Полное отсутствие какой-либо социальной инфраструктуры. Отсутствие аптеки, сетевых магазинов, школы, поликлиники и нормальных дорог. Зато с избытком одичавших собак, закладчиков и их клиентов. О том, что ожидавшаяся и обещанная райская жизнь превратилась в выживание в постапокалиптической местности, корреспондентам V1.RU рассказали жители поселка 5-й Участок ВПЭЛС, расположенного всего в восьми километрах от Аллеи Героев в Волгограде.
«Единственное место для прогулок — детская площадка. И ту уже продают»
Странное название, расшифровку которого молодежь уже и не знает, поселок получил еще в середине прошлого века, возникнув в ходе реализации великого сталинского плана преобразования природы — он был назван по аббревиатуре Волгоградской производственно-экспериментальной лесомелиоративной станции. Но сейчас от былого благополучия не осталось и следа:
— У нас поселок уже годами бьется за то, чтобы его хоть как-то благоустроили, — рассказывает местная жительница Ирина Морчадзе. — Единственная остановка и та у трассы. Нам до нее полтора километра идти в горку по льду или непролазной грязи. Ходит там, кстати, всего один автобус, ждать который приходится совсем не пять минут. Единственный на всю округу магазин точно так же у этой остановки. Чтобы просто сайку хлеба купить, приходится туда переться, причем не факт, что там будут необходимые продукты. Единственное, что у нас есть, — детская площадка. И то участок с ней выделили многодетному отцу, и он выставил ее на продажу.
«Доставка, пожалуй, единственное спасение»
Живущие, казалось бы, совсем близко к центру, но в то же время совсем на забытой окраине люди пытаются выжить всеми возможными способами: держат огороды, разводят птицу и скотину, сами пекут хлеб. Попытки малого бизнеса работать в поселке разбивается об отсутствие должного количества клиентуры. Выживает только один продуктовый магазин. Рядом как-то попытались открыть кафе, но, проработав лишь месяц, владелец решил прекратить эксперимент. Изредка, спасая жителей, добираются в поселок курьеры служб доставки.
— Мы сейчас перешли на доставку, курьеры которой пусть через раз, но всё-таки до нас добираются. Ведь, чтобы попасть в обычный магазин, надо вызывать такси. А из-за нашего бездорожья водители приезжать не соглашаются, — рассказывает одна из женщин. — У нас же нет даже аптеки. Я в начале года заболела, и приходилось у соседей таблетки выпрашивать. В общем, у нас ничего тут нет. В том числе дорог и освещения. Идти по улице вечером опасно для жизни. Один фонарь люди сами сделали у площадки, в остальном поселке после захода солнца у нас кромешная темень.
Живущая в поселке Юля Иванова признаётся, что мало кто боится выходить на улицу без шокера или чего-то подобного для самозащиты. Еще страшнее отправлять детей в школу.
— У нас дети вечером, когда идут из школы, включают телефон, чтобы светить в темноте, — рассказывает Юля. — Если он сядет, то я даже не представляю, что делать. А если ребенок поскользнется или на него нападут бродячие собаки, его же найти удастся только под утро. У нас же собаки на всех бросаются постоянно. Детей неоднократно уже кусали. Бывает, что дворняг от нас увозят, но и возвращают так же быстро назад. Люди с шокерами и баллончиками ходят. И не только от собак. Мы здесь словно магнит для закладчиков. Что у них в голове, неизвестно. Бывает, едешь на машине и видишь, как подъезжает такси и выходят четыре мужика. Шарят по кустам понятно с какой целью. Страшно просто ходить по улицам.
Владелец участка, на котором оказалась единственная на весь поселок детская площадка, также признаётся, что впечатления от новой собственности стали для него совсем не совпадающими с ожиданием.
— Транспорта в поселке нет, как и магазинов. Детей будет страшно отпускать, — рассказывает получивший этот участок многодетный отец Илья Страхов. — К тому же на участке у меня оказались еще и водяные колодцы да незарегистрированная ЛЭП. С этим мне еще самому разбираться придется. А детская площадка нигде даже не стоит на балансе. Она в ужасающем состоянии, и дети там время не проводят. Я как туда ни приеду, всё вижу, что она пустыми бутылками завалена. Поэтому и предложил соседям взять и вынести эти горки куда-то еще. Сначала все согласились, а потом начали ругаться. Вот и выставил ее на продажу. Параллельно думаем с семьей, что надо, наверное, продавать и участок. Нормальной жизни, кажется, здесь еще долго не будет. Но пока не решил. Думаем.
Напомним, что в подобной ситуации оказываются многие поселки, с одной стороны относящиеся к Волгограду, а с другой — лишенные даже элементарных благ цивилизации. Так, недавно мы рассказывали историю жителей хуторов на острове Сарептском, которые уже четыре года живут без электричества, не говоря уже о водоснабжении и отоплении. Выбраться с острова также для них задача не из простых: перебраться к материковой части Волгограда им можно лишь по аварийному понтонному мосту.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, и не пропустите ничего, что может быть интересно именно вам.