Спустя три года со смерти началось расследование уголовного дела о гибели бывшего сотрудника органов внутренних дел Михаила Теренина. Он скончался в больнице в Волжском после бытовой травмы. Родители считают, что его можно было спасти, но врачи допустили халатность. Медики настаивают, что все сделали правильно.
— Мы потеряли сына 10 августа 2016 года. Он случайно порезал предплечье осколком стекла межкомнатной двери. И эта совершенно банальная рана оказалась смертельной… — рассказывает его отец Игорь Фатеев, — У меня есть веские основания считать, что у моего сына были шансы не просто выжить, а быстро выйти из больницы. Но врачи своим откровенно халатным отношением загубили Мишу
Всего один удар стекла
Трагедия случилась вечером 9 августа 2016 года. Тогда Михаил из-за какой-то ерунды поссорился с женой. В разгаре ссоры он в сердцах ударил по остекленной двери на кухне. Толстое стекло разлетелось вдребезги. Один из осколков порезал руку, распоров кожу и мышцу. Сильно, но как тогда казалось, совсем не смертельно.
— Сын — человек сознательный и не стал заниматься самолечением. Так как сильно текла кровь, он вызвал скорую помощь. Прибывший экипаж наложил давящую повязку на рану и отвёз его в ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени Самуила Фишера». Для любого родителя и в 35 лет ребенок остается ребенком, поэтому мы с женой, конечно же, примчались к нему. Поговорив с врачами, мы немного успокоились и даже условились о дополнительном присмотре.
Отца и мать Михаила верили, что он скоро оправится от случайной раны. Он работал в МРЭО, регулярно проходил медосмотры и не страдал никакими хроническими заболеваниями. По словам отца, будь у него какие-то серьезные проблемы, способные осложнить лечение, он бы просто не прошел комиссию.
— На следующий день, 10-го числа, около семи часов утра, я позвонил заведующему отделением. Он сказал, что все в порядке, — вспоминает страшный день папа Михаила. — А уже спустя несколько часов нас вызвали в больницу и сообщили о гибели Миши… Мы были в шоке. Жена не сумела справиться с собой и упала в обморок.
Причина смерти — действия врачей
Согласно первым документам, полученным родителями Михаила после его гибели, к смерти его якобы привели проблемы с сердцем.
— Поверить мы в это не могли из-за работы нашего сына — ну, не проглядели бы в полиции человека с больным сердцем. Нам с самого начала казалось, что рану просто поверхностно зашили, а потом перестали обращать на него внимание, — рассказал отец. — Стремясь узнать правду, мы обратились в Бюро судебно-медицинской экспертизы в Ростове-на-Дону.
Эксперты из Ростова пришли к совершенно другим выводам, чем волгоградские медики и подтвердили подозрения родственников.
— Непосредственной причиной смерти явился эндотоксический шок после восстановления кровоснабжения — так называемый «синдром включения», развившийся в результате массивного поступления в кровь продуктов распада и деградации тканей, — говорится в заключении экспертизы.
В Бюро заявили о том, что между действиями врачей больницы имени Фишера и гибелью Михаила есть прямая причинно-следственная связь. Скорая помощь, уверены эксперты, свою часть работы выполнила безупречно.
— Нарушения обнаружены в действиях ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени Самуила Фишера». К смерти привела совокупность факторов: недооцененная тяжесть ранения, соответственно — отсутствие адекватного планирования оказания медицинской помощи. Не была проведена ревизия раны, что обернулось формированием межмышечной гематомы и развитием ишемии конечности. Кроме того, с полуночи до шести утра 10 августа за больным не осуществлялся присмотр.
В результате экспертизы родителям Михаила стало понятно, что произошло в больнице и из-за чего умер их сын.
— Вечером в больнице, при первичной обработке раны, врачи пропустили повреждение крупных сосудов — у Михаила были порезаны плечевая артерия и вена, — говорит Игорь Фатеев. — А из-за того, что как минимум до шести часов утра его состояние не проверял никто из врачей, и развились такие страшные последствия. Из-за перебитой артерии и вены внутри плеча разлилась огромная гематома, рука онемела и не снабжалась кровью. В ней начался процесс распада. Врачи пропустили развитие ишемии и обнаружили ее только утром 10 августа, после чего и приступили к операции. Оказалось, что даже доза анестезирующего препарата была превышена вдвое. И после того, как Мише зашили перебитую артерию и возобновили кровоснабжение, в организм поступило большое количество продуктов распада из омертвевшей руки. Именно в этот момент ему сразу стало плохо, наступил эндотоксический шок, и он умер.
Суд и уголовное дело
На основании экспертизы две судебные инстанции признали, что Михаил погиб именно из-за действий сотрудников больницы.
— Волжский городской суд удовлетворил наш иск о взыскании миллиона рублей морального вреда за смерть Михаила. Больница не согласилась и подала апелляционную жалобу. И хотя областной суд ополовинил сумму ущерба, все равно пришел к выводу, что виновато медучреждение. Главным для нас были не деньги, а именно подтверждение, что медики больницы имеют непосредственное отношение к смерти. Желая справедливости, мы рассчитывали на уголовное дело. Но не тут-то было!
Родители три года писали в прокуратуру и СУ СКР по Волгоградской области, но безрезультатно. Изменилось все после встречи с главой Следственного комитета России генералом Александром Бастрыкиным.
— Он распорядился начать расследование. Уголовное дело возбуждено по двум статьям — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «Халатность», — говорит Игорь Фатеев. — Сейчас следователям предстоит выяснить, кто именно виноват в гибели моего сына.
Больница настаивает на проблемах с сердцем
В свою очередь комитет здравоохранения администрации Волгоградской области настаивает, что в больнице Волжского помощь была оказана правильно и в полном объеме.
— По данным ГБУЗ «ГКБ № 1 имени Самуила Фишера», госпитализация и оказание медицинской помощи пациенту, согласно записям в медицинской карте, были выполнены в полном объеме, — ответили V1.RU в облздраве. — В декабре 2016 по данному случаю, на основании запроса следователя, комитетом здравоохранения Волгоградской области была проведена проверка качества оказания медицинской помощи. В результате выявлено, что пациент поступил в медицинскую организацию в тяжелом состоянии с явлениями геморрагического шока, развившегося из-за кровопотери, возникшей в результате полученной пациентом в быту колото-резаной раны. Врачами был собран врачебный консилиум с привлечением врача-ангиохирурга центра медицины катастроф, были проведены хирургическое вмешательство и интенсивная терапия, переливание крови, но, несмотря на проведенные мероприятия, произошла остановка сердца, реанимационная терапия эффекта не дала.
К сожалению, руководство больницы имени Самуила Фишера отказывалось комментировать V1.RU ситуацию с гибелью Михаила. Но мы готовы предоставить врачам возможность высказаться — свяжитесь с нами по номеру редакции V1.RU 8 917 840–00–50.
Дарья Атарщикова