![Волгоградский трамвай: пережить войну, уйти под землю и никогда не сдаваться Быстрый и экологичный транспорт больше 100 лет бегает по Волгограду | Источник: Мария Часовитина](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/bb/4d/c1bb4dc0101ea9270307f04e18deca7c/656x438_1:5663_523cc5df301c3d1811a1ba1de795d8b3@3000x2000_0xfRXzHoOu_4796484006623088860.jpg.webp)
Волгоградскому трамваю исполнилось 105 лет. За эти годы он, как и наш город, пережил многое: был полностью уничтожен во время Сталинградской битвы, но возродился, окреп и продолжает перевозить волгоградцев и гостей города-героя в своих уютных старомодных и блестящих современных вагонах. Хочется пожелать нашему трамваю долгих лет жизни и в честь дня рождения вспомнить его непростую биографию.
Появление и развитие трамвайного движения
В апреле 1913 года в Царицыне появился электрический трамвай. Трамваи уже были в 36 губернских городах Российской империи, однако из уездных именно Царицын стал первым городом, получившим рельсовый транспорт. Все 17 трамваев были отечественными, изготовленными на Мытищинском машиностроительном заводе.
![Иван Яковлевич Пятаков — городской голова | Источник: архив Алексея Авчухова](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/d0/f2/f2d0f2143976eae6d8a529e5cce33302/515x700_1_a1eb28339f47da232ddd1f4df7a60b4e@705x960_0xOlgkcJaD_1532751034312249799.jpg.webp)
Городским головой в Царицыне тогда был Иван Пятаков, и он же — председателем комиссии по осуществлению в Царицыне электрических предприятий: трамвая, освещения и лесотаски. При нем началась разработка проекта строительства трамвая, именно его подпись стоит на облигациях 4-го городского займа. В его доме на углу Петровской и Царицынской улиц расположилась контора бельгийского «Центрального электрического общества в Москве», которому предполагалось сдать в концессию строительство городских электросооружений. В Российской империи тогда работало несколько десятков бельгийских трамвайных обществ.
Однако после переговоров с бельгийцами городское самоуправление приняло решение строить трамвай на собственные средства. Для этого в 1904 году был выпущен 5-процентный облигационный займ на 1,5 миллиона рублей. Таким образом удалось обойтись без привлечения иностранного капитала, и Царицын стал первым уездным городом Российской империи, самостоятельно построившим трамвай.
Для строительства трамвая в Царицын был приглашен талантливый инженер Владимир Радциг.
![Владимир Александрович Радциг — инженер, заведующий строительством царицынского трамвая с 1911 по 1913 годы](https://n1s1.hsmedia.ru/74/aa/82/74aa821be3708c6171916d2414ea3eae/509x700_1_068c1870ef2b8f9a97124e2cc15ee70e@640x881_0xt28Qo50B_2800756185414348473.jpg.webp)
Радциг работал самоотверженно, вникал во все детали, обращал внимание и на затраты — по возможности снижал расходы, внедрял новые технологии.
Провожали его очень тепло: «Служащие и рабочие, узнав о моем уходе, поднесли мне очень теплый адрес. Городская управа, узнав об этом, вместе с трамвайной комиссией тоже поднесли мне адрес и устроили прощальный ужин в местной гостинице, на котором городской голова дирижировал женским хором, певшим в этом ресторане. Когда я уезжал, на вокзал пришли все работники трамвая и станции, свободные от работы» (из книги Радцига В. А. «Воспоминания энергетика»).
![Благодаря Владимиру Радцигу в Царицыне появились трамваи](https://n1s1.hsmedia.ru/99/4a/f4/994af43441c46898888c0b77481dcb42/656x439_1_5005fd1da928f06187c9694ea6062d5a@1024x685_0xAKiOaQjo_2046928455160065689.jpg.webp)
А между тем Радцига на этой должности могло и не быть: «Как я узнал от своих знакомых гласных, причиной неприглашения меня было опасение, что, может быть, я окажусь евреем, а дума-то была черносотенной. Недаром в Царицыне тогда неистовствовал монах Илиодор! Когда же у них сбежал инженер, то многие гласные вспомнили, что здесь, в Царицыне, дважды работал очень хороший инженер В. А. Радциг, строивший сперва от завода Бари первые нефтяные баржи, а другой раз от завода Бромлея городской водопровод. И был он настоящим русским немцем, чистым москвичом и очень хорошо и в больших количествах умел пить русскую водку. После этого сомнения отпали, и мне послали приглашение» (из книги Радцига В.А. «Воспоминания энергетика»)
Пуск трамвая состоялся 9 апреля 1913 года. В этот день ожидалась песчаная буря, и, чтобы трамвай не сошел с рельсов, все дворники города стояли вдоль путей и подметали их. Первый трамвайный маршрут пролегал от Тихорецкого вокзала (теперь Волгоград II) в центр города. За первый день выручить удалось 325 рублей.
![Билет на сталинградский трамвай](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/1e/d4/bc1ed4b20b3f18a11fd7e7fe396af6ba/656x290_1_a803163350902ffb846cc840e315d181@1522x671_0x9UZrumOH_6285781879575315264.jpg.webp)
Первая трамвайная линия протянулась на 10 километров — с Тихорецкого вокзала (Волгоград-II) до станции Царицын (Волгоград I). Маршрут включал 22 остановки. Первый трамвайный парк был построен в Зацарицынской части города — на улице Сердобской (сейчас это улица КИМ). Здесь же располагалаись мастерские и различные службы.
Постепенно трамвай становился самым популярным способом передвижения, к тому же он был дешевле поездок на извозчике. Один билет стоил пять копеек. В 1914 году он подорожал на копейку, которая шла на нужды войны.
![Народное собрание на городской площади, 1917 год](https://n1s1.hsmedia.ru/55/c2/a2/55c2a2a1b78fb4f10212ec2fe04ee74b/656x481_1_5aa7833e103b7f8bffe8d94339bb386c@675x494_0xSeyEgxoh_0543589427305034011.jpg.webp)
Гражданская война в Царицыне сильно навредила трамвайному хозяйству. Однако уже в августе 1920 года было восстановлено трамвайное движение от центра до завода ДЮМО («Красный Октябрь»), затем — от центра до вокзала Сталинград-II.
В 1929 году в Сталинград стали поступать вагоны серии Х Мытищинского машиностроительного завода, которые использовались на маршрутах города до 1967 года.
В Комсомольском саду установлен памятник трамвайному вагону серии X. Его открыли в 2003 году — в честь 100-летия пуска рельсового городского движения в Царицыне-Сталинграде-Волгограде.
![К началу войны трамвай в Сталинграде был важнейшим транспортом | Источник: Gortransvolga.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/1e/f0/3e1ef097a5cd22fb1ccc64e463594521/656x398_1_845970d89f65a9a335d296e2d630b5df@1024x620_0xAYsm1scO_8512638413662937541.jpg.webp)
Накануне Великой Отечественной войны сталинградский трамвай был одним из крупнейших хозяйств города и работал без убытков. Во время войны в мастерских трамвайного парка освоили военное производство — делали снаряды к 45-миллиметровым противотанковым орудиям.
Трамвай в Сталинграде продолжал работать до 23 августа 1942 года — дня самой массированной бомбардировки города. Во время Сталинградской битвы трамвайное хозяйство было уничтожено полностью.
![Война уничтожила трамвай в Сталинграде](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/d4/01/3ad40188d55a6cddb09b04940c4cc270/656x421_1_099fafbeaec16dbed938c83b4ae0d385@850x545_0x09JpoKYM_3258613915988541163.jpg.webp)
Уже 28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о его работе. В декабре 1943 года по маршруту «Центр города — завод «Красный Октябрь» отправился первый восстановленный вагон.
![Восстанавливать трамвай начали сразу после окончания Сталинградской битвы](https://n1s1.hsmedia.ru/08/b4/3e/08b43ed7d11a0f22b11c61ede6c61803/656x456_1_1041330a6c4a19d80b0fca57125c577e@1024x711_0xz3Ok85YM_8780672725357580711.jpg.webp)
В Красноармейском районе трамваи появились в ноябре 1958 года. Первым маршрутом был №11.
В 1959 году при строительстве проспекта им. Сталина (сейчас проспект им. Ленина) трамвайное кольцо с Октябрьской площади перенесли на улицу им. 13-й Гвардейской Дивизии — сейчас там находится музей-панорама «Сталинградская битва».
![Когда-то мимо мельницы Гергардта ходил трамвай](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/3e/01/3e3e012bdcd49039f4d25f0687e3f1e9/656x423_1_34b82b6c35fb22ba0b6cd6641f562b59@800x515_0xz3wxupOv_4829937920041481616.jpg.webp)
В конце 1950-х годов в Сталинграде было 11 трамвайных маршрутов.
В 1967 году началось строительство музея-панорамы, и трамвайное кольцое переместилось севернее — на пустырь улицы им. 7-й Гвардейской дивизии. Оно сохранилось до сих пор, но в постоянном режиме не используется.
В 1978 году трамвайное движение с проспекта им. Ленина пернесли на нынешнюю улицу Чуйкова, а в 1985 году когда оно было закрыто там и еще на нескольких улицах: Краснознаменской, Советской, Наумова.
Известен интересный факт о сталинградском трамвае. По мнению волгоградского коллекционера Алексея Авчухова, примерно в 1925 году у трамвая появились свои деньги — так называемые боны.
![Льготный талон номиналом 4 копейки. Два талона — одна станция, причем со скидкой](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/f9/ec/9ef9ec4cb0d6852f84b3a3635feb7b3d/579x264_1_7f79bd940bfe1fad4a476edb9f46b1c7@579x264_0xl0BAgc6m_8711882725283203959.jpg.webp)
Боны сталинградского трамвая использовались для размена. В 1924 году в России началась денежная реформа, которая способствовала укреплению рубля. Вновь вернулся золотой червонец. Он представлял собой огромные деньги, высоко котировался за рубежом, но внутри страны приносил больше неудобств — его невозможно было разменять. В целом в стране не хватало разменных денег. Пытаясь выйти из разменного кризиса, некоторые города стали выпускать свои денежные суррогаты. Правительство жестко пресекало эти попытки, приравнивая их к фальшивомонетничеству.
![Льготный талон номиналом 10 копеек. Для удобства различия его пересекала красная полоса](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/aa/27/cbaa27666fca5f92e91c4b56c2c64736/575x269_1_0cf824d1d17d72cfa62c060a871c7666@575x269_0x06NtrEKT_6119524992425224561.jpg.webp)
Но трамвай не мог останавливать свою работу и, жестко нуждаясь в разменной монете, обзавелся своими разменными денежными знаками. Боны печатались в Ленинграде на простой серой бумаге без водяных знаков и выдавались в трамвае на сдачу. Ими же можно было рассчитаться за проезд и, предположительно, обменять обратно на деньги у кондуктора. Исследователь предполагает, что городские власти знали об этом явлении, но закрывали глаза, чтобы не мешать работе трамвая. Когда разменный кризис миновал, о бонах благополучно забыли. Да так,что найти сейчас какие-либо подтверждения их существования почти невозможно.
Вагоны
С 1949 года в Сталинград стали поступать вагоны МТВ-82, которые эксплуатировались в городе до 1973 года.
В 1959-м трамвайный парк Сталинграда пополнился вагонами Т-59Е и Т-2-62 производства завода Гота (ГДР). Они проработали на трамвайных маршрутах Сталинграда — Волгограда до 1972 года.
![Самые разные трамваи ходят по городу-герою](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/c0/52/5dc05273405e17145238d6ef452732e7/656x438_1_0d15dbedc9ead64e9de7d8e746548cd5@1024x683_0xFrIl0Y1s_8025292477521166346.jpg.webp)
С сентября 1967 года в Волгоград стали приходить чешские вагоны «Татра» Т-3. Они используются до сих пор.
В апреле 2018 года в распоряжение скоростного трамвая поступило несколько новых вагонов с двусторонним расположением дверей.
![Новые вагоны приехали в Волгоград из Усть-Катава](https://n1s1.hsmedia.ru/16/0c/11/160c114205d4969dd3ee587b3d8c3545/656x438_1_97bf5c653e209385449fa39a508c0368@1920x1280_0xQqTnqQbp_6901271649516108079.jpg.webp)
![Так выглядит кабина современного трамвая](https://n1s1.hsmedia.ru/34/64/f6/3464f6bd77008f30d113788007968816/656x438_1_9f7e83836261fae182682fe93365a7af@1920x1280_0xlvR7N5NZ_8583453341813163152.jpg.webp)
Скоростной трамвай
Скоростной трамвай или метротрам — одна из достопримечательностей Волгограда. Такой трамвайной линии — с подземным участком, построенным по нормам метрополитена, — нет ни в одном другом городе России. Да и в масштабах мира СТ считается диковинкой — журнал Forbes поставил волгоградский метротрам на 4-е место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира.
