Что скрывается под центральной лестницей волгоградской набережной? Как рабочие «спасают» стены ротонды? И почему главную визитную карточку города назвали большой сталинской квартирой, в которой все стены держатся лишь на «старых обоях»? Ответы на эти вопросы узнали корреспонденты V1.ru.
«Как в настоящем старинном подземелье»
В «подземелье», которое скрывается под ступенями главной лестницы, мрачно и сыро. Совсем недавно рабочие включили здесь несколько ламп и пустили свежий воздух.
— Когда я спустился сюда в первый раз, было жутковато, — признается производитель работ АО «Приволжтрансстрой» Артём Перевозчиков. — Сейчас тут все более-менее освещено, можно нормально дышать. А в первый раз мы сделали лаз и вдохнули влажный, затхлый воздух. Темно и жутко... Как в настоящем подземелье. Первым делом к работе приступили конструкторы.
— Полной информации о том, что находится ниже нуля, у нас не было, — подключается руководитель строительных работ Валерий Плиев. — По проекту мы должны были снять, отреставрировать гранитные плиты центральной лестницы и оценить несущую способность основания. Но когда увидели пространство под лестницей, поменяли все планы.
Над головой — знаменитые лестницы центральной набережной, а под ногами — скопившаяся после ливней вода и горы скопившегося на склонах мусора.
— При визуальном обследовании мы нашли участки с разрушенным бетоном и поддавшейся коррозии арматурой, — рассказывает главный инженер проекта АО «Приволжтрансстрой» Виталий Мартыненко. — Потом мы определили качество всех бетонных конструкций и с помощью ультразвука сравнили нынешнее состояние армирования с архивными данными. Дело в том, что балки заливались под определенным углом, и из-за этого есть небольшой «провесок». Чтобы выровнять поверхность под гранитные плиты ступеней, был уложен большой слой бетона, который передавал дополнительную нагрузку на конструкции лестницы. В своем проектном решении мы решаем вопрос по замене старого тяжелого заполнения на современный легкий материал.
Высокую влажность строители и инженеры называют главным врагом лестницы на центральной набережной.
— При строительстве на центральной лестнице не сделали гидроизоляцию, — добавляет Виталий Мартыненко. — Со временем вода вымыла швы. Все протекало. Нужно сделать хорошую гидроизоляцию и уже после этого браться за откос. Сейчас мы проводим дополнительные геологические исследования, чтобы понять, откуда идет грунтовая вода. Возможно, сумеем ее где-то перехватить. Нежелательно, чтобы она осталась тут после реконструкции: коррозия идет именно из-за сильной влажности.
Выставить строительные леса, укрепить все балки — вот лишь малая часть огромной работы, которая предстоит специалистам АО «Приволжтрансстрой».
— Как только мы установим строительные леса, под лестницу зайдут специалисты, которые методом пескоструя почистят арматуру и бетонные поверхности. После этого они обработают проблемные участки специальными ремсоставами. Где-то придется ставить «фермы» — металлические конструкции, которые будут поддерживать балки. Наверху мы постараемся уложиться в срок. А вот под лестницей сроки станут известны после того, как мы получим и согласуем всю проектную документацию.
На пути к центральным лестницам стройной «колодой» уложены гранитные плиты — на краю каждой записан ее номер.
— Полвека назад выбор материалов был довольно скуден. Чтобы исправить неровности в основании, под гранитные плиты заливали приличный слой раствора. Сейчас мы заменим его на современные долговечные, легкие и прочные материалы. К сожалению, с годами процессы разрушения пошли в арифметической прогрессии. Чуть активнее начала работать техника, и гранитные плиты с парапетом поползли сами собой. Большие щели, провалы под ступенями — видите? Верхние ступени под фонтаном тоже просели. Все это нужно срочно восстанавливать. Кстати, о граните. Посмотрите на цвет уже очищенного камня. Отличается от оригинала? Очищаем его термическим методом или пескоструем.
Спасти от сползания
Ограничиться чисткой гранитных плит специалистам компании АО «Приволжтрансстрой» не удалось и на знаменитой ротонде Центральной набережной, заслужившей место на всех открыточных видах города.
— По первоначальному проекту я должен быть снять облицовку, очистить ее и установить на прежнее место. «Приклеить» к старым несущим конструкциям, которые рушатся. Но ведь стену под ротондой распирает, — комментирует Валерий Плиев. — Ее пытались ремонтировать... Безуспешно. А вот видите трещину? Еще весной прошлого года она была меньше. Если бы это была обыкновенная отделка, мы бы давно перебрали эту стену и сделали новую. Но ведь это несущая часть. Если мы возьмемся за нее без укрепления грунта, то ротонда может просто-напросто поехать вниз.
Спасать визитную карточку города от сползания рабочие будут так же, как и грозивший уйти в пойму Царицы ГДЮЦ.
— Специалисты по усилению грунтов делают скважины глубиной 11-13 метров, — объясняет технологию Валерий Плиев. — Потом они устанавливают трубы и под большим давлением подают раствор, заполняя поры в грунте. Как только они закончат укрепление, мы приступим к восстановлению подпорных стен. Выглядеть они будут также, как и ее уже отреставрированная «соседка». (Она никак не влияла на ротонду, поэтому мы смогли ее сделать безо всяких проблем) Благодаря большим объемам бетона, сцепленным с облицовкой через анкера, мы получаем монолитную стену. Такая простоит 100 лет. Раньше ливневые воды шли по лестницам ротонды. Из-за этого основание просело и разрушилось. В новом проекте мы уведем воду от ротонды к существующим сетям ливневой канализации.
«Все, как в сталинках, держится на обоях...»
Проходя по тротуару со снятым асфальтом, Валерий Плиев показывает все новые и новые «Ахиллесовы пяты» Центральной набережной.
— Труд грандиозный! — признается Валерий Плиев. — Везде требуется капитальный ремонт. Вот, скажем, гранитные лестницы верхней террасы набережной — за полвека у них разрушилось основание.
Первые результаты масштабной реконструкции приятнее всего оценивать рядом с фонтаном «Искусство» — дорожки в центре верхней террасы скрываются под гранитными плитами благородных оттенков, а тротуары, ведущие к музыкальному театру — под новой брусчаткой. Вскоре, по словам Валерия Плиева, центральная набережная попрощается со старыми столбами и спутанными «воздушными канатами» (кабелями освещения. — Прим. ред.).
— Основание под гранитом было довольно слабым, поэтому мы решили сделать вокруг фонтана монолитную бетонную плиту, — добавляет руководитель строительных работ. — Можете посмотреть на первые наброски: гранит на верхней террасе набережной будет двух цветов. Светлый и темный. Кстати, за всеми работами следят не только заказчики и авторы проекта, но и любопытные волгоградцы.
Виктория Рындина