Город Что посмотреть в Волгограде «Мир, любовь, искусство и космос»: городской исследователь показал четыре сюжета, сокрытых в улице центра Волгограда

Дмитрий Бушмин рассказал звездную историю улицы Мира, идеальной для прогулок, экскурсий и отдыха

Улица Мира — просто космос

Горожане, командировочные и туристы ходят по улицам Волгограда, порой даже не обращая внимания на многие значимые детали и даже не представляя, какие тайны и истории сокрыты буквально рядом. В своем путеводителе городской исследователь Дмитрий Бушмин рассказал про центральную улицу Волгограда — улицу Мира — в непривычном свете, показав, как найти на ней космос, звезды разной величины, несколько арт-объектов и даже музей под открытым небом.

Космос начинается с книг

Звезды можно обнаружить на полках книг

Путь к звездам, по мнению Дмитрия Бушмина, начинается с библиотеки имени Максима Горького.

— О космосе мечтали во все времена, от древних греков до нас с вами. О нем размышляли не только ученые и инженеры, но и писатели, поэты и философы, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Но книги, писатели и космос находятся не только в стенах библиотеки. Выйдя из здания с книжкой под мышкой, вы окажетесь на перекрестке миров. Здесь одновременно стоят здания дореволюционного Царицына, Сталинграда и Волгограда. Спустившись по ступенькам, вы заметите справа стопку книг. С обложки одной из них смотрит Максим Горький. Его портрет находится на арт-объекте, созданном из трансформаторной будки в рамках книжного фестиваля.

Мавританские узоры бывшей синагоги

На улице Мира есть звезды, которые скрыты под слоями эпох. Напротив библиотеки слева от фонтана затаилось краснокирпичное здание в мавританском стиле. Сейчас это поликлиника, но если подойти к нему поближе, то можно увидеть шестиконечные звезды, скрытые на фасадах бывшей синагоги.

— Это здание было построено еще в Царицыне, пережило революцию и войну. Когда-то здесь была синагога, а ныне это поликлиника, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Вернувшись немного назад и перейдя пешеходный переход, можно оказаться у инсталляции в виде земного шара и спутника. Представьте, что вы оказались в прошлом, в 50-е годы. В СССР, стоящем на пороге глобальных открытий. Поколение победителей возвращается домой и воссоздает из руин новый город. Это прекрасно отражается в триумфальной архитектуре улицы Мира и в ее сталинском ампире. Это ода городу-победителю. Наш город богат на здания в этом стиле. А что еще более уникально, это один из немногих городов, где есть целый ансамбль из архитектуры сталинского ампира.

Середина пути

Знак возле лицея № 5

Перейдя через перекресток, вы обнаружите инсталляцию «Космос говорит по-русски». Это памятный знак, установленный в честь 55-летия со дня полета Юрия Гагарина в космос.

— Именно отсюда начинаются многие мероприятия, посвященные Дню космонавтики, — рассказывает исследователь. — Если поднять глаза, то можно увидеть до сих пор актуальные заветы Владимира Ленина: «Учиться, учиться, учиться». К чему относится эта фраза? К библиотеке? Нет. Здесь находится лицей № 5 имени Юрия Гагарина, который носит это имя с мая 1961 года. Именно этот лицей и установил памятный знак.

Старые заветы Ленина актуальны до сих пор

Проходя вдоль здания лицея, бывшей школы № 8, можно увидеть звезды на окнах. Кстати, выпускники лицея стали настоящими звездами. Здесь учились и уехавшая в Монако и на остров Тенерифе спортсменка и чемпионка Елена Исинбаева, и выдающийся режиссер Элем Климов, который родился и жил в Сталинграде до войны.

— Слева от памятного знака космосу установлен небольшой арт-объект в виде видеокамеры и кресла режиссера в его честь, — объясняет Дмитрий Бушмин.

«Волгоград называют взлетной полосой России. Это один из самых длинных городов страны. И отсюда многие уехали в Москву, в Петербург или в Монако»

Совсем рядом с лицеем стоит еще одно здание в классическом, сталинском стиле. Над входом до сих пор сохранилась надпись: «ВолгоградГражданПроект». Когда-то за дверями и окнами именно этого здания создавался новый облик города. Сейчас от былого величия осталась только вывеска. Компания с таким названием давно сменила адрес, а само здание сдается в аренду поэтажно и покабинетно.

— В этой организации работали главные архитекторы Волгограда: Василий Симбирцев и Вадим Масляев, — рассказывает исследователь. — Что такое космос? Космос — это понятие из античной философии, которое обозначает порядок и гармонию. Противоположность космосу — хаос и дисгармония. Получается, здесь, в здании «ВолгоградГражданПроекта», создавался новый космос улицы Мира и вообще города.

Сталинский ампир улицы сохранился до сих пор

Через дорогу от бывшего «ВолгоградГражданПроекта» стоит созданное в стиле неоклассицизма здание с колоннами. Рядом с ним находятся мастерские художников и кофейни. Когда-то здесь располагался банк, а теперь — кабинеты Следственного комитета. Видимо, поэтому рядом не стоит парковаться, не обращая внимания на знаки, — эта часть улицы одна из немногих в городе, где постоянно работают эвакуаторы.

