В квартире волгоградки Натальи Руденко нет ни одного зеркала. Молодая женщина почти не выходит на улицу и все свободное время скрывается за монитором компьютера. Она не появляется у врачей и мечтает лишь об одном... Навсегда расстаться с 200 лишними килограммами, ставшими для нее неподъемным грузом.
Наталья в просторной светло-голубой рубахе замечает камеру и быстро достает расческу. Не скрывая волнения, женщина поправляет сбившиеся волосы и спрашивает: «Будете спрашивать про вес?».
— В детстве я была худой, — вспоминает Наталья Руденко. — Но лет с трех я начала полнеть: то к бабушке ездила, то еще что-то. Потом стала требовать вторую порцию в детском саду. Мне действительно хотелось кушать. Мама возила меня к профессору, который сказал: «Если вы не будете придерживаться диеты, то к 30 годам ваша дочь станет инвалидом». И мы старались правильно питаться. Немного занимались спортом, помогали родителям по хозяйству: на подворье были и коровы, и куры, и поросята.
В школе бойкая волгоградка не давала спуску одноклассникам, не раз бросавшим в след обидное «Толстушка».
— Мы не на Луне, поэтому я, конечно, слышала и про пампушку, и про толстушку, — вспоминает волгоградка. — Я никогда не давала себя в обиду. Защищалась если не словами, то кулаками. Помню, что спустила с лестницы мальчика на несколько лет старше себя. Потом мне это до 11 класса выходило боком: он оказался то ли сыном, то ли племянником учительницы по немецкому языку. В общем, мальчики были мною побиты, а девочки ходили то с порванными куртками, то с зонтами.
Лишние 15- 20 килограммов никогда не мешали Наталье быть эффектной девушкой и ловить на себе внимательные взгляды мужчин.
— Когда была моложе, у меня не было никаких проблем с одеждой, — вспоминает Наталья Руденко. — Мама работала портнихой, поэтому у меня у первой появилась клетчатая юбка, модная жилетка, пиджачок и даже галстук в тон. Жаль, что тогда мне хотелось носить купленный ширпотреб. Одежду мама мне шьет и сейчас: найти наряды в магазинах очень сложно. Размеров больше 70 просто нет. Даже 60 и 70 можно отыскать с большим трудом. А они еще и маломерят.
«Загубила себя сама»
Устроившись в троллейбусное депо, молодая волгоградка напрочь сбила режим питания и даже не заметила, как прибавила несколько лишних килограммов.
— График был разный. Порой выходила в три часа ночи, а заканчивала в 23:00, — не поднимая глаз, рассказывает Наталья Руденко. — Могла пропустить завтрак, а на обед съесть полторы — две порции. А ужин... Приезжаешь с работы, бросаешь в кастрюлю пельмени или сардельки. Быстро перекусил — и спать. Я всегда знала, что мне нужно худеть. Но не всегда худела.
Точка невозврата в бесконечной борьбе с весом наступила после того, как у беременной Натальи Руденко случился выкидыш.
— Я загубила себя сама. Конечно, после выкидыша произошел гормональный сбой, — с трудом сдерживая слезы, признается молодая женщина. — Но я еще и заедала все свои проблемы. Могла за раз съесть половину торта, если уж очень хотела сладкого. Старалась разнообразить меню овощами и фруктами, но все равно полнела. Вообще мы слышим только то, что хотим слышать. «Хорошо, хорошо, мам. Я все знаю». Но на самом деле слушала советы родителей только ушами. Я помню, что папа очень уговаривал приехать к ним в область. Говорил: «Дочь, мы тебя любим. Ребенок, ты нам нужен».
Четыре года назад Наталья Руденко уже с трудом выходила на улицу. Женщину мучили и страшная одышка, и появившиеся на ногах язвы.
— Я, наконец, решилась: еду к родителям, — делится воспоминаниями женщина. — Я села на диету без сахара и соли. Две-три недели ела пресную кашку, а потом, чтобы организм не взбунтовался, переходила на что-то другое. Мы выстраивали правильный рацион, обсуждали меню на завтрак, обед и ужин. Мама придумывала все новые рецепты: и варила, и запекала в духовке, и готовила на углях. Конечно, меня не отпускало постоянное чувство голода. Когда я заходила на кухню, мама спрашивала: «Хочешь покушать?». Не мешало бы. Она давала мне тарелку с кашей, яблочко или огурец. Апельсины, яблоки, грейпфруты для перекуса всегда лежали и в моей комнате. За те два года, что я жила у родителей, мама постарела лет на 10. Она плакала, уговаривала меня. Папа вообще ходил серым. Всяко было: и уговоры, и скандалы, и бойкоты. Папа, несмотря на его жесткость, приходил ко мне и разговаривал, как с маленькой девочкой: «Пойми. Мы тебя любим. Мы стараемся ради тебя». Он приходил за мной, чтобы пройти какие-то несчастные 10 метров. Переступал через свою гордость и помогал.
Кардинальные перемены в питании дали свои результаты: вскоре после переезда к родителям Наталья смогла без страшной одышки пройти не 10, а целых 500 метров!
— Я очень боялась и боюсь весов, — признается молодая женщина. — Лет 15 вообще на них не становилась. Но, судя по одежде, у родителей я похудела на 50-60 килограммов. Если бы не они — люди, которым при жизни можно поставить памятник, — я бы просто не выжила. Они готовы на любой стыд и позор. Лишь бы я выкарабкалась и спаслась от этого страшного веса.
«Когда узнала свой вес, у меня полились слёзы»
С мечтами о похудении Наталья Руденко не торопилась идти к врачам. Уже сейчас женщина признается: «Просто боялась».
— Последнее мое появление в больнице было не очень приятным, — вспоминает волгоградка. — Лет 6-8 назад у меня случился гипертонический криз. Когда домой приехали врачи, давление подскочило до 280 на 160. Медики сказали: «Сначала собьем его дома. По дороге может случиться инсульт». Спустя несколько дней ко мне в больницу пришел эндокринолог. Женщина-врач посмотрела на меня и сказала: «Жрать надо меньше. А лучше вообще рот зашить». Я восприняла это очень болезненно и послала всех лесом–полем. Я ведь думала, что, если ем один раз в день, то ем мало. О порциях даже не говорила. Когда в больнице меня поставили на весы, отметка перевалила за 160 килограммов. После этого я слезла с них и больше не вставала. Боялась. Недавно меня позвали на телепередачу и снова взвесили. Я думала, что вешу килограммов 340. А оказалось, что 270. Знаете, у меня даже слезы полились. Когда ты за 350 метров делаешь три-четыре остановки, то можешь придумать себе хоть 300, хоть 500 килограммов.
Задавив себя комплексами и переживаниями из-за 200 лишних килограммов, молодая женщина убрала из квартиры все зеркала: одно из них уже несколько лет пылится и покрывается разводами на узеньком балконе.
— Мне неприятно, мне стыдно. Я стараюсь давить в себе это чувство... но его никуда не деть, — Наталья Руденко водит пальцем по покрывалу и не поднимает глаз. — Ты глядишь в зеркало и понимаешь: стыдно, страшно, противно. Отвращение к самой себе. Я представлю, что думают обо мне люди. Кто-то поддержит, а кто-то и скажет: «Фу, жрать меньше надо». Тем не менее внимания от мужчин мне хватало всегда. С самого детства не только родные говорили мне: «Наташа, ты лапочка на мордашку. Ты красивая, ты милая». Я видела взгляды мужчин, которым я нравилась. И взгляды тех, кто меня презирал. Пока была молодая, могла ответить хамством на хамство. А могла сказать: «Не нравлюсь тебе? Пройди мимо». Мой гражданский муж, с которым мы расстались на несколько лет, а потом встретились и проговорили целые сутки, сказал лишь: «Как жаль, что все эти годы я не был с тобой. Я тоже был полным и помогу тебе».
«Мечтаю о джинсовой юбке 50 размера»
Свое появление в эфире известной телепередачи волгоградка считает большим подвигом: Наталья Руденко до последнего боялась рассказать о своей проблеме тысячам зрителей.
— Я очень устала и морально, и физически, — выдыхая, признается молодая женщина. — Я снова почти не выхожу на улицу и с трудом передвигаюсь по скрипящим половицам дома, который построили еще в 1932 году. Из-за своего веса я боюсь просто-напросто провалиться вниз. На избавление от лишнего веса мне дали год. Обещали положить в клинику, установить баллон для контроля над аппетитом, урезать желудок, а потом убрать всю лишнюю кожу. Если честно, у меня почти нет силы воли. Курить я могу бросить хоть сейчас. Просто отодвинуть пачку сигарет в сторону и забыть о ней. А вот с едой все намного хуже. Иногда ем не утром, а только в обед. И тогда уже загоняю в себя и первое, и чай, и еще что-то сверху. Ради выздоровления готова пообщаться с психологом. Готова почистить свой холодильник. Готова на все. Дальше тянуть некуда. Я боюсь заработать сахарный диабет: для меня это страшнее всего. У меня нет мысли, что волшебник в голубом вертолете сделает мне операцию и спасет от всех проблем. Я планирую заниматься собой.
Главным стимулом суперпреображения — Наталья Руденко надеется похудеть до 90 килограммов — женщина считает джинсовую юбку, оставшуюся в гардеробе с лучших времен.
— Я лентяйка. Но мне кажется, что, если у меня заберут 200 лишних килограммов, я буду порхать и днем, и ночью, — на этих словах Наталья Руденко светлеет лицом. — Дайте мне воздух, и я буду дышать. Помню, что в 16 лет я запросто могла пройти 7 километров и не заметить этого расстояния. Приходила домой, лежала минут 15 и шла дальше. Я весила около 90 килограммов и ощущала себя стройняшкой. Вернуться бы в то состояние. Знаете, у меня есть фотография, на которой я стою в джинсовом костюме. Обожаю джинсовые ткани и длинную одежду. Как же я мечтаю снова надеть эту юбку 50-52 размера. Ничего не мотивирует так, как этот костюм. Носила бы его, не снимая. Помню, как смотрела программу про девочку, которая весит всего 17 килограммов. Сидела и думала: «Где же люди с насосами? Срочно перекачайте, пока она не передумала». Как бы не было тяжело, надо уметь над собой посмеяться.