Ѕыстрый и экологичный транспорт больше 100 лет бегает по ¬олгограду
Ѕыстрый и экологичный транспорт больше 100 лет бегает по ¬олгограду

¬олгоградскому трамваю исполнилось 105 лет. «а эти годы он, как и наш город, пережил многое: был полностью уничтожен во врем€ —талинградской битвы, но возродилс€, окреп и продолжает перевозить волгоградцев и гостей города-геро€ в своих уютных старомодных и блест€щих современных вагонах. ’очетс€ пожелать нашему трамваю долгих лет жизни и в честь дн€ рождени€ вспомнить его непростую биографию.

ѕо€вление и развитие трамвайного движени€

¬ апреле 1913 года в ÷арицыне по€вилс€ электрический трамвай. “рамваи уже были в 36 губернских городах –оссийской империи, однако из уездных именно ÷арицын стал первым городом, получившим рельсовый транспорт. ¬се 17 трамваев были отечественными, изготовленными на ћытищинском машиностроительном заводе.

»ван яковлевич ѕ€таков — городской голова
»ван яковлевич ѕ€таков — городской голова

√ородским головой в ÷арицыне тогда был »ван ѕ€таков, и он же — председателем комиссии по осуществлению в ÷арицыне электрических предпри€тий: трамва€, освещени€ и лесотаски. ѕри нем началась разработка проекта строительства трамва€, именно его подпись стоит на облигаци€х 4-го городского займа. ¬ его доме на углу ѕетровской и ÷арицынской улиц расположилась контора бельгийского «÷ентрального электрического общества в ћоскве», которому предполагалось сдать в концессию строительство городских электросооружений. ¬ –оссийской империи тогда работало несколько дес€тков бельгийских трамвайных обществ.

ќднако после переговоров с бельгийцами городское самоуправление прин€ло решение строить трамвай на собственные средства. ƒл€ этого в 1904 году был выпущен 5-процентный облигационный займ на 1,5 миллиона рублей. “аким образом удалось обойтись без привлечени€ иностранного капитала, и ÷арицын стал первым уездным городом –оссийской империи, самосто€тельно построившим трамвай. 

ƒл€ строительства трамва€ в ÷арицын был приглашен талантливый инженер ¬ладимир –адциг. 

¬ладимир јлександрович –адциг — инженер, заведующий строительством царицынского трамва€ с 1911 по 1913 годы
¬ладимир јлександрович –адциг — инженер, заведующий строительством царицынского трамва€ с 1911 по 1913 годы

–адциг работал самоотверженно, вникал во все детали, обращал внимание и на затраты — по возможности снижал расходы, внедр€л новые технологии.

ѕровожали его очень тепло: «—лужащие и рабочие, узнав о моем уходе, поднесли мне очень теплый адрес. √ородска€ управа, узнав об этом, вместе с трамвайной комиссией тоже поднесли мне адрес и устроили прощальный ужин в местной гостинице, на котором городской голова дирижировал женским хором, певшим в этом ресторане.  огда € уезжал, на вокзал пришли все работники трамва€ и станции, свободные от работы» (из книги –адцига ¬. ј. «¬оспоминани€ энергетика»).

Ѕлагодар€ ¬ладимиру –адцигу в ÷арицыне по€вились трамваи
Ѕлагодар€ ¬ладимиру –адцигу в ÷арицыне по€вились трамваи

ј между тем –адцига на этой должности могло и не быть: « ак € узнал от своих знакомых гласных, причиной неприглашени€ мен€ было опасение, что, может быть, € окажусь евреем, а дума-то была черносотенной. Ќедаром в ÷арицыне тогда неистовствовал монах »лиодор!  огда же у них сбежал инженер, то многие гласные вспомнили, что здесь, в ÷арицыне, дважды работал очень хороший инженер ¬. ј. –адциг, строивший сперва от завода Ѕари первые нефт€ные баржи, а другой раз от завода Ѕромле€ городской водопровод. » был он насто€щим русским немцем, чистым москвичом и очень хорошо и в больших количествах умел пить русскую водку. ѕосле этого сомнени€ отпали, и мне послали приглашение» (из книги –адцига ¬.ј. «¬оспоминани€ энергетика»)

ѕуск трамва€ состо€лс€ 9 апрел€ 1913 года. ¬ этот день ожидалась песчана€ бур€, и, чтобы трамвай не сошел с рельсов, все дворники города сто€ли вдоль путей и подметали их. ѕервый трамвайный маршрут пролегал от “ихорецкого вокзала (теперь ¬олгоград II) в центр города. «а первый день выручить удалось 325 рублей.

