В Волгограде на 39-м году жизни скончался известный фотограф Александр Гривин. Внешне он ничем не отличался от большинства горожан и особо нигде не светился. Саша (так называют его близкие люди) совмещал непростой труд на стройке и умел разглядеть красоту в обыденных вещах.
— Я познакомился с Александром в 2012 году очно, а заочно чуть раньше, когда увидел его фотографию с поворачивающим трамваем и от души порадовался, что у нас в Волгограде кто-то так снимает, — вспоминает близкий друг Александра Гривина Федор Ермолов. — В 2012-м в Сарепте проводили фестиваль современной фотографии, и я искал партнера. С Сашей меня познакомил Леонид Топровер. В патовой ситуации Саша буквально за считанные дни решил все проблемы и собрал шикарную коллекцию. С того момента мы и дружили. Мне была интересна современная фотография, а Саша был интересным человеком, благодаря которому в нашей области много чего хорошего случилось. Собственно ему принадлежит идея фестиваля уличной фотографии в Волгограде. Это была совершенно новая концепция, которая понравилась фотографам во всем мире и которая имеет свое продолжение.
— Буквально в четверг мы созванивались с Сашей по поводу другого нашего проекта «Мартынов городок. Внутренняя граница» в хуторе Мартыновском. И как организатор, и как участник Саша много чего сделал для этого фестиваля. Обсуждали планы... В общем, шок.
Со слов Федора Ермолова, Александр никогда не жаловался на собственное здоровье. Смерть волгоградца стала для многих полной неожиданностью.
— Осенью во время фестиваля в Мартыновском Саша не смог приехать, сославшись на то, что у него прихватило сердце. Но в последнее время мы строили планы. Теперь мне приходится понимать, что многое, о чем мечтали, уже несбыточно. Саша был потрясающе простым и одновременно потрясающе сложным человеком. Он еще по осени меня очень сильно пугал, когда периодически говорил о проблемах со здоровьем. Я ему говорил: «Саша, ну дуй уже к врачу». А он отвечал: «Как помру — так и помру, никуда не буду метаться». Сейчас думаю, если бы метнулся пораньше, все было бы не так. Но это Сашина бытность. Парень от сохи, не из какой-то высоколобой университетской семьи, с дворовой крепкой закалкой, производящий первое впечатление гопника. Основная его работа — строитель. Работал руками, не какой-то инженер. При этом он обладал потрясающе тонким видением, коим редкий интеллигентный человек мог бы похвастаться. У него был талант от Бога.
— Когда мы работали в Мартыновском, я однажды ему сказал: «Саша, у меня такое неприятное чувство, что ты халтуришь». На это он улыбаясь ответил: «Халтурю я, когда тебя слушаю. А когда не слушаю, я не халтурю». Совершенно великолепные фотографии получались у него неожиданно. Уже потом мне стало понятно, что когда Саша начинал выстраивать кадр, получалась ерунда.
— Отдавая себя работе, Саша иногда без видимой усталости заявлял: «Все, давайте завязывать, я устал». Человек пропускал все через себя. Он часто говорил о себе, что не умеет связать двух слов, при этом писал потрясающе тонкие стихи. Иногда и полную чухню, конечно. Но он просто ничего не фильтровал ради того, чтобы казаться. Ему это было не интересно.
По словам Федора Ермолова, Александр Гривин никогда не гонялся по экспедициям. Часто у него в кадре оказывалась поэтично оформленная родная стройка. Особое место занимала семья. Проект «Родня», известный многим волгоградцам.
— Саша смеялся, что он единственный фотограф-«жулик», которому удалось на грант Союза фотохудожников России снять семейный фотоальбом.
Большую популярность Александру Гривину принес его проект «Сестры». На протяжении 10 лет фотограф снимал своих дочерей. Вот что сам Александр писал об этом проекте:
— Я снимаю проект «Сестры» уже около десяти лет. Это история повседневной жизни двух сестер — Маши и Даши, моих дочерей. За время съемок многое изменилось: от моего отношения к съемочному процессу до взаимоотношений между детьми. Поначалу цвет давался мне тяжело, и я переводил все в монохром либо снимал на черно-белую пленку. Так и сформировалась основная часть проекта. Кроме этих фотографий, есть еще много цветных кадров, с которыми мне еще нужно поработать.
— Саша говорил, что пристрастился к фотографии, именно снимая своих дочерей. Часто говорил, с чем я совершенно не согласен, что главное предназначение фотографии — семейная память. В семейной фотографии он реализовался и оставил память о своей семье. И о себе.
И сам Александр не раз говорил о ценности семейной фотографии. Мечтал снимать внуков:
— Съемка семейного альбома всегда была для меня важным процессом. Я хочу, чтобы в дальнейшем в этом проекте («Сестры». — Прим. ред.) присутствовали не только мои дети, но и внуки. Самое сложное для меня — собрать кучу картинок в единое целое, ничего не «расплескав».
Александр Гривин не дожил до 40 лет. Он родился в Волгограде в 1981 году. Закончил среднюю школу № 96. С 2010 года — член Союза фотохудожников России, директор волгоградского филиала. В 2011 году — участник «Портфолио Ревю» в Москве. Победитель Фестиваля уличной фотографии — 2013 в Москве. Стипендиат Министерства культуры РФ для молодых деятелей культуры и искусства 2015. Выпускник школы документальной фотографии «ДокДокДок» 2017. Публиковался в Foto&video, Bird in flight, «Новая газета».
Прощание с Александром Гривиным пройдёт в пятницу, 21 февраля, в 10:00 в Волгограде по адресу улица им. Землячки, 74, строение 15.
Редакция сайта V1.RU выражает соболезнования дочерям Александра Гривина и жене Насте.