пресс-службы ГУ МВД по Волгоградской области полковник Светлана Смольянинова сообщила, что комментарий предоставит в течение недели в ответ на официальный письменный запрос. Запрос был отправлен, и на момент публикации ответ на него не получен.

В администрации Котовского района на звонки по городским телефонам секретариата главы никто не ответил. Не удалось связаться и с главой района Сергеем Чумаковым. В администрации села Бурлук ответили, что про ситуацию знает и. о. главы поселения Вера Никитина, однако она сейчас не на месте, и попросили перезвонить через 10 минут. Однако через 10 минут Вера Никитина оказалась «очень занята», и с того момента связаться с чиновницей так и не удалось.

В пресс-службе Комитета природных ресурсов и экологии администрации Волгоградской области сообщили, что случившееся в поселке вовсе не подконтрольно чиновникам. Последствия случившегося, по мнению данного комитета, должны устранять в Роспотребнадзоре и Россельхознадзоре.

В Роспотребнадзор был направлен официальный запрос. Связаться с сотрудниками Россельхознадзора также не удалось — на звонки в приемной ведомства никто не отвечал. Кроме того, мы направили запрос в природоохранную прокуратуру.


В одном из ведомств факт случившегося в селе подтвердили, попутно сообщив, что проверка по этому делу проводится сотрудниками полиции.

«Это яд, и он убивает всё живое»

Как сообщил журналистам житель села Сергей Новиков, позднее ему всё же удалось узнать, чем же был обработан участок его соседа. Это оказался высокоопасный для человека гербицид. Согласно инструкциям на препарате, обработку угодий этим раствором нужно проводить строго в защитном костюме, который после нужно утилизировать. Также во время обработки запрещено пить и есть. После обработки нужно обязательно умыться.

Известный фермер из Городищенского района Аркадий Дудов подтвердил, что упомянутый химикат очень опасен для всего живого, в том числе и для людей.


— Людям, которые оказались рядом с местом его использования, нужно обязательно сдать анализы. Если в них будут обнаружены следы каких-нибудь ядов, то смело можно обращаться в суд, — рассказал Аркадий Дудов. — Этот химикат очень опасен. Его нельзя использовать в жилой зоне. Есть разные растворы. Есть те, которые убивают сорняки, есть те, которые убивают вредителей, а есть такие, какие убивают всё живое. Этот раствор относится к последнему виду.

Жители села после двух недель беготни по разным инстанциям сообщили, что уже написали письмо-обращение к президенту России Владимиру Путину, потому что надежды на местных чиновников у них уже нет.

— Важно не только то, что произошло в нашем селе, но и то, что эта ситуация показала, — рассказал Сергей Новиков. — А показала она то, что ни одно ведомство и ни одна служба банально не знает, кто производит разведку зоны химического заражения в интересах проведения аварийно-спасательных работ с целью определения типа загрязнения, масштабов и границ зоны заражения, получения других данных, необходимых для организации аварийно-спасательных работ и их беспрепятственного проведения. Кто сможет локализовать, подавить или снизить до минимально возможного уровня воздействия возникшие при заражении местности поражающие факторы? У кого находятся средства химической защиты, приборы химической разведки, инженерные средства и средства дезинфекции? Кто знает порядок действий при химическом заражении? Где эти люди? Почему населению неизвестно, куда обращаться при химической опасности? Почему полицейского посылают в зону химического заражения без средств химической защиты? Что полицейский при помощи исключительно своего носа может понять в отравляющих веществах? А если это боевое ОВ? Желательно, чтобы как минимум операторы телефона Единой службы спасения знали о том, кому адресовать информацию о химическом заражении, кто проводит химическую разведку и кто устраняет последствия.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Объявления