![Метро в Волгограде маленькое, зато необычное](https://n1s1.hsmedia.ru/64/69/50/646950d4324198340ac1ab75b2e8452c/656x438_1_f8b615b64ccfa11641d5abc866a0855c@1920x1280_0xvZoR5IBJ_0172412652860684255.jpg.webp)
Скоростной трамвай появился в Волгограде в 1984 году. Сейчас протяженность линии метротрама составляет 17,3 км, подземный участок — 7,3 км. Из 22 станций шесть находится под землей. Скоростной трамвай проезжает по пяти районам: Тракторозаводскому, Краснооктябрьскому, Центральному, Ворошиловскому и Советскому.
![Ныряющий под землю трамвай традиционно восхищает гостей города](https://n1s1.hsmedia.ru/78/fa/d5/78fad542919b4f914132f9e10549150a/656x438_1_00332fe9af25e49c421e385da613c6c4@1024x683_0xgbefFovb_2731806646898682070.jpg.webp)
При строительстве волгоградского скоростного трамвая был решен ряд сложных технических вопросов. Чтобы вагоны подходили к платформе всегда с левой стороны, в начале и в конце подземного участка тоннели перекрещиваются в разных уровнях, а специальная конструкция подвески контактной сети позволяет пантографу складываться при въезде в подземную часть линии.
Музей МЭТ
У предприятия «Метроэлектротранс» есть свой музей — истории городского электротранспорта. Он открылся в 2000 году в здании Дома культуры Ворошиловского района, а в 2016-м переехал в депо № 5.
![Попасть в музей может любой желающий](https://n1s1.hsmedia.ru/60/c8/38/60c838bd1b81db76b02e95b0dd2e28fe/656x438_1_9bcbef66ebef7af3a16bfe7f46d6710b@1920x1280_0xK0Jsv4Ke_5739786990714754216.jpg.webp)
Экспозиция музея включает старые документы, фотографии, личные вещи работников предприятия. Здесь можно увидеть макеты трамваев, которые уже не используются, форму прежних лет, инструменты и даже фрагменты рельсов.
![Музей истории волгоградского электротранспорта работает уже 18 лет](https://n1s1.hsmedia.ru/21/7a/30/217a30b12bc6da7772972ee0a92eebc3/656x438_1_8e6b4d97fefd1586af334768597b9529@1920x1280_0xK7zatPOl_2009287264722768382.jpg.webp)
На территории депо выставлен вагон «Татра» Т-3. Более 40 лет такие вагоны ездили по улицам Волгограда. Теперь один из них стал музейным экспонатом.
![Чешский трамвай вышел на заслуженный отдых и стал почетным экспонатом музея | Источник: Алексей Волхонский](https://n1s1.hsmedia.ru/06/d0/9b/06d09b464e935094daafe0e46e342cc9/656x438_1_b1b481c02ddbe79fb98f3c5e0d4ec6d8@1920x1280_0xBTxlYo0f_2781332770501460256.jpg.webp)
А на улицах города можно увидеть самые разные вагоны — теперь их раскрашивают в честь разных событий и праздников.
![Жителям и гостям города напоминают, в каком славном городе они живут](https://n1s1.hsmedia.ru/55/e3/46/55e34656f4b982ed3c6f485fd9aa37e4/656x435_1_a2ceffb889260aee5e19d143aad5ce9f@1024x679_0x2fk1tCmT_7312546994862539211.jpg.webp)
![О грядущих событиях тоже расскажет трамвай](https://n1s1.hsmedia.ru/df/09/9c/df099c4bde2673c2b3bac3bc6b41bb62/656x438_1_6d039eb0a46ba8e940b610ee53508d95@1920x1280_0xf9YgduRj_1443528608990523667.jpg.webp)
![Наверное, самый уютный — это новогодний трамвай](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/53/88/c25388a4c1298e1e505ef2fb912c3183/656x438_1_eb88fda3e4acc523f1246be8204d9008@1024x683_0xapp7Sdlz_8946641792162775554.jpg.webp)
![В салоне тоже праздничная атмосфера](https://n1s1.hsmedia.ru/46/f4/af/46f4af919560b8983a25f54a726da779/656x438_1_9a5f102feaa2dc2f37c66856bbac917d@1024x683_0xCgEq7wUi_1075878845441077774.jpg.webp)
![Новые вагоны ждут пассажиров](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/ee/76/b1ee7612f3cde75f5edfbba40ba5a4b3/656x438_1_16f832aa80c815e795825b4f3b464766@1920x1280_0xUStpIFX1_8585912519186849216.jpg.webp)