В Волгограде ищут деньги для реставрации истребителя-памятника МиГ-21 у бывшего Качинского училища. Разрушающийся самолёт закрыли от обывателей, скручивающих гайки и части фюзеляжа. Три других, бывших памятниками, истребителей, уже сняли с постаментов и вывезли в Среднюю Ахтубу. V1.ru вспомнил всех «железных птиц», что стояли в Волгограде и о которых не знают даже многие горожане.
Качинский истребитель
Самый известный самолёт Волгограда уже 45 лет стоит напротив бывшего Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Это МиГ-21 — лёгкий сверхзвуковой истребитель третьего поколения, на котором будущие пилоты делали первые шаги по покорению волгоградского неба.
Истребитель был установлен в 30-летнюю годовщину разгрома немецких войск под Сталинградом 2 февраля 1973 года. На памятной табличке у его постамента высечены фамилии 128 защитников города, получивших звёзды героев Советского Союза во время Великой битвы на Волге. Среди них 76 лётчиков, совершивших подвиги в тяжелейшем противостоянии с асами лютваффе.
Сейчас самолёт представляет жалкое зрелище. Выпускники Качинского училища хотят реставрировать символ нескольких поколений волгоградских лётчиков, но средств на это пока нет.
— Мы приняли решение оградить его забором. Самолёт разрушается и его по частям растаскивают все, кто хочет. Уже нет многих частей фюзеляжа, — говорит председателя регионального отделения ДОСААФ России Сергей Забеднов. — Глава Дзержинского района занимается поиском средств для разработки проектно-сметной документации и последующей реставрации истребителя. О её сроках говорить пока рано, никто не знает, когда и как найдут деньги.
МиГ-15 и МиГ-19 из заброшенной части
Два взлетающих в небо истребителя, МиГ-15 и МиГ-19, многие годы стояли на территории бывшего 32-го радиотехнического полка в Дзержинском районе неподалеку от ТРЦ «Park House». Точный год установки самолетов на постамент достоверно неизвестен.
А вот годом, когда их забыли, стал 2009-й. Тогда полк был расформирован, а его подразделения присоединены к 339-му радиотехническому полку, дислоцированному в Астрахани.
С тех пор, самолеты стояли позабытыми, зарастая бурьяном и дикой порослью. Полностью разобрать их на металл мешали военные наряды из соседней части.
Вспомнили про заброшенные самолеты осенью прошлого года. Казармы и склады пошли под снос и будущую застройку, а истребители снял с постамента и забрал себе ДОСААФ. Их вывезли на аэродром в Средней Ахтубе, где планируется создать крупный военно-патриотический авиационно-спортивный комплекс с музеем авиации.
Бекетовский «Дельфин»
Еще один учебный самолет Качинского высшего военного авиационного училища летчиков — L-29 Delfin до недавнего времени стоял неподалеку от Бекетовского аэродрома в Кировском районе Волгограда.
— 45 лет назад к шестидесятилетию воздушного флота страны и по личной инициативе командира полка, начальника тыла качинского училища Виктора Волошина было принято решение установить на постаменте самолёт L-29, — вспоминает Сергей Забеднов. — Он был торжественно открыт в День воздушного флота СССР 18 августа 1972 года, возле плаца в военном городке, рядом с аэродромом где делали свои первые первые вылеты курсанты Качинского училища.
После расформирования училища военный городок заняла 67-я зенитно-ракетная бригада 58-й армии ПВО. Но, в 2012 году бригада была передислоцирована в Северную Осетию. Исчезло зенитное орудие, стоявшее у ворот части. Полностью заброшены и разрушаются казармы. Сквозь асфальт плаца прорастают деревья.
Прошлой осенью ДОСААФ также снял «Дельфина» с постамента и увез в Среднюю Ахтубу. На месте осталась только выложенная мозаичной плиткой надпись «Слава ВВС» возле бывшего пьедестала.
МиГ-21С из Майского
Еще один истребитель, МиГ-21С, стоит на дальней окраине Советского района Волгограда в поселке Майский. Этот самолет, выпускавшийся только для военно-воздушных сил Советского Союза, стал единственным в России памятником сохранившим оригинальную боевую раскраску.