Ѕилет на сталинградский трамвай
Ѕилет на сталинградский трамвай

ѕерва€ трамвайна€ лини€ прот€нулась на 10 километров — с “ихорецкого вокзала (¬олгоград-II) до станции ÷арицын (¬олгоград I). ћаршрут включал 22 остановки. ѕервый трамвайный парк был построен в «ацарицынской части города — на улице —ердобской (сейчас это улица  »ћ). «десь же располагалаись мастерские и различные службы.

ѕостепенно трамвай становилс€ самым попул€рным способом передвижени€, к тому же он был дешевле поездок на извозчике. ќдин билет стоил п€ть копеек. ¬ 1914 году он подорожал на копейку, котора€ шла на нужды войны.

Ќародное собрание на городской площади, 1917 год
Ќародное собрание на городской площади, 1917 год

√ражданска€ война в ÷арицыне сильно навредила трамвайному хоз€йству. ќднако уже в августе 1920 года было восстановлено трамвайное движение от центра до завода ƒёћќ (« расный ќкт€брь»), затем — от центра до вокзала —талинград-II.

¬ 1929 году в —талинград стали поступать вагоны серии ’ ћытищинского машиностроительного завода, которые использовались на маршрутах города до 1967 года.

¬  омсомольском саду установлен пам€тник трамвайному вагону серии X. ≈го открыли в 2003 году — в честь 100-лети€ пуска рельсового городского движени€ в ÷арицыне-—талинграде-¬олгограде.

  началу войны трамвай в —талинграде был важнейшим транспортом
  началу войны трамвай в —талинграде был важнейшим транспортом

Ќакануне ¬еликой ќтечественной войны сталинградский трамвай был одним из крупнейших хоз€йств города и работал без убытков. ¬о врем€ войны в мастерских трамвайного парка освоили военное производство — делали снар€ды к 45-миллиметровым противотанковым оруди€м.

“рамвай в —талинграде продолжал работать до 23 августа 1942 года — дн€ самой массированной бомбардировки города. ¬о врем€ —талинградской битвы трамвайное хоз€йство было уничтожено полностью.

¬ойна уничтожила трамвай в —талинграде
¬ойна уничтожила трамвай в —талинграде

”же 28 €нвар€ 1943 года, за три дн€ до капитул€ции фельдмаршала ѕаулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о его работе. ¬ декабре 1943 года по маршруту «÷ентр города — завод « расный ќкт€брь» отправилс€ первый восстановленный вагон.

¬осстанавливать трамвай начали сразу после окончани€ —талинградской битвы
¬осстанавливать трамвай начали сразу после окончани€ —талинградской битвы

¬  расноармейском районе трамваи по€вились в но€бре 1958 года. ѕервым маршрутом был №11.

¬ 1959 году при строительстве проспекта им. —талина (сейчас проспект им. Ћенина) трамвайное кольцо с ќкт€брьской площади перенесли на улицу им. 13-й √вардейской ƒивизии — сейчас там находитс€ музей-панорама «—талинградска€ битва».

 огда-то мимо мельницы √ергардта ходил трамвай
 огда-то мимо мельницы √ергардта ходил трамвай

¬ конце 1950-х годов в —талинграде было 11 трамвайных маршрутов.

¬ 1967 году началось строительство музе€-панорамы, и трамвайное кольцое переместилось севернее — на пустырь улицы им. 7-й √вардейской дивизии. ќно сохранилось до сих пор, но в посто€нном режиме не используетс€.

¬ 1978 году трамвайное движение с проспекта им. Ћенина пернесли на нынешнюю улицу „уйкова, а в 1985 году когда оно было закрыто там и еще на нескольких улицах:  раснознаменской, —оветской, Ќаумова.

»звестен интересный факт о сталинградском трамвае. ѕо мнению волгоградского коллекционера јлексе€ јвчухова, примерно в 1925 году у трамва€ по€вились свои деньги — так называемые боны.

Ћьготный талон номиналом 4 копейки. ƒва талона — одна станци€, причем со скидкой
Ћьготный талон номиналом 4 копейки. ƒва талона — одна станци€, причем со скидкой

Ѕоны сталинградского трамва€ использовались дл€ размена. ¬ 1924 году в –оссии началась денежна€ реформа, котора€ способствовала укреплению рубл€. ¬новь вернулс€ золотой червонец. ќн представл€л собой огромные деньги, высоко котировалс€ за рубежом, но внутри страны приносил больше неудобств — его невозможно было размен€ть. ¬ целом в стране не хватало разменных денег. ѕыта€сь выйти из разменного кризиса, некоторые города стали выпускать свои денежные суррогаты. ѕравительство жестко пресекало эти попытки, приравнива€ их к фальшивомонетничеству.

Ћьготный талон номиналом 10 копеек. ƒл€ удобства различи€ его пересекала красна€ полоса
Ћьготный талон номиналом 10 копеек. ƒл€ удобства различи€ его пересекала красна€ полоса

Ќо трамвай не мог останавливать свою работу и, жестко нужда€сь в разменной монете, обзавелс€ своими разменными денежными знаками. Ѕоны печатались в Ћенинграде на простой серой бумаге без вод€ных знаков и выдавались в трамвае на сдачу. »ми же можно было рассчитатьс€ за проезд и, предположительно, обмен€ть обратно на деньги у кондуктора. »сследователь предполагает, что городские власти знали об этом €влении, но закрывали глаза, чтобы не мешать работе трамва€.  огда разменный кризис миновал, о бонах благополучно забыли. ƒа так,что найти сейчас какие-либо подтверждени€ их существовани€ почти невозможно.

¬агоны

— 1949 года в —талинград стали поступать вагоны ћ“¬-82, которые эксплуатировались в городе до 1973 года.

¬ 1959-м трамвайный парк —талинграда пополнилс€ вагонами “-59≈ и “-2-62 производства завода √ота (√ƒ–). ќни проработали на трамвайных маршрутах —талинграда — ¬олгограда до 1972 года.

—амые разные трамваи ход€т по городу-герою
—амые разные трамваи ход€т по городу-герою

— сент€бр€ 1967 года в ¬олгоград стали приходить чешские вагоны «“атра» “-3. ќни используютс€ до сих пор.

¬ апреле 2018 года в распор€жение скоростного трамва€ поступило несколько новых вагонов с двусторонним расположением дверей.

Ќовые вагоны приехали в ¬олгоград из ”сть- атава
Ќовые вагоны приехали в ¬олгоград из ”сть- атава
“ак выгл€дит кабина современного трамва€
“ак выгл€дит кабина современного трамва€

—коростной трамвай

—коростной трамвай или метротрам — одна из достопримечательностей ¬олгограда. “акой трамвайной линии — с подземным участком, построенным по нормам метрополитена, — нет ни в одном другом городе –оссии. ƒа и в масштабах мира —“ считаетс€ диковинкой — журнал Forbes поставил волгоградский метротрам на 4-е место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира.

ћетро в ¬олгограде маленькое, зато необычное
ћетро в ¬олгограде маленькое, зато необычное

—коростной трамвай по€вилс€ в ¬олгограде в 1984 году. —ейчас прот€женность линии метротрама составл€ет 17,3 км, подземный участок — 7,3 км. »з 22 станций шесть находитс€ под землей. —коростной трамвай проезжает по п€ти районам: “ракторозаводскому,  расноокт€брьскому, ÷ентральному, ¬орошиловскому и —оветскому. 

Ќыр€ющий под землю трамвай традиционно восхищает гостей города
Ќыр€ющий под землю трамвай традиционно восхищает гостей города

ѕри строительстве волгоградского скоростного трамва€ был решен р€д сложных технических вопросов. „тобы вагоны подходили к платформе всегда с левой стороны, в начале и в конце подземного участка тоннели перекрещиваютс€ в разных уровн€х, а специальна€ конструкци€ подвески контактной сети позвол€ет пантографу складыватьс€ при въезде в подземную часть линии. 

ћузей ћЁ“

” предпри€ти€ «ћетроэлектротранс» есть свой музей — истории городского электротранспорта. ќн открылс€ в 2000 году в здании ƒома культуры ¬орошиловского района, а в 2016-м переехал в депо № 5.

ѕопасть в музей может любой желающий
ѕопасть в музей может любой желающий

Ёкспозици€ музе€ включает старые документы, фотографии, личные вещи работников предпри€ти€. «десь можно увидеть макеты трамваев, которые уже не используютс€, форму прежних лет, инструменты и даже фрагменты рельсов.

ћузей истории волгоградского электротранспорта работает уже 18 лет
ћузей истории волгоградского электротранспорта работает уже 18 лет

Ќа территории депо выставлен вагон «“атра» “-3. Ѕолее 40 лет такие вагоны ездили по улицам ¬олгограда. “еперь один из них стал музейным экспонатом.

„ешский трамвай вышел на заслуженный отдых и стал почетным экспонатом музе€
„ешский трамвай вышел на заслуженный отдых и стал почетным экспонатом музе€

ј на улицах города можно увидеть самые разные вагоны — теперь их раскрашивают в честь разных событий и праздников.

∆ител€м и гост€м города напоминают, в каком славном городе они живут
∆ител€м и гост€м города напоминают, в каком славном городе они живут
ќ гр€дущих событи€х тоже расскажет трамвай
ќ гр€дущих событи€х тоже расскажет трамвай
Ќаверное, самый уютный — это новогодний трамвай
Ќаверное, самый уютный — это новогодний трамвай
¬ салоне тоже празднична€ атмосфера
¬ салоне тоже празднична€ атмосфера
Ќовые вагоны ждут пассажиров
Ќовые вагоны ждут пассажиров