СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Казачий театр пригласил волгоградцев на ночь

Поделиться

Приоткрыть занавес и стать подмастерьем в настоящем творческом цехе удалось каждому волгоградцу, посетившему акцию «Ночь в театре», которой актеры Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра подвели итог яркому 22-му сезону.

На протяжении вечера казачий театр был своеобразным увеличительным стеклом, сфокусировавшим внимание на мельчайших подробностях быта, обычаев и нравов станичников. Первыми народные веяния ощутили на себе самые юные зрители – почти половина программы отводилась для их знакомства с жизнью донцов. В игровой форме дети научились правильно «здоровкаться», посостязались в традиционно веселых и залихватских конкурсах на силу и ловкость, а девочки, грациозно вышагивая с коромыслом на плечах, примерили на себя образы статных казачек.

Тонкая и едва уловимая мелодия привлекла всех театралов на мастер-класс по изготовлению старинных музыкальных инструментов. Материалом для флейт Пана, ловко изготавливаемых профессионалом, стал обычный камыш. Чтобы извлечь из него завораживающие звуки, требовалось лишь прочистить ствол, забить пластилином внутренние поры растения и подстроить дудочку под себя. Природный материал оказывался недолговечен и после нескольких музыкальных подходов приходил в негодность, поэтому мастер Анатолий Атаров предлагал гостям адаптировать флейту к современности и пустить на ее изготовление обычную пластиковую трубку. Предметом всеобщего внимания стал примитивный саксофон – жалейка.

«Трубочка изготавливается из бересты и все того же камыша, – уточняет Анатолий Атаров. – А называется она так, потому что жалит своими звуками. Издавна жалейка считалась сигнальным музыкальным инструментом. Пастухи играли на ней мелодии, знакомые коровам. Кроме сигналов для животных, передавались сообщения: «Внимание! Появился волк!» – или, скажем: «Пропала корова». Многие музыкальные символы использовались и в военных действиях, координируя направления движения полков».

Говоря о жизни казаков, сотрудники театра не могли оставить в стороне главную составляющую их жизни – боевые походы. Мысли о службе постоянно вплетались в быт донцов, и даже обычный прием бани становился для казачат настоящим испытанием на прочность. Уже по телосложению старики составляли представление о бойце и сортировали подростков по родам войск. Поступив в армию и войдя в постоянное состояние войны, служивые были подвержены многочисленным ранениям. «Об удивительных медицинских умениях казаков ходят легенды, – рассказывает администратор Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Ольга Мещерякова. – На их операции однажды присутствовал академик Пирогов, оставшись, к слову, под большим впечатлением от высокого класса работы. Суровый быт отражался и на операционном столе: вместо анестезии – водка, после завершения процедур казаки изо всех сил кричали, пели песни, не давая раненому заснуть и побуждая тем самым его организм к борьбе. Кроме медицинского вмешательства, встать на ноги бойцу помогали молитвы и заговоры – каждая семья хранила уникальные слова, облегчающие трудную минуту».

От чисто мужского быта экскурсоводы плавно перешли к жизни хранительниц очага. Всем известно, что театр начинается с вешалки, поэтому разговор о национальных женских костюмах как нельзя кстати вписался в программу вечера. Облачение настоящей казачки менялось на протяжении всей жизни, а красота наряда зависела в первую очередь от ее рукодельных способностей, от благосостояния семьи и любви родителей к дочери.

«Принято считать, что девушки были весьма скромно одеты. На самом деле, у каждой казачки имелось порядка 10 нарядов, – уточняет мастер по народному женскому костюму Елизавета Черкесова. – Самое лучшее облачение доставалось подрастающей невесте – в этот период казачка носила подчеркивающую фигуру блузу и красовалась своей богатой косой. Если после рождения ребенка женщина оставалась в прежней форме, то могла вновь примерить на себя облегающую кирасу. В 40 лет ее наряд терял всякие краски и становился крайне сдержанным в цветах».

Весь колорит веселых станичных праздников сумели передать актеры театра. В нескольких эпизодах из постановки «Казачьи сказы» перед зрителями ярким калейдоскопом пронеслись основные забавы донцов, их традиционные кулачные бои и встречи «стенка на стенку». Лучшим способом передачи казачьего настроения, удали и бравости стали разливающиеся песни. Грустные мотивы исполнители оставили в стороне и несли в зрительный зал лишь радостные, будоражащие эмоции. Главная оценка мастерской игры актеров от волгоградских зрителей сосредоточилась в неоднократно повторяемом слове «Любо».

В завершение вечера музыкальное раздолье приобрело новый формат и переросло в настоящий рок-концерт. Впрочем, диссонанса между народными напевами и пришедшими им на смену переливами бас-гитары зрители не почувствовали – особая атмосфера «Ночи в театре» объединила, казалось бы, несовместимые направления. Пригласив лучшие группы Волгограда, организаторы мероприятия решили вспомнить о талантливых музыкантах, навсегда покинувших сцену. Несколько часов живого звука и качественной музыки стали по-настоящему громким и запоминающимся финалом театральной ночи.

«Завершение сезона – это особое событие для театра, – уверен директор Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Андрей Зуев. – «Ночь в театре» – наш способ показать зрителю некий синтез профессионального актерского мастерства, самодеятельного начала и интереснейшей истории казачества, создать яркую красочную палитру искусства. Нам бы хотелось, чтобы после такой встречи молодые зрители прониклись атмосферой и унесли с собой не только знания, полученные из интересных экскурсий, но и частичку нашего тепла».

Фото: Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter