Сегодня ночью в Сочи скончался полковник в отставке, волгоградец Виктор Скопенко. В 1990-е он был другом, сослуживцем и соратником Льва Рохлина, стал героем чеченской войны и неудачно баллотировался на пост мэра Волгограда.
— У Вити не выдержало сердечко на фоне прогрессирующего сахарного диабета, — рассказала корреспонденту V1.RU вдова Виктора Скопенко Вера Ивановна. — Повлияло на это и все эти войны, и тяжёлая жизнь в последние годы. Сердечко не выдержало. Это так для нас неожиданно. Он всегда боец был, а тут... Не смог...
Виктор Скопенко стал легендой российской армии в 1990-е. Он родился ещё в Сталинграде 4 сентября 1951 года. После школы выбрал карьеру военного.
В январе 1979 года молодой капитан Виктор Скопенко служил в Среднеазиатском военном округе и одним из первых выдвинулся со своей частью из Семипалатинска в Афганистан. Там он познакомился с будущим генералом Львом Рохлиным.
Об Афганистане Виктор Геннадьевич говорил мало, отмечая, что Советская армия пошла туда не просто. Также очень тепло отзывался об афганском населении. После Афгана не ушёл из армии, как многие другие офицеры на фоне её развала, а продолжил службу.
Перед первой чеченской войной, в декабре 1994-го, стал заместитель командира 8-го армейского, или как его ещё называли «волгоградского», корпуса по воспитательной работе.
Вся страна узнала имя Виктора Скопенко зимой 1995 года, когда он не побоялся дать откровенное интервью о состоянии российской армии и просчётах командования военному корреспонденту Александру Сладкову. Волгоградский военный не стеснялся грубых высказываний в адрес командования, проблемах и рассказывал о том, как юных неподготовленных выпускников школ — мальчишек — бросили воевать с кадровыми военными.
Несмотря на занимаемую небоевую должность, Виктор Скопенко воевал. Во время штурма Грозного он взял на себя руководство 74-й отдельной гвардейской Звенигородско-Берлинской ордена Суворова II степени мотострелковой бригадой СибВО после ранения её командира полковника Аркадия Бахина. Когда Аркадий Бахин выздоровел, Виктор Скопенко передал ему командование и вернулся в родной волгоградский корпус.
Боевой опыт не прошёл даром и повлиял на дальнейшую карьеру Виктора Скопенко. В октябре 1995-го ему доверили должность заместителя командующего 8-м гвардейским корпусом Льва Рохлина.
С генералом у Виктора Геннадьевича завязалась крепкая дружба, продлившаяся долгие годы. Когда Лев Рохлин пытался строить политическую карьеру, Виктор Скопенко помогал ему во всех его начинаниях. Офицеры дружили семьями, отмечали вместе праздники, строили планы на будущее. Вместе шли в политику.
В 1995 году Виктор Скопенко баллотировался на пост мэра Волгограда. Вместе с ним пройти в эшелоны местной власти пытались около 30 офицеров 8-го гвардейского армейского корпуса. Попытка закончилась провалом. На фоне скандальной предвыборной кампании абсолютно все главы районов Волгограда пожаловались в Генеральный штаб, что во время выборов Виктор Скопенко вместе с Львом Рохлиным «пытались ввести в городе военное положение, используя в ходе предвыборной борьбы бронетехнику и солдат». Победу на выборах мэра Волгограда одержал Юрий Чехов, которого военные обвинили в чрезмерном использовании административного ресурса. Главой администрации Волгограда Виктор Степаненко в итоге не стал.
Лев Рохлин по итогам тех выборов стал депутатом Государственной думы РФ, а Виктор Скопенко стало его помощником.
Существует версия, что незадолго до убийства Лев Рохлин в одной из бань Волгограда в разговоре высказался среди боевых товарищей о теоретически возможном марше на Москву с целью добиться улучшения жизни россиян в непростой 1998 год, когда страна была в кризисе. Насколько серьёзно звучали эти планы во время банной посиделки, уже никто и не скажет, но правая рука, Виктор Скопенко оставался с Львом Рохлиным рядом до последнего дня его жизни, когда начинающего политика-военного при противоречивых обстоятельствах застрели на даче 3 июля 1998 года.
Сразу после этого «неблагонадёжный» волгоградский 8-й армейский корпус было принято решение ликвидировать. А имя Льва Рохлина многие быстро забыли, стараясь отчистить политическую историю 1990-х от страницы с необычной попыткой военных войти в высшие эшелоны власти.
Полковник Виктор Скопенко уволился в запас, по некоторым данным, короткое время работал начальником службы безопасности областного регистрационного управления. При уходе на пенсию был награждён именным оружием.
В апреле 2002 года полковник пришёл вместе с супругой и сыном, также ставшим военным, на могилу своего сослуживца-полковника на Центральном кладбище Волгограда. Душевные страдания, многочисленные войны повлияли на моральное состояние ставшего ненужным Родине офицера. Виктор Скопенко пытался выстрелить из того самого оружия, которое подарили ему при отправке в запас. Близкие пытались остановить его, но полковник успел нажать на курок. В результате огнестрельное ранение получила его жена Вера Ивановна.
Родные пытались помочь полковнику приспособиться к мирной жизни и выйти из депрессии, которую бывший военный пытался утопить в бутылке. Виктор Скопенко собрался с новыми силами и решил заняться общественной деятельностью в ветеранской организации «Боевое Братство». Его стали приглашать на федеральные и региональные телепрограммы накануне памятных дат истории российской армии. Виктор Скопенко стал охотнее общаться с журналистами. Отмечал, что формат современных войн сильно изменился и главным оружием являются не танки, самолёты и автоматы, а информационные ресурсы, СМИ и социальные сети.
Про первую чеченскую войну Виктору Геннадьевичу всегда было говорить больно. Он признавал, что в то время кадровым военным из одной родной советской армии в силу политического развала страны пришлось воевать друг против друга.
Семья Скопенко жила на окраине посёлка имени Максима Горького, где раньше базировался 8-й армейский корпус. Виктор Геннадьевич неоднократно обращался к властям с инициативой создать в Волгограде вначале музей, посвящённый «волгоградскому корпусу», а затем постоянно действующий музейный центр ветеранов локальных конфликтов. Он считал, что многочисленные войны перед распадом Советского союза и в истории новой России незаслуженно быстро забываются, а страна не помнит своих героев.