Расследование уголовного дела в отношении бывшего руководителя СУ СК РФ по Волгоградской области Михаила Музраева завершено. Генерал-лейтенанту предъявлено окончательное обвинение в организации покушения на губернатора Андрея Бочарова и в злоупотреблении полномочиями. Сам Музраев несколько дней давал показания по делу, настаивая на своей невиновности.
Точку зрения генерал-лейтенанта сегодня, 5 ноября, озвучили его адвокаты. На чем настаивает защита опального Михаила Музраева? Вся информация в пяти карточках.
- В чем окончательно обвиняется Михаил Музраев?
- Михаил Музраев командовал поджогом дома губернатора?
- Зачем Михаилу Музраеву организовывать покушение на губернатора?
- Михаил Музраев мешал поискам поджигателей дома Андрея Бочарова?
- Какие показания дал Михаил Музраев?
В чем окончательно обвиняется Михаил Музраев?
Михаилу Музраеву предъявили пятую окончательную редакцию обвинения. Принципиальных изменений с июля 2019 года в обвинении не произошло. Со 2 ноября защита должна начать знакомиться с материалами уголовного дела.
Музраеву по-прежнему инкриминируется руководство организованной группой, которая 16 ноября 2016 года совершила террористический акт — поджог используемого губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым дома на улице Латошинская в Волгограде.
Кроме того, Михаил Музраев обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями при расследовании уголовного дела в отношении Виталия Брудного в 2017 году. По версии следствия, генерал СК якобы устно давал подчиненным указания, связанные с Виталием Брудным, чтобы его не привлекли к ответственности и не избрали меру пресечения в виде заключения под стражу.
Также Михаил Музраев обвинен в незаконном приобретении и хранении патронов к Mauser, которые были обнаружены в его доме при обыске и задержании 10 июня 2019 года.
Михаил Музраев командовал поджогом дома губернатора?
Адвокаты подчеркивают, что уголовное дело по факту покушения на жизнь губернатора было возбуждено исключительно по настоянию Михаила Музраева.
Как уже установлено судом, попытку поджога дома губернатора совершили 16 ноября 2016 года группа из четырех человек по указанию руководителя ООО «Центральный рынок» Евгения Ремезова. После поджога они укрылись по соседству — в том же поселке Латошинка, в доме партнера и друга Ремезова — бывшего руководителя МУП «Центральный рынок» — Михаила Калачева, уехав с ним из элитного поселка только рано утром.
Уголовное дело по факту поджога и покушения на жизнь губернатора было возбуждено СУ СК по Волгоградской области сразу же. Прибыв на место происшествия, Михаил Музраев не просто настоял на возбуждении уголовного дела, но и на том, чтобы оно было возбуждено по особо тяжкому составу преступления — покушению на убийство.
При этом, некоторые представители правоохранительных органов, также прибывшие на место происшествия, вообще не усматривали оснований и поводов для возбуждения уголовного дела, так как никто не пострадал. Сам губернатор, Андрей Бочаров, только после события понял, что случился поджог, который не причинил значительного вреда.
Если бы не видеокамеры, зафиксировавшие действия поджигателей, то возможно, никто бы точно мог и не узнать, что они сделали, пытаясь запалить деревянный сруб, обработанный антипожарным составом.
Зачем Михаилу Музраеву организовывать покушение на губернатора?
По мнению адвоката Михаила Музраева Владимира Семенцова, следствие основывается на показаниях, которые дал экс-владелец ООО «Центральный рынок» Евгений Ремезова. Адвокаты считают, что именно у него были для этого покушения все мотивы.
— Мы изучили десятки и сотни арбитражных дел и решений государственных органов, состоявшихся вокруг Центрального рынка Волгограда с 2003 года и по настоящее время. Во-первых, у самого Ремезова и его людей были реальные мотивы для мести губернатору Андрею Бочарову. Для них политика нового губернатора угрожала их многолетнему, главному и высокодоходному бизнесу по владению площадями Центрального рынка Волгограда.
Ремезов, желая оплачивать городу аренду имущества рынка только по существенно заниженным ставкам, проиграл администрации Волгограда все судебные процессы и по закону обязан был вернуть имущество муниципалитету. Суды длились годами, но фактически уже весной 2016 года в спорах была поставлена точка.
Поскольку все решения уже состоялись, поджигать дом губернатора в ноябре 2016 года, чтобы повлиять на судьбу аренды рынка, уже не имело никакого смысла. Мотивом могла быть только месть за потерю бизнеса, многомиллионных вложений в недвижимость и доходов, складывавшихся и от маржи при заниженных платах городу, и от незаконного использования участков рынка, которые также приносили прибыль возведенными на них палатками и павильонами.
Решения города Волгограда о передаче в аренду Ремезову площадей Центрального рынка принимались или реализовывались еще при главе администрации Волгоградской области Николае Максюте и главах Волгограда Юрии Чехове и Евгении Ищенко, который подвергался уголовному преследованию со стороны возглавляемого Музраевым следственного органа.
Во-вторых, Михаил Музраев, не знакомый с Ремезовым и не имевший причин ему сочувствовать или помогать, был в хороших отношениях с губернатором Андреем Бочаровым и поддерживал его политику. Следственный комитет проводил проверку аренды рынка, в 2014–2015 годах были возбуждены уголовные дела в отношении Калачева за злоупотребление полномочиями при заключении договора аренды с Ремезовым, по неуплате налогов в отношении руководства ООО «Центральный рынок» Ремезова. Более того, внимание Музраева и его управления к ситуации с Центральным рынком было привлечено именно по личной просьбе губернатора Бочарова.
Михаил Музраев мешал поискам поджигателей дома Андрея Бочарова?
По словам адвокатов в своих показаниях бывший главный следователь Волгоградской области заявил, что его подчиненные задерживали подозреваемых в поджоге и проводили обыски в домах основных действующих лиц.
— Музраев обратил внимание следствия, что по уголовному делу по факту поджога дома губернатора отрабатывались и задерживались Евгений Ремезов, Виталий Семисотнов и другие люди, имевшие предполагаемый мотив к поджогу из-за ситуации с Центральным рынком. У них, а также у Михаила Калачева и Виталия Брудного, проводились неоднократные обыски. После часть из них были осуждены за нападения на предпринимателей, избиение семьи, поджоги автомашины в Михайловке и павильона «Царь-продукт» на Центральном рынке.
Какие показания дал Михаил Музраев?
Адвокаты заявляют, что за полтора года следствия впервые Михаилу Музраеву была предоставлена возможность дать подробные показания. Допрос занял фактически пять дней, а общее количество листов протоколов допросов почти достигло сотни.
— Михаил Музраев категорически и полностью отвергает предъявленное ему обвинение, — заявляет сторона защиты, — Что интересно, пока генерал давал показания, следствие фактически три раза — 19, 26 и 30 октября официально перепредъявляло ему «окончательное» обвинение, каждый раз технически уточняя детали своей версии событий. Музраев же настаивает на том, что вообще обвинение строится не на объективных доказательствах, а на оговоре и показаниях Ремезова и его приспешников, которых сам Музраев подвергал уголовному преследованию. При этом, что их многочисленные показания первоначально и последовательно не содержали информации о Музраеве, но постепенно изменились после передачи уголовного дела в ФСБ в июне 2019 года.
Также защита настаивает на том, что при обыске в доме Музраева было совершено преступление в отношении его самого. Адвокаты считают, что патроны, незаконное хранение которых вменяется в вину генералу, были подброшены и просят разобраться в этом следователей Следственного комитета России.