В Волгограде спустя два месяца после решения суда 89-летнему Василию Белицкому присвоили статус жителя осажденного Сталинграда и вручили почетный знак. Когда началась Сталинградская битва, ему было 8 лет. Дом в войну разбомбило, мать умерла, братья и сестры ушли на фронт. Родственников, кто бы мог подтвердить, что он пережил Сталинградскую битву, у него не осталось.
Напомним, что история о потерянном статусе пенсионера началась в феврале 2023 года, когда депутат Сергей Сидельников приехал в Кировский район, чтобы поздравить одну из жительниц осажденного Сталинграда. Как оказалось, муж Валентины Григорьевны Василий Ильич тоже жил на территории Сталинграда во время войны, но подтверждающих документов у него нет. Чтобы найти доказательства, депутат Волгоградской городской думы Сергей Сидельников вместе с пенсионером поехали на кладбище Кировского района, где похоронены его родители.
По словам его жены, Валентины Григорьевны Белицкой, муж не любит рассказывать другим о событиях тех лет. Но в разговорах с ней он часто вспоминает о своем детстве со слезами на глазах.
— Я ему говорю: «Рассказывай всё как есть, чтобы люди знали. Как ты в церкви ночевал, как тебя в детдом не взяли, как ты ходил и побирался, как дом разбомбили», — говорит Валентина Белицкая. — А он запрещает мне об этом говорить. Ему тяжело вспоминать. Он рассказывал мне, как пришел в 6 лет в детский дом, когда у него мама погибла. У него спросили: «Тебе есть где ночевать? Иди, мальчик, у тебя есть где спать. Мы только детей с улиц подбираем». Я не знаю, как он это вынес. Я бы не пережила такое.
Василий Белицкий не сразу поддержал идею о восстановлении статуса, так как доказательств практически не было. Как рассказала Валентина Белицкая, они и не надеялись, что это получится.
— Для нас это важно, — говорит Валентина Григорьевна. — Теперь люди знают, как мы жили. Мы голодали. Для нас кусочек хлеба был роскошью. А сейчас я могу купить нам шоколадку в магазине. Когда пью чай, то всегда благодарю Бога, что удалось восстановить правду. Мы считали копейки и думали, идти ли нам в магазин или нет, хватит ли нам на хлеб. Сейчас мы можем позволить купить себе что-нибудь вкусное.
Депутат Сергей Сидельников считает, что в подобных случаях пенсионерам должны помогать депутаты, волонтеры, молодежные организации, родственники пенсионеров. По его словам, работать нужно с каждым индивидуально.
— В силу возраста жители осажденного Сталинграда нуждаются в помощи, — говорит депутат. — Пока не похоронен последний погибший солдат, война считается неоконченной. Пока мы не установим статусы жителей осажденного Сталинграда, мы не должны быть спокойны. В процессе, когда ты занимаешься расследованием, история Сталинградской битвы раскрывается через отдельных людей. Когда мы разговаривали с Василием Ильичом, узнали не только о нём, но и о его родителях, братьях и сестрах. Это не просто исторические факты, а человеческое лицо войны. Мы и дальше планируем помогать. Опыт есть. Знаем, по какому алгоритму это работает. С уважением и удовольствием продолжим заниматься этим направлением.
Прокурор Кировского района Дмитрий Васютенко считает, что проблема с присвоением статуса жителя осажденного Сталинграда актуальна. Однако решить ее на уровне масштабного проекта не получится.
— Проблема с присвоением статуса жителя осажденного Сталинграда актуальна. С каждым годом ветеранов и людей, которые имеют право на статус жителя осажденного Сталинграда, становится всё меньше и меньше, — говорит прокурор. — Но проблема в том, что доказательств практически нет. Не остается свидетелей. Документов тоже. Нам пришлось по крупицам собирать историю Василия Ильича, чтобы выяснить, где мы можем найти доказательства. Для отдельного проекта нет хватает масштаба. Это же единичные случаи. Нужно работать с каждым индивидуально.