Депутаты Государственной думы решили избавить Россию от неблагозвучных наименований населенных пунктов, сменив исторические названия Лох, Шалава или Усть-Грязнуза на какие-либо другие, например, Желанное, Благодатное, Ангельское или Благоуханное. Документ уже направлен в комитет по региональной политике и местному самоуправлению. Если его примут, то угроза переименования может нависнуть и над населенными пунктами Волгоградской области, где есть не только Попки, но и Сиськовский, Грязнуха, Лопуховка и даже Цаца.
Авторами законопроекта являются 39-летний депутат Госдумы Владислав Даванков, родившийся в Смоленске, и 29-летний уроженец Воронежа Антон Ткачев. По их мнению, в Российской Федерации есть сотни населенных пунктов, названия которых носят оскорбительный, уничижительный или принижающих достоинство жителей характер. Так, например, в Саратовской области находится село Лох, в Ивановской области находится село Антилохово, в Ярославской области находится село Шалава, также в качестве примеров оскорбительных названий можно привести Пуково — деревня в Тверской области, Мусорка — село в Самарской области, Бухалово — несколько деревень в Ярославской, Тверской и Архангельской областях, а также Попки в Псковской и Волгоградской областях.
— Из-за оскорбительных названий жители указанных населенных пунктов могут подвергаться травле и оскорблениям. Более того, родители детей таких населенных пунктов вынуждены предпринимать много усилий, чтобы в паспорте детей был указан другой адрес рождения и регистрации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — В результате жители указанных населенных пунктов предпочитают уезжать со своего места жительства или продолжают испытывать дискомфорт. Тем не менее в населенных пунктах с оскорбительными названиями продолжают жить сотни тысяч граждан России.
Депутат Госдумы от Волгоградской области Алексей Волоцков, в чьем округе находится и победитель 2020 года в номинации «Населенный пункт с самым смешным названием» — хутор Попки, считает, что эта идея заранее обречена на провал.
— Это всё — исторические названия, — считает Алексей Волоцков. — Они пришли из истории того или иного населенного пункта. Люди с этим живут, нет никаких проблем с этим. Сейчас надо заниматься развитием любых населенных пунктов, чтобы людям действительно жилось лучше, а не думать, как их переименовать. Идея вообще не имеет права на жизнь, особенно с учетом осознания, сколько людям придется потратить времени и денег, чтобы изменить названия на всех картах, документах, вывесках. Поэтом считаю это ненужным решением. К тому же нужно спросить и у самих жителей, согласны ли они. Люди точно будут против излишнего переименования.
Глава Усть-Грязнухинского сельского поселения Денис Виндер также не видит смысла в переименовании деревни, получившей свое название от имени реки. Но на всякий случай пообещал это выяснить.
— Мое детство прошло в Усть-Грязнухе, в армию я уходил отсюда, учился в учебных заведениях, и никто меня не позорил местом моего рождения, — объясняет господин Виндер. — Хотя молодежь сейчас пошла другая, им, может быть, и стыдно. Но надо понимать, что за сменой названия села придется поменять еще много чего: прописку и прочее. На данный момент обращений о смене наименования не поступало, но на всякий случай проведу опрос среди жителей Усть-Грязнухи и Верхней Грязнухи. О результатах потом сообщу.
Напомним, в Волгограде и Волгоградской области инициативы переименования связаны последний год с совсем другими инициативами. Так, с прошлого года группа ветеранов, возглавляемая не служившим в армии председателем областной думы Александром Блошкиным, пыталась продвинуть переименование Волгограда в Сталинград. Но их идея оказалась поддержана, как выяснилось, практически только одним губернатором области Андреем Бочаровым и столкнулась с острым неприятием со стороны многочисленных противников подобного переименования. В итоге инициативная группа заявила, что «взяла паузу» и теперь размышляет только лишь над присвоением имени Сталинград волгоградскому аэропорту, который до этого уже пытались назвать именем Алексея Маресьева, но так и оставили Гумраком.