Волжанка Алена Розанова победила в конкурсе «Лучшие практики наставничества Волгоградской области — 2024». В этом году эксперты жюри оценили 20 участников со всего региона, и Алена стала первой в номинации «Профессиональное развитие молодежи». На конкурсе она представляла Волжский трубный завод (ВТЗ), где 5 лет работает специалистом по кадрам отдела оценки и развития персонала. Победа, отмечает Алена, принадлежит не только ей: без коллектива такой объём выполнить было бы невозможно, да и ранее накопленный коллегами опыт подобной работы помог. Они же посоветовали Алене стать наставником, и это позволило взглянуть на свою профессию с другой стороны.
Мы поговорили со специалистом о работе с детьми и молодежью, о стереотипах, которые преследуют заводские профессии.
— Наша аудитория, как правило, — старшеклассники и студенты техникумов. У молодых людей часто узкое представление о промышленном предприятии: им кажется, что работа на заводе — это не престижно и «прошлый век». Но потом они приходят на экскурсию на Волжский трубный, видят, что оборудование современное и автоматизированное, территория ухоженная, видят масштабы завода, смотрят ролики про ВТЗ, и глаза тут же загораются: ребята поступают на металлургические направления, — рассказывает Алена.
Наставники устраивают профориентационные мероприятия для молодежи, которая еще не определилась с выбором будущей работы. Они становятся связующим звеном между представителями сферы и своими подопечными. Итогом работы становится формирование базы школьников и студентов, которые будут заинтересованы в работе в конкретной отрасли. Наставничество в ТМК курирует Корпоративный университет TMK2U.
— Мало кто из учащихся изначально знает, что завод поможет получить высшее образование, повысить квалификацию, обучиться другой профессии, даст возможность участвовать в культурно-массовых мероприятиях, например, спортивных. Мы доносим до ребят, что работа у нас — это не только про зарабатывание денег, это коллектив и большое предприятие, где они могут реализовать себя и как профессионалы, и заниматься любимым хобби, а мы их только поддержим, — объяснила наставница.
Алена является организатором открытых уроков, классных часов, встреч со специалистами предприятия и даже родительских собраний. Часто отдел Алены занимается экскурсиями: в одном только 2023 году подразделения ВТЗ посетили 1168 учащихся региона.
По словам волжанки, непростым в организации является многолетний проект «Точка опоры». Он особенно интересен форматом подачи работ: участники предоставляют рисунки, видеоролики, презентации и сочинения на тему металлургии и других тем, связанных с заводской жизнью.
— Наши экологи стали кураторами исследовательских работ учащихся 11 класса одной из школ Волжского. На базе наших лабораторий вместе они проводили заборы воздуха и воды, изучали шум, проводили исследования, потом готовили с ребятами доклады. И одна из участниц стала победителем. Вместе с руководителем-экологом школьница приняла участие в молодежной научно-практической конференции ВТЗ, — поделилась примером привлечения школьников Алена.
Роль наставника не покидает Алену, даже когда та покидает Волгоградскую область. Во время командировки на форум «Открытая промышленность» в Омске у нее завязался разговор с представителем Пермского региона, и Алена рассказала им о ВТЗ и возможности посетить предприятие. Визит состоялся: в конце июля в Волжский приехали дети и сотрудники Детского Совета по туризму Пермского края, встреча которых с сотрудниками завода прошла в рамках профориентационного проекта «Дети едут к детям: ЗаводИтуризм на Родине».
— С начала 2024 года ВТЗ уже посетили около 400 учащихся школ Волгоградской области, мы рады принимать гостей и из других регионов России. Маршрут Пермь — Волгоград раскрыл индустриальный потенциал двух технологичных регионов, дал возможность школьникам открыть для себя много нового в мире профессий и приобрести новых друзей, — так произошедшее прокомментировал управляющий директор ВТЗ Сергей Четвериков.