Город «Бесовские обычаи», кулачные бои и протест против елок: как в Волгограде праздновали Рождество и Новый год

«Бесовские обычаи», кулачные бои и протест против елок: как в Волгограде праздновали Рождество и Новый год

Многие из новогодних традиций навсегда исчезли из жизни горожан, а некоторые, наоборот, прижились

Новогодние традиции в Волгограде то исчезали, то появлялись вновь
Источник:

Кулачные бои, гадание на петушке и «Бесовские обычаи» — когда-то эти слова вызывали в нашем городе острый приступ новогоднего настроения. Теперь же увидеть подобные развлечения на новогодних выходных в Волгограде практически невозможно. О том, как отмечали Рождество и Новый год в Царицыне и как праздник приживался в коммунистическом Сталинграде, рассказала городская исследовательница Екатерина Лексина.

«Творили по дьявольской прелести со смехотворением кощунства»

Изготовить правильного деда Мороза — непростое дело
Источник:

По словам Екатерины Лексиной, более ста лет назад Рождество в Царицыне считалось самым главным праздником. При этом традиции и обычаи тех времен во многом отличались от современных. И, также как и сейчас, решительно осуждались чиновниками и поборниками нравственности.

— Всё, что мы знаем о Рождестве в Царицыне, дошло до нас из XVIII века, — объясняет Екатерина. — Например, руководитель царицынского духовного приказа Кондрат Иларионов сетовал астраханскому духовному правлению на безобразия, творящееся в Царицыне на Рождество. В 1717 году он писал следующее: «Рождество царицане проводили в бесовских сонмищах, творили по дьявольской прелести со смехотворением кощунства, между себя наряжались, водили бесовую кобылку. В таких позорищах многие впадали в блуд».

Ярмарка в центре Волгограда
Источник:

По словам Екатерины Лексиной, проблема, которую в то время поднимали духовники, во времена СССР да и до недавнего времени могло вызвать лишь улыбку. Сейчас, впрочем, это также может кого-либо оскорбить или вызвать подозрения в категорически запрещенном законом проявлении ЛГБТ (деятельность запрещена на территории РФ).

— Что же вытворяли такого царицане? Тогда был популярен дохристианский обычай, — рассказывает Екатерина. — Два мужика в шутку покрывались полотном. Впереди подставлялась палка с мордой лошади. Конечно, чтобы быть настоящей кобылой, надо, чтобы третий мужик сверху на вас залез. И вот в таком виде люди ходили по дворам, собирали сладости. Проблема здесь была в том, что этот процесс отвлекал от богослужений.

Однако со временем это развлечение сошло на нет.

— После того, как такие обычаи исчезли, все горожане на Рождество начали ходить в храм. Сами священнослужители тоже ходили по домам к верующим, — рассказывает исследовательница. — Перед Рождеством царицане постились и трудились. Убирались дома, доставали самые красивые скатерти и посуду, составляли новогоднее меню. В целом, эта традиция никуда не делась и по сей день. На столе главным блюдом всегда был поросенок. Традиция эта пошла из религии. По легенде, когда родился Иисус, к нему пришел поросенок и стал колоть его щетиной, чтобы тот заплакал и выдал себя царю Ироду. Поэтому в Царицыне считали, что за это его и следует запечь.

Рождественские гуляния длились в Царицыне целых 12 дней, вплоть до Крещения. Сопровождались они различными обычаями, некоторые из которых сохранились и до наших дней.

— В это время горожане ездили в гости, катались на санках и лепили снежные городки. Как только появлялась первая рождественская звезда, дети шли колядовать. Просить у хозяев домов кусочек колбаски, пряник или денежку, — говорит Екатерина. — Как правило, люди были щедрыми. Считалось, что если никто не придет, то год будет плохой. Но всё же некоторые люди открывать дверь детям не хотели, за что их могло ждать наказание. Таким хозяевам очень любили мстить. Самым крутым у детей считалось пробраться в хлев и выпустить всю скотину на волю. Раз жадные — то идите собирайте.

«Если прибежит петушок, значит, муж будет»

Дед Мороз на еще действующем заводе в Волгограде
Источник:

Особенно важны крещенские вечера были для девушек. Именно в эти дни они могли узнать свое будущее и погадать на суженого. Сейчас, впрочем, подобные гадания успешно заменили всевозможные предсказатели, экстрасенсы и, особенно, тарологи.

— Крещенскими вечерами девушки задавались вопросом о своем будущем. Нужно было в баню взять свечу, красиво одеться и сесть перед зеркалом. Девушки просили, чтобы к ним пришел суженый. В бане было жарко, и вполне могло что-то причудиться, — рассуждает Екатерина. — Еще одним ритуалом было бросание башмачка за ворота — кормили кур. Если первый прибежит петушок, значит, выйдешь замуж. Еще в бане вешали гребешок. Какого цвета найдешь волосок в нём, такой цвет волос будет у твоего мужа.