По словам главного специалиста отдела по взаимодействию со структурами социальной сферы, общественными организациями и ТОС администрации Советского района Волгограда Олег Петий, сейчас редкий самолёт также хотят убрать с постамента.
— В 70-е годы прошлого века в Майском базировалась авиачасть, после передислоцированная в Мариновку, — рассказал V1.ru Олег Петий. — Один из списанных самолетов и был без всякой помпезности установлен на пустыре неподалеку от братской могилы погибших за Сталинград советских солдат где-то в 1970–1975 годах. Возле постамента с МиГ-21с поставили большую детскую площадку. Время от времени, конечно, приходят инициативы убрать самолет. Но местные жители против этого. МиГ-21с украшает посёлок и очень нравится детям. Кроме того, он никому на своем месте не мешает. Хоть он не относится к объектам культурного наследия и памятникам, состоящим на учёте, я считаю, что трогать его не стоит.
Неприкаянные самолеты Качи
Сейчас несколько истребителей и штурмовиков бывшего Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков, стоит на закрытой площадке у телецентра на Мамаевом кургане. Это все, что уцелело от некогда большого парка учебных самолетов училища, оставшихся не у дел после его ликвидации. С тех пор они уже сменили несколько мест стоянки, но окончательного «дома» так и не нашли.
Почти десять лет, с момента расформирования училища в 1997 году, самолеты простояли на обтянутой колючей проволокой пустыре за корпусом бывшего учебно-лётного отдела. Охрана и измазанная солидолом «колючка» не спасали ни от разграбления, ни от вездесущих детских компаний. С самолетов сняли на «сувениры» практически все, что можно было открутить и отломать, разбили колпаки кабин и приборные доски. По сути, от «железных птиц» оставались одни остовы, а к пустырю надолго прикрепилось название «кладбище самолетов Качи».
В 2006 году самолеты передали музею-заповеднику «Сталинградская битва». Покрасив и подлатав, их выставили на открытой площадке рядом с бронетехникой. Спустя шесть лет, когда на панораме начался капитальный ремонт демонстрационной площадки, их перевезли на Мамаев курган, разместив на время возле телецентра.
Где окончательно найдут место для выставки самолетов — до сих пор неизвестно. Вариантов предлагалось много: от передачи их в парк героев-летчиков в Дзержинском районе, до установки в новом мемориальном парке после окончания Чемпионата мира по футболу или на террасе под музеем-панорамой, где сейчас сносят старый советский фонтан.
Кафе из Як-40
Кроме заброшенных памятников военной авиации в Волгограде есть и пассажирский самолет, продолживший свою «работу» на земле в качестве кафе.
Установленный на Севастопольской набережной в Красноармейском районе Волгограда Як-40 был выпущен в декабре 1972 года на Саратовском авиационном заводе и получил номер СССР-87839. Более 25 лет он был приписан к волгоградскому объединенному авиаотряду и перевозил пассажиров на местных линиях.
В 1994 году Як-40 передали авиакомпании «ВолгаАвиаЭкспресс», а уже спустя четыре года его официально списали по причине отработки межремонтного календарного срока. Два года он провел в аэропорту Гумрака, и в 2000 году превратился в кафе возле первого шлюза Волго-Донского судоходного канала.
Мини-Ту-134 из Гумрака
Трехметровый памятник пассажирскому самолету Ту-134 стоит и в поселке Аэропорт, неподалеку от въезда в воздушную гавань Волгограда. Модель лайнера сделали специалисты авиационно-технической базы аэропорта еще в начале 80-х годов.
Кстати, модель изображает не какой-то абстрактный авиалайнер. Прототипом стал Ту-134А-3 с бортовым номером RA-65102, начинавший свою летную биографию в Волгоградском авиаотряде и только недавно прекративший полеты и вставший на хранение в пермском аэропорту «Большое Савино». И, хоть краска у мини-памятника сильно облупилась, на нем еще виден не только номер борта, но и характерная ливрея советского «Аэрофлота».
— Первоначально этот самолет стоял на перроне аэродрома, встречая гостей нашего города, — рассказала V1.ruв ведущий специалист по связям с общественностью международного аэропорта «Волгоград» Диана Бакулина. — Затем его перенесли на территорию авиационно-технической базы, а как базы не стало — отдали поселковой школе.
Алексей Серебряков
Фото: Мария Часовитина