Необыкновенное сходство старого купеческого особняка, сохранившегося до сих пор в центре рабочего поселка Средняя Ахтуба и попавшего во время Сталинградской битвы в кадр немецкого фотографа здания на нынешней улице Порт-Саида, заметил известный волгоградский краевед Роман Шкода.
По словам Романа Шкоды, принадлежащий Австрийской национальной библиотеке черно-белый фотоснимок с идущими по улице Сталинграда военнослужащими вермахта и пленными советскими солдатами появился на одном из популярных краеведческих сетевых ресурсов и был подписан как «21.10.1942. Kleine Gruppen gefangener Rotarmisten werden unter Bewachung durch das zerstörte Stalingrad zu Sammellagern geführt» (Небольшие группы пленных красноармейцев под охраной направляются через разрушенный Сталинград в сборные лагеря. — Прим. ред.) Несмотря на то, что с осени 1942 года внешний облик центра Волгограда значительно изменился, любители истории смогли определить не только место, но и ракурс.
— Фото сделано в октябре 1942 года немцами на улице Курской, после войны переименованной в Порт-Саида, — рассказал краевед Роман Шкода. — Сделано оно в сторону Волги со стороны сквера Симбирцева, рядом с физиотерапевтической поликлиникой и современным бульваром на проспекте Ленина. Скорее всего, в дальнейшем этот снимок печатался в Германии как репортажный и пропагандистский. Вообще, есть целая серия фотографий с этого места, как минимум четыре. И да, все они сделаны немецкими фотографами.
Особое внимание Романа Шкода обратил на себя попавший в кадр двухэтажный особняк царицынской постройки, не сохранившийся до настоящего времени. Впрочем, судя по немецким фотографиям с этой улицы, возможно, что дом был разрушен уже осенью 1942 года. Но, по словам краеведа, сейчас неподалеку от Волгограда можно увидеть сохранившегося брата-близнеца этого особняка.
— Внимание обратил на себя хорошо сохранившийся на момент съемки двухэтажный дом в левой части кадра, — рассказывает Роман Шкода. — Дом этот был на что-то похож… точнее не на «что-то», а на дом купца Гарыкина в Средней Ахтубе, и не похож, а является его ближайшим родственником. Действительно, дом Гарыкина — почти копия, с тем лишь исключением, что царицынское здание чуть уже — на одну световую ось. В царицынском варианте их пять, в среднеахтубинском — шесть. В остальном же они буквально повторяют друг друга, хотя возможно, что есть самые минимальные отличия в некоторых деталях. Совершенно очевидно, что дома строились по одному и тому же проекту, скорректированному с учетом требований заказчика. И заказчиком, не исключено, что, скорее всего, и был Гарыкин, который часто бывал в Царицыне.
Впрочем, по словам Романа Шкоды, проектирование и архитектура большинства царицынских зданий до сих пор остается «белым пятном» в истории города.
— Дома строили различные строительные артели, в которых были свои архитекторы, строители, инженеры и так далее, но ни о сотрудниках этих артелей, ни о них самих мы почти ничего не знаем, — сетует краевед. — Так что явные связи между постройками, которые в ином случае позволили бы кое-что приоткрыть в истории, нам недоступны, по крайней мере, пока.