Дома на улице Мира можно подолгу рассматривать, сосредотачиваясь на изучении каждой детали

— Обратите внимание на гармонию декоративных элементов на фасадах: украшения, маленькие круглые окна, большие открытые балконы и маленькие уютные в итальянском стиле — это уникальное место улицы Мира, — не отвлекается от восторженного восприятия Дмитрий Бушмин. — Справа можно увидеть многочисленные башенки и эркеры, что также является особенностью этой улицы. По направлению к планетарию можно тщательно рассмотреть здания в стиле сталинского ампира с обрамлением фасадов колоннами, пилястрами и украшенными арками во двор.

Творения Петра Чаплыгина под открытым небом

Арки на улице Мира, кстати, уникальны. За ними во дворах скрываются целые миры. Так, во дворе многострадального и измученного то взрывом в кафе, то подрядчиками фонда капитального ремонта Волгоградской области дома № 13 можно увидеть настоящий музей под открытым небом — мастерскую художника Петра Чаплыгина — и погрузиться в космос его творчества.

Арки, по словам исследователя, скрывают за собой целые миры

Финальный путь

Конечной точкой экскурсии по улице Мира является звездный храм — планетарий, созданный по образу и подобию античных храмов Юпитера.

— Сталинский ампир имеет очень много отсылок к архитектуре классицизма, которая в свою очередь имеет отсылки к античной архитектуре, — объясняет Дмитрий Бушмин. — Сам планетарий, а именно материалы и оборудование для него, были привезены из социалистической Германии. Это подарок советскому народу и Сталинграду в годовщину 70-летия Сталина от немецких трудящихся. Тем не менее он был создан по проекту архитекторов Симбирцева и Хомутова и стал завершением и главной доминантой улицы Мира. Он был открыт в 1954 году, а создан из необычного для наших широт пористого материала — травертина. Такой материал использовался и в античности, и при создании средневековых храмов.

Статуи у планетария тянутся к звездам

Подходя к самому зданию планетария, можно увидеть фигуры людей справа и слева. Они отражают трепет и романтический настрой освоения космоса, давнее стремление людей к звездам. За зданием планетария находится обсерватория, где можно посмотреть на звездное небо.

— На фасаде планетария в верхнем правом углу каменная табличка с двумя знаменами — ГДР и СССР. Эти же знамена отражены на фонарях, — описывает исследователь. — Под куполом планетария снаружи и внутри можно увидеть звезды. А еще советские звезды украшают колонны здания.

Планетарий стал подарком социалистической Германии советскому Волгограду

Внутри планетария можно найти множество интересных артефактов, связанных с космосом: метеориты, карты звездного неба, маятник Фуко и многое другое. Также внутри здания показываются проекции звездного неба, где можно увидеть не только космос, состоящий из созвездий и планет, но и космос нашего города — будущую застройку Волгограда, которую представляли себе архитекторы.

Панорама города находится не только в музее «Сталинградская битва»

— На панораме города есть реализованная набережная и нереализованный Дом советов, аналог сталинских высоток, который должен был стоять на месте нынешнего собора Александра Невского, — делится Дмитрий Бушмин. — Волгоградский планетарий — третий в СССР после Москвы и Киева, но по своему оснащению он был наиболее передовым на момент создания.

Венчает планетарий скульптура Веры Мухиной «Мир». В одной руке она держит земной шар с голубем — символом мира, а в другой руке у нее колосья пшеницы — символ изобилия и мирной земной жизни

Сюжеты Волгограда

Дмитрий Бушмин обращается к аргентинскому прозаику Хорхе Луису Борхесу, который писал, что любой нарратив в литературе и истории состоит четырех сюжетов. По мнению исследователя, Волгоград прошел через все сюжеты и именно на улице Мира можно найти каждый из них.

1. Осада города. Город атакуют враги, а бесстрашные горожане защищают его, осознавая, что в битве им не выжить. Так многие воины и мирные жители погибли, защищая Сталинград.

2. Возвращение домой. Главный герой такого произведения преодолевает множество препятствий, чтобы вернуться к истокам. Многие горожане прошли долгий путь, чтобы вернуться в Сталинград или уже в Волгоград после войны, эвакуации, депортации или эмиграции.

3. Поиск. Одни герои ищут себя, другие — сокровища. Многие нашли себя в Царицыне, Сталинграде, Волгограде. «Твое сокровище там, где твое сердце».

4. Жертвоприношение богоподобного существа. Сталин в период своего правления, вождь, отец и учитель народов, по сути, богоподобен. Сознательно или бессознательно в представлении многих советских граждан. Низвержение культа личности Сталина для многих, даже его противников, было шоком. Памятники Сталину в Сталинграде уничтожались, как и его барельефы на планетарии. А города, в том числе и наш, переименовывались.

«Борхес пишет, что эти сюжеты вечны и повторяются вновь и вновь. Хочется пожелать городу и всем нам еще четыре сюжета: мир, любовь, искусство, космос»