Непростые отношение у горожан в то время были с главным символом Нового года и Рождества — елками. Приживались они в домах жителей Царицына с большим трудом.

— Традиция ставить новогоднюю елку появилась при Петре Первом. Он этот обычай увидел за границей. После его смерти почти столетие елки больше не ставили. Но в 1822 году императрица Александра Федоровна решила установить дерево во дворце. После этого данный обычай переняли по всей стране, включая Царицын. В нашем городе елка была далеко не в каждом доме. Люди против них многие протестовали. Например, врачи и купцы были против вырубки леса и размещения мокрого дерева в домах. Пожарные были против из-за риска возгорания, так как деревья зачастую украшали свечами.

Но, как известно, традиция всё же ужилась как в Царицыне, так и по всей России, и пропадать никуда не планирует. В конце XIX в городе уже начинают появляться первые елочные базары.

— Они проходили на площадях. Один из таких базаров находился на территории современного универмага, а другой — на месте нынешнего Ворошиловского торгового центра, — рассказывает Екатерина. — Появлялись они за три дня до Рождества. Сейчас елки можно увидеть чуть ли не за месяц до Нового года. В те времена елки были большими и стояли только в богатых домах. Изначально игрушек на них не было, даже деревянных. Такая традиция появилась только в 1860–70-х годах. Деревья украшали самими красивыми вещами: блестящими обертками от конфет, например. Часто на ветвях можно было найти съедобные украшения — яблоки, орехи, конфеты. Здесь же нашлись и приметы. Чем больше яблок и орехов будет на дереве, тем урожайнее будет следующий год.

Елка на площади Павших Борцов
Источник:

Если украшение елки до сих пор остается главным символом Нового года, то многие другие традиции навсегда исчезли.

— Для мужчин в Царицыне были обязательны визиты «снизу вверх» по родственной и социальной лестнице, — рассказывает Екатерина. — Один визит длился по 10–15 минут. За это время гость должен был успеть поздравить хозяев, а те, в свою очередь, напоить гостя чаем. Также в те времена уже существовали общества трезвости во имя святителя чудотворца Николая. Они собирали чайные вечера с пением хора. Давали благотворительные концерты. Благотворительностью занимались даже увеселительные заведения. Они давали благотворительные балы. Звали именитых артистов. А собранные с посетителей деньги жертвовали церквям, гимназиям и ночлежкам.

Одним из тех, кто устраивал огромные елки, был меценат Александр Репников.

— Александр Репников устраивал роскошные елки. В своей гостиной он устанавливал огромное дерево, украшенное съестными игрушками. Дети всех социальных групп могли прийти и получить угощение. Утренники продолжались несколько дней. Помимо елки дети могли посмотреть кукольное представление и получить подарки. Дети из бедных семей несколько километров по несколько раз шли до Тулака, где располагался дворец Репникова, чтобы забрать подарки для каждого члена семьи.

Еще одним необычным развлечением жителей Царицына были кулачные бои стенка на стенку.

— Проходили бои на реке Царица. Заканчивались они кровопролитием, но несильным. Мирные же горожане праздновали рождество на Скорбященской площади (территория нынешнего Комсомольского сада. — Прим. ред.), устраивали балаганы и качели. Из мирных развлечений были также театры. Например, в нынешнем казачьем театре, а тогда женской гимназии, проходили выступления столичных певцов, устраивали балы-маскарады.

Отмена и возвращение Рождества

Главная елка Волгограда в 1973 году
Источник:

Однако приход советской власти ознаменовал конец зимним праздникам. Отныне Рождество стало ничем иным, как «прихотью буржуазии». Праздник стал открыто высмеиваться и порицаться государственной агитацией. Но продолжались гонения не так долго.

— Всё однажды дошло до того, что ряженая молодежь решила дать бой религии и отправилась в Свято-Духов монастырь, — рассказывает Екатерина. — С факелами и оркестрами они шли к действующему храму, разыгрывая карнавал — выезд богов. В 1934 году народ «переобулся». Случилось это благодаря Иосифу Сталину, который приказал устроить в СССР елку для детей. В 1935 году жители СССР вновь стали украшать елку, но на этот раз она уже стала символом не Рождества, а Нового года. А вот по-настоящему праздничным новогодний Сталинград стал в 1950 году. Тогда впервые Новый год встретили большим праздником, а в Дзержинском районе была украшена большая елка, поставлен каток, а детям показывали кукольные театры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления