V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 40%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Город Культура Стальные жилы «Родины-матери»: в Волгограде спасают главный монумент страны

Стальные жилы «Родины-матери»: в Волгограде спасают главный монумент страны

Рабочие уже вторую неделю натягивают новые канаты внутри величественной фигуры.

Рабочие трудятся в почти круглосуточном режиме

Внутри неподвижной и спокойной «Родины-матери» почти круглые сутки идет самая серьезная за последние полвека операция. Монтажники, вторую неделю работающие словно опытные хирурги, меняют канатные «сухожилия» в теле величественной скульптуры.

Перед началом работ все 117 конструкций прошли тщательное обследование. На старых канатах, покрытых толстым слоем «желе» из пушечного сала, специалисты белым цветом отметили места, в которых тугие косы расплелись в отдельные пряди.

— Прежде чем принять решение о замене канатов, специалисты каждому из них сделали ультразвуковое обследование и нашли все «болевые точки». Замене подлежат 99 из 117 канатов, — рассказывает руководитель проекта компании «Главзарубежстрой» Сергей Сирота. — Конструкция, как тугая коса, сплетена из девяти прядей, внутри которых есть тонкие проволочки. Обследование показало, что многие из них порвались. На некоторых конструкциях начались еще и геометрические деформации.

Работа внутри монумента идет в две смены

Замена канатов — процедура стандартная, но не шаблонная. Рабочие проходят один и тот же цикл, демонтируя старые конструкции, устанавливая новые и натягивая их с помощью станин и домкрата.

— Новые канаты сделаны специально для волгоградского монумента. При их разработке учитывалось все: уникальность конструкции, роза ветров, вес и даже вредные выбросы с заводов. Они и впрямь уникальны — на предприятиях даже потребовалось дополнительное оборудование, — вспоминает Сергей Сирота. — Огромный канат длиной в 1,5 километра успел попутешествовать по России: его сделали и предварительно вытянули на волгоградском канатном заводе, а потом длинной нитью отправили в Санкт-Петербург. В Северной столице канат нарезали, сделали анкеровку концов, провели предварительную проверку и вторично вытянули. Только после всех процедур наши «сухожилия» для монумента вновь вернулись в Волгоград.

Перед заменой специалисты обследовали каждый канат

Отличить старые канаты от новых, которые пока еще соседствуют в секциях «Родины-матери», сможет даже дилетант. Толстые нити сплетены по новому рисунку, который делает их супертугими и прочными. Плюсов к выносливости конструкции добавляют и уплотненные проволочки внутри каждой пряди.

— Специалисты предлагали в разных частях монумента ставить канаты разного диаметра, — уточняет Сергей Сирота. — Но после дополнительных расчетов остановились на одинаковых — с диаметром в 39 миллиметров. Единственное, чем они отличаются друг от друга, так это длиной. В первой части — 12, 5 метров, а в левой руке уже 16,5. Кстати, брак канатов исключен, потому что сделаны они из единой партии металла.

Монтажники ждут подкрепления из Владикавказа, чтобы трудиться в круглосуточном режиме

Каждый шаг скрупулезной и напряженной работы монтажников просчитан до мелочей: одновременно «хирурги» могут вытащить не больше четырех канатов. На вопрос «а что если больше?» мастера отвечают сдержанно: упасть, конечно, не упадет. Но покроется новыми трещинами.

— На демонтаж каждого каната уходит два часа, на монтаж и натяжение — не меньше четырех, — уточняет Сергей Сирота. — Делать работу быстрее мы, несмотря на сжатые сроки, не можем. Сначала вели только последовательную замену, но после сделали дополнительные исследования и убедились, что специалисты могут одновременно менять канаты в первой или второй секциях и в одной из рук легендарной «Родины-матери».

По словам специалистов, каждый канат живет своей уникальной жизнью

После сложной операции, которую в таком масштабе проводят впервые за полвека, канатам предстоит адаптироваться и прижиться к новым условиям.

— Каждый канат внутри монумента живет своей жизнью: растягивается из-за резких перемен погоды и испытывает сильные нагрузки при сжимании. Это не единая проволочка, а очень сложная конструкция, которая целый год будет стоять под определенной нагрузкой, — комментирует Сергей Сирота. — На каждый канат мы установим специальный датчик, который в режиме реального времени позволит отслеживать его состояние. Раньше проверка проводилась только на месте — один специалист создавал вибрацию в центре каната, а второй следил за датчиками. Теперь мастера смогут в любой момент снять показания, скажем, месячной давности. Первое донатяжение канатов и калибровка самих датчиков пройдет через год, дальше — через три года и пять лет.

После операции канаты должны прижиться к новым условиям

Из-за рекордных сроков (на все про все подрядчику дали всего 2,5 месяца) монтажники из Санкт-Петербурга уже несколько дней трудятся в две смены. Когда в Волгоград приедет подкрепление мастеров из Владикавказа, работа закипит в круглосуточном режиме.

— Коллеги, на днях завершающие другой объект во Владикавказе, будут тянуть канаты в руках, — пояснил Сергей Сирота. — Замена конструкций в первой и второй секциях закончится одновременно с капитальным обновлением рук «Родины-матери». Лишь после этого мы заменим все канаты в третьей секции, которая находится в центре монумента.

Перед установкой канаты успели доехать до Санкт- Петербурга

По словам подрядчиков, после «пластической операции» могущественная скульптура сбросит не один десяток лет. На первом этапе реконструкции рабочие залатали все трещины и очень сильно укрепили сам монумент.

— Поверьте, работы, которые сейчас проводятся внутри скульптуры, уникальны, — уверен Сергей Сирота. — За первые 50 лет жизни она еще ни разу не видела такого капитального обновления. Зато после всех работ «Родина-мать» настолько помолодеет, что простоит куда больше полувека.

Новый шлейф "Родины-матери"
Фото: Алексей Волхонский
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем