В Волгограде на территории Центрального рынка полным ходом продолжается ремонт фасада исторического Мясного корпуса, который пережил Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, строительство возрождённого Сталинграда, застой и перестройку. По мнению волгоградского общественника Валерия Котельникова, все мы наблюдаем за похоронами объекта культурного наследия. В комитете госохраны памятников настроены более оптимистично.
— Ремонт внутри Мясного корпуса сделали сначала внутри. Экспертизы тоже никакой не проводили и объясняли этот факт необходимостью поддержания эксплуатационного состояния, — рассказал V1.RU руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Хотя то, что там делалось, не соответствовало критериям поддержания эксплуатационного состояния. Внутри корпуса был проведен капитальный ремонт с полной заменой коммуникаций.
По словам Валерия Котельникова, ровно то же самое сейчас происходит с внешней стороны исторического здания на территории Центрального рынка.
— Сейчас делают фасад и опять-таки ссылаются на циркулярное письмо Министерства культуры о том, что в целях поддержания в эксплуатационном состоянии не надо делать государственную историко-культурную экспертизу и достаточно обычного проекта. Но ссылка, замечу, немножко лукавая. У нас опираются на первую часть письма, умалчивая о том, что во второй части четко говорится, что экспертиза не требуется только в двух случаях: если не затрагивается предмет охраны памятников культурного наследия, а у нас он и затрагивается, и если ремонту не подлежат крупные детали фасада. По закону здесь должен быть проект по сохранению объекта культурного наследия, одобренный по итогам госэкспертизы. Только после этого можно было приступать к работам.
Настораживает Валерия Котельникова и квалификация работающих на Центральном рынке специалистов. По словам общественника, у компании «Реновацио» нет в штате компетентных людей.
— В комитете государственной охраны памятников культурного наследия Волгоградской области сообщают, что у фирмы, которая делает ремонт фасада, есть лицензия. И это действительно так. Но я изучал эту фирму. Ее учредителем является женщина, которая всю жизнь занималась общественным питанием. Внезапно она покупает готовую фирму с лицензией. Это произошло, когда в Волгограде объявили конкурс на отбор подрядчика для благоустройства сквера возле «Гасителя». Сначала был опубликован тендер, через неделю была куплена фирма «Реновацио», которая и выиграла аукцион. То есть ремонт Мясного корпуса, по сути дела, — лишь вторая работа компании в ее «биографии». По официальным данным налоговой, в штате «Реновацио» ноль сотрудников. То есть они взяли генподряд, нанимают фирмы по субподряду, не имея при этом аттестованных специалистов-реставраторов.
Наблюдая за тем, как преображается Мясной корпус, Котельников уже не находит сил заниматься перепиской с Минкультом.
— При существующем положении дел в регионе, когда ставишь вопрос один, а тебе отвечают совсем другое, проблемы трудно решить. Если нет политической воли, о каком сохранении мы можем говорить? Тем более когда глава региона говорит, что наследие мешает развитию. По сути мы повторяем путь Татарстана и Нижнего Новгорода, где происходили похожие процессы. Помните, как в Нижнем накануне чемпионата губернатор Шанцев проехал по турмаршруту и показал пальцем на 32 деревянных дома 19-го века со словами: «Снести эти деревяшки»? Слава богу, Шанцева снесли раньше, чем деревяшки. Пришел новый губернатор — и теперь все эти 32 дома взяты под госохрану, идет реставрация.
Валерий Котельников настаивает на том, что цемент, которым замазали исторический кирпич Мясного корпуса, по сути похоронил памятник культурного наследия.
— У нас не хотят делать по закону. Нашим надо только как покрасивше. Кирпичную кладку на фасаде Мясного корпуса в советские годы белили, за счет чего она и имела этот желтоватый оттенок. Что сделали сегодня рабочие? Они поверх это побелки нанесли цементнопесчаную штукатурку. Не знаю, как этот слой будет держаться. Знаю наверняка, что раствор будет разъедать кирпич, что приведет к разрушениям. Они несовместимы. Мы теряем еще один объект из-за невежества, лизоблюдства... Все хотят быть лояльными и слова против не сказать.
В областном комитете госохраны памятников культурного не склонны драматизировать ситуацию и заявляют, что проводимые сейчас работы на Мясном корпусе ему никак не вредят.
— Ремонт фасадов предусматривает очистку фасадов от старой штукатурки и плитки, ремонт кирпичной кладки, оштукатуривание, покраску. Данные работы не изменяют предмет охраны, — сообщил сайту V1.RU председатель комитета Алексей Ломов, подтверждая попутно, что проведение госэкспертизы в данном случае не требуется. — Ремонт проводится при авторском надзоре и научном руководстве, осуществляемым организацией, имеющей лицензию Министерства культуры РФ.
По окончании ремонта, когда Мясной корпус изменится до неузнаваемости, объект будет принимать заказчик работ в присутствии исполнителей, авторов ремонта и представителей комитета.