На 22 января у концессионера Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) Волгограда ООО «Парк» остаётся три месяца на выполнение всех запланированных работ по договорённости с администрацией города о благоустройстве парка. Большинство из них вовремя не были выполнены или не сделаны до сих пор, что не помешало мэрии отдать владельцам компании зарабатывать на другом парке — в пойме реки Царицы рядом с интерактивным музеем «Россия — моя история». Что обещали и что сделали в ЦПКиО — читайте в материале V1.RU.
Тайное соглашение
— К 1 мая 2020 года должен быть в рамках концессионного соглашения выполнен, согласно установленному графику, перечень всех работ по благоустройству и созданию в ЦПКиО объекта отдыха граждан, — сообщает V1.RU со ссылкой на текст концессионного соглашения между ООО «Парк» и администрацией Волгограда. — ООО «Парк» обязано поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонты, осуществлять модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного в ходе эксплуатации оборудования более новым, нести расходы на содержание имущества.
Концессионный договор действует до 31 декабря 2056 года. Чиновники договорились с «Парком», что его содержание будет скрыто от волгоградцев (копия соглашения имеется в распоряжении редакции V1.RU).
— Концессионная плата определена в размере 2 674 266 рублей в год, — отмечено в договоре. — Её размер индексируется один раз в три года на официально опубликованный Федеральной службой государственной статистики уровень инфляции. Мэрия не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера. Представители администрации Волгограда не вправе разглашать сведения, отнесённые настоящим соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной.
Договор и реальность
В соглашении чётко прописаны сроки выполнения тех или иных работ.
— Формирование дорожно-пешеходной сети по плану управления перевозками в период подготовки и проведения матчей ЧМ-2018 в Волгограде должно было быть сдано в октябре 2017 года, — говорится в договоре.
Сейчас уже и не вспомнить, справился ли концессионер с условием, но на матчи ЧМ-2018 болельщиков пускали в обход территории парка по дороге вдоль Волги.
— Установка колеса обозрения высотой не менее 48 метров должна быть завершена к октябрю 2017 года, — отмечено в требованиях.
Открытие 50-метрового колеса обозрения состоялось только в сентябре 2018 года, спустя девять месяцев после запланированного срока. Согласно договору, за срыв сроков концессионер должен платить неустойку в размере 0,01% от соглашения или всего 267 рублей в день. Пока с ООО «Парк» мэрия по этому поводу не судилась. Городской бюджет мог пополниться за счёт этого 64 тысячами рублей.
Реконструкция мемориала Великой Отечественной войны на территории ЦПКиО должна была быть закончена к 1 февраля 2018 года. Срыв открытия памятника к 75-летию разгрома немцев под Сталинградом концессионер позволить себе не мог и уложился в сроки.
На «Формирование территории входной группы» площадью не менее 500 квадратных метров отводилось время до 1 мая 2018 года. О чём идёт речь — не совсем понятно, так как данная территория пока не появилась. Сумма неустойки — 72 090 рублей.
Территорию для казачьего города концессионер отвёл в срок — к маю 2018 года.
Благоустроить парк и создать систему полива ООО «Парк» обязался к тому же 1 мая 2018 года. Поливочный водопровод в ЦПКиО начали прокладывать почему-то зимой, в декабре 2019 года. А на баланс к концессионеру встали 452 кустарника, 2578 лиственных и 644 хвойных деревьев. В договоре по поводу них указывалось: «100% физический износ». В итоге они были уничтожены, а назвать их замену равноценной пока никто не отваживается. К апрелю 2019 года вместо них высадили всего 130 саженцев.
К 1 января 2019 года парк должен был обзавестись спортивными объектами. Они появились в апреле того же года. Но по проекту зона спорта представляла собой не менее пяти объектов общей площадью 10 000 кв. метров. На них обещали поставить мини-футбольное поле, тренажерную площадку, шахматы, роллердром, баскетбольную площадку. К весне вместо них появились только верёвочный городок и скейт-парк.
— В парке запланировано строительство теннисного корта, территории для занятий йогой, баскетбольной и футбольной площадок и детской универсальной площадки, — обещали в мэрии. — Здесь же специалисты установят уличные шахматы с метровыми фигурами.
Волгоградские власти заманивают в город иностранных гостей с целью налаживания экономических и культурных связей благодаря развитию отношений между городами-побратимами. Напомним, что дружба между английским Ковентри и советским Сталинградом дала старт побратимству во всём мире.
Местные власти, видимо, решили использовать этот тренд и создать в ЦПКиО территорию городов-побратимов площадью 5000 квадратов с 21 расположенным на ней объектом к маю 2019 года. Вы видели эту зону? Мы — нет.
Детские аттракционы обещали к 1 мая 2019 года. Их должно было быть не менее пяти на площади 10 000 квадратов. К лету они появились. Но согласно концессионному соглашению, они не принадлежат городу, и ООО «Парк» может их вывезти куда угодно в случае прекращения договора.
В те же сроки должны были заработать пять молодёжных и семейных аттракционов. Они должны были занять ещё 7000 квадратов.
А вот в июле прошлого года волгоградцы должны были бежать в ЦПКиО, чтобы освежиться и спастись от летнего зноя. Во всяком случае, ООО «Парк» должно было сдать к этому времени пять водных аттракционов.
К маю 2020 года должны быть завершены все запланированные работы. 1 мая волгоградцев «приглашают» на открытие политехнической экспозиции «Нобелевский городок» и в большой летний амфитеатр на 200 мест.
В соглашении не указываются сроки, но рядом с ЦПКиО должна быть устроена парковка на 66 автомобилей. При этом парк дружбы «Волгоград — Баку» не входит в концессионное соглашение, работы по благоустройству и реконструкции в нём не должны производиться.
Опасная насыпь и 300 миллионов инвестиций
В конце 2019 года в публичную сферу попала информация о возведении на склоне вдоль ЦПКиО незаконной насыпи. Надзорные органы подтвердили её существование и выписали предписание об устранении. Правда, кому — пока не известно. Но, согласно договору между ООО «Парк» и администрацией Волгограда, ответственность должен нести именно концессионер.
— Концессионер отвечает за вред, причиненный третьим лицам в результате использования объекта концессионного соглашения, — говорится в договоре. — Настоящее соглашение прекращается на основании решения концедента в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.
Эксперты уверяют, что опасная насыпь является угрозой для объектов ЦПКиО, возведённых на склоне. При этом срыв сроков соглашения ООО «Парк» относится к существенным нарушениям, что также является поводом для расторжения договора.
— К существенным нарушениям концессионером условий настоящего соглашения относится нарушение сроков создания объекта соглашения более чем на 60 календарных дней, — отмечено в документе. — Дальность подвозки и отвозки грунта, строительного мусора, с учётом утилизации, определяется проектной документацией на специально отведённые полигоны твёрдых бытовых отходов, расположенные на территории Волгограда и Волгоградской области.
Как оказалось, строительный мусор и спиленные деревья оказались закопанными на склоне, а не на полигонах.
Перед подписанием соглашения власти обосновывали его выгодность 300-миллионным вложением средств в развитие ЦПКиО концессионером. Нигде в договоре эта цифра не обозначена.
— На период создания объекта соглашения концессионер предоставляет безотзывную банковскую гарантию в размере 20 миллионов рублей со сроком действия до 1 мая 2020 года, — единственное, что упоминается в соглашении по поводу инвестиций ООО «Парк».
Что сделала администрация Волгограда
Перечисленные нарушения, которые возникли практически сразу же после подписания соглашения, не стали основанием для расторжения концессионного договора.
— В связи со смещением сроков по реализации отдельных этапов соглашения, связанных с усовершенствованием проектов, инвестор известил администрацию Волгограда о намерении выполнить все работы в полном объёме и выплате неустойки в соответствии с условиями концессионного соглашения, — отметили свою позицию в мэрии. — Реконструкция Центрального парка культуры и отдыха ведётся с учетом мнений волгоградцев, в связи с чем в проект вносятся изменения.
По всей видимости, городские власти ситуация с ЦПКиО устроила, поскольку они отдали владельцам ООО «Парк» в управление парк, растянувшийся в пойме реки Царицы от интерактивного музея «Россия — моя история» до Астраханского моста.
Общий уставной капитал «Парка» составляет 75 951 000 рублей. Гендиректор компании — Пётр Пигалев. На 2018 год в фирме официально числились 10 сотрудников. Выручка в том же году составила 17 миллионов рублей. При этом организация стала убыточной и ушла в минус со 139 тысячами рублей.
ООО «Парк» было зарегистрировано 29 июля 2015 года, за два года до получения ЦПКиО в концессию. Сейчас 75% долей в компании владеет Нодирхон Касымов. Его доля находится под обременением. Она была заложена 30 января 2019 года.
Нодирхон Касымов числится в Волгограде директором и владельцем ООО «Фортуна» и выступает учредителем ещё четырёх компаний: волжской ООО «Сфера», ООО «Волгск», ООО «Атрина» и ООО «Волгастилл».
«Волгастилл» и управляет парком в пойме реки Царицы. Учредителями этой компании также числятся Татьяна Шведова — вторая хозяйка ООО «Парк», Андрей Казачанский и известный в медиа сфере Волгограда Дмитрий Хохлов. Сама организация создана в 2011 году. Но к 2018 году сменила всех прежних учредителей.
Отметим, что Татьяна Шведова, помимо «Парка» и «Волгастилла», — учредитель фирмы «Планета вкуса».
Связаться с гендиректором ООО «Парк» корреспонденту V1.RU, к сожалению, не удалось.
Мнение урбаниста
— Территория ЦПКиО не приобрела системного благоустройства, — считает урбанист Дмитрий Любитенко. — На концессионное соглашение возлагались очень большие надежды. Но по факту, необходимо тщательно изучить ситуацию и понять, что же с этим всем делать. С одной стороны, ведутся судебные тяжбы по поводу планировки территории склона парка и недоосвоена территория самого ЦПКиО.
Урбанист видит и другие проблемы.
— Установлены какие-то аттракционы, колесо обозрения, но парк не выполняет своей главной функции — в нём практически нет зелёных насаждений. Это не то место, где можно прикоснуться к природе, — говорит Дмитрий Любитенко. — Между концессионером и мэрией было заключено дополнительное соглашение о благоустройстве склона, но в итоге оно сорвалось, а стоящие на его краю аттракционы могут сползти вниз, поскольку появилась непонятная и незаконная насыпь.
Смущает активиста и передача владельцам компании-концессионера территории в пойме реки Царицы.
— Я думаю, что городская администрация по каким-то причинам просто пошла на поводу у инвесторов, у которых были слишком большие аппетиты, — считает Дмитрий Любитенко. — И они просто не рассчитали свои силы. Парк в пойме не до конца возведён, и работы в нём сильно отставали от графика, как и в ЦПКиО. В итоге, вместо обещанных вещей и развлечений, смету сильно сократили. Расходы практически все снизили, поскольку инвестор не справляется со своими обязательствами.
Обещания концессионера сильно разнятся с реальностью.
— Концепция ЦПКиО предполагала огромное количество пространств, и суммы вложений должны были быть намного больше, чем реально вкладываются в объект, — уверен урбанист. — Я думаю, что ООО «Парк» не выполнит все обязательства к маю 2020 года. Сейчас сезон, когда вести активные работы проблематично в силу технологических причин, а времени осталось совсем не много на всё запланированное в соглашении.
Дмитрий Любитенко уверен, что никаких действий со стороны мэрии в результате срыва сроков не последует.
— Думаю, что будет срыв соглашения, но, боюсь, администрация Волгограда займёт умеренную позицию, как делала это и раньше, и не будет никаких санкций, — резюмировал Дмитрий Любитенко. — Возможно, это связано с её особой расположенностью к этим инвесторам. Само соглашение подразумевает выплаты штрафов за срывы, но ранее администрация не очень стремилась к их взысканию. Сейчас это будет проверка мэрии. Низкая неустойка при невыполнении вовремя работ может сделать это соглашение вечным.