С деменцией, болезнью Альцгеймера или, как, часто упрощая, говорят, «старческим слабоумием» во всем мире сталкиваются миллионы людей. Волгоград не исключение. Коварство этой болезни в том, что люди в одночасье перестают узнавать своих детей, внуков и даже супругов или забывают путь домой.
Корреспонденты V1.RU познакомились с тремя волгоградскими семьями, в которых сейчас живут дементные больные.
«Он постепенно становится беспомощным»
Виктор Федяев много лет проработал руководителем крупной компании. Волгоградец вырастил детей, дождался внуков, и ничего не предвещало беды. Начиная с 2013 года его жизнь взяла резкий поворот. Талантливый и образованный человек в один миг не смог найти нужную дорогу.
— Мой супруг — очень умный человек. Он всю жизнь занимался программированием, компьютерами, технологиями, — говорит жена Виктора Федяева Юлия. — Он всегда прекрасно ориентировался на местности, отлично знал историю, даже историю разных стран. А по Волгограду Виктор в буквальном смысле мог экскурсии водить, зная каждый его уголок. Мы очень много с ним путешествовали. В 2013 году отправились на Мальту. В один из дней мы собирались прогуляться, но я что-то забыла в номере. Попросила мужа вернуться и принести мне забытую вещь. Через несколько минут после того, как Виктор ушел, раздался звонок на телефон: «Юля, я потерялся». Я подумала, что это шутка какая-то, но это был первый тревожный сигнал.
По словам Юлии Васильевны, в 2013 году с мужем они прошли множество различных обследований. Результатом стал диагноз — «болезнь Альцгеймера».
— Виктор стал хуже ориентироваться, забывать многое, перестал программировать, но в быту все было в порядке. Так мы продержались несколько лет. К сожалению, с 2017 года у мужа началось сильное ухудшение. В тот год у него умерла мама. Это был переломный момент. До смерти его мама долго болела, у нее было несколько инфарктов, и мы забрали ее к себе домой. Я ухаживала за обоими. Витя, конечно, был уже не помощником. Бывало, что она лежала на кровати, звала его на помощь, но он не понимал, что от него хотят.
— Мне пришлось нанимать помощницу, потому что по состоянию здоровья я уже сама не могла ухаживать за Виктором. Но он оказался в окружении чужих людей, и это, возможно, стало катализатором ухудшений. В один из дней он просто ушел из дома. Мы с сыном всю Нулевую продольную обежали по несколько раз, искали его. К счастью, нашли. Оказалось, что Виктор ушел к дому своей матери и там сидел возле ее подъезда.
Приближался чемпионат мира по футболу 2018 года. Семья решила переехать на это время к морю. Толпы людей, шум — все это очень сильно влияет на эмоциональное состояние дементных больных.
— Мы пили очень много разных препаратов, дорогих, импортных, но сильного улучшения не наступило. Сейчас он постепенно становится беспомощным. Кормлю я его только перемолотой пищей, потому что ложкой он уже есть не может. Читать он уже не может, хотя всегда был начитанным человеком. Он всю жизнь любил книги, смотрел новости, серьезные исторические и аналитические передачи, а теперь... Виктор слушает и меня, и телевизор, и друзей, и гостей, что к нам приходят, но я не знаю, что из услышанного он понимает.
— Конечно, этот год оказался и для нас очень тяжелым. Мы не выходим на улицу. Виктор Юрьевич с большим трудом встает с дивана, его приходится поднимать, поскольку у него очень слабеют ноги. В любом случае я никогда в жизни не допускала мысли, чтобы отказаться от супруга и куда-то его отдать. Это мой любимый человек. Он всю жизнь меня очень любил, заботился обо мне. Теперь считаю, что настала очередь возвращать ему любовь и заботу, тепло и внимание.
«Папа боится, что мы от него откажемся»
Волгоградцу Михаилу Светцову 83 года. Мужчине несколько лет назад поставили аналогичный диагноз. Все эти годы рядом с ним находилась дочь Полина. Благодаря заботе родного человека, развитие болезни удалось притормозить.
— Смерть мамы стала огромным ударом не только для нас, детей, но и для папы. Родители много лет прожили душа в душу. До маминого ухода у папы было все в порядке. Он был совершенно здоровым мужчиной. Через несколько дней после похорон он просто ушел из дома... Мы искали его несколько часов подряд. Мне было очень страшно, а вдруг он что-то с собой сделает?
Искать волгоградца вышли сотни горожан. И нашли. Живым, но совершенно потерянным.
— Папа сидел где-то в частном секторе на скамейке и не понимал, как он там оказался. Он сказал, что просто потерялся. Он понимал, что мы все страшно перепугались. Понимал, что я плачу, и тоже заплакал. Тогда он сказал мне: «Дочь, я знаю, что ты волновалась. Я больше не буду никогда уходить». В итоге за четыре года уходил несколько раз. Последний раз он ушел и за день смог пройти около 20 километров. Мы стали искать причины такого поведения и отправились к психотерапевту.
По словам волгоградки, на приеме отец отвечал на простейшие вопросы неуверенно.
— Папу спрашивали о том, какой сейчас год, где он живет, как его зовут, — вспоминает Полина. — Он все время смотрел на меня и безмолвно просил подсказки. В итоге у папы подтвердилась деменция. К сожалению, это неизлечимая болезнь. Больного можно только поддерживать, чтобы не было ухудшений.
— Папа может по несколько раз задавать один и тот же вопрос. Он забывает, поел он или нет, не раз подходит к холодильнику. Бывало, мог за раз съесть три тарелки супа и обижаться на меня, что я не даю ему больше. Но это очень опасно, ведь переедание в его возрасте может грозить другими болезнями. По сути, это ребенок в теле взрослого. Он ведет себя как ребенок, задает вопросы постоянно, обижается. Сейчас он очень много спит, сон для него — лекарство. Чем больше он спит, тем лучше его мозгу. Папа читает, его любовь — это Салтыков-Щедрин, любит слушать Высоцкого, но при малейшем стрессе может забыть, где он живет.
— Папа очень боится новых людей, чужих, врачей. Боится, что мы от него откажемся. Если он выходит на улицу, то любой шум может спровоцировать большой стресс, и папа просто забывает, куда он шел и откуда. Но он понимает свою проблему, а я, как могу, стараюсь сделать его жизнь спокойной и комфортной.
«Она не помнит, что мы ее дети, и может натворить разных дел»
Раиса Андреева — мама троих детей, бабушка. В 2010 году дети начали замечать странности в поведении женщины.
— Уже около 10 лет наша мама живет с диагнозом «болезнь Альцгеймера». Началось все с какой-то небольшой забывчивости. Она была активной всю свою жизнь, работала, любила бывать на даче. И вот мы заметили, что она начала опаздывать, возвращаясь с дачи, сначала на минуты, потом на часы, задерживалась там. Мы ездили ее искать, — рассказала дочка Раисы Петровны Людмила Андреева. — Она очень любила внуков и правнуков, и с каждым ей нравилось проводить время. Однажды мы попросили ее забрать внука из садика, а она просто об этом забыла. Вот это был сигнал для нас.
Раисе Петровне поставили диагноз — «болезнь Альцгеймера». По словам ее дочери Людмилы, болезнь у всех протекает по-разному. Бывает спокойное течение, бывают приступы агрессии.
— Было какое-то время, что мама вела себя немного агрессивно, ворчала, ругалась, не реагировала на запреты, — вспоминает Людмила. — Но сейчас она очень спокойная, хотя и не понимает ничего. Мама очень быстро забыла нас, дочерей, внуков, единственный, кого мама периодически вспоминает — брат. Хотя при этом, смотря телевизор, мама может вспомнить Филиппа Киркорова и Владимира Путина. Мама очень часто прячет вещи, может натворить разных дел. Раньше она могла открыть холодильник и съесть сырой фарш, к примеру. Или зайти на кухню и порезать в суп нечищенную картошку. Когда это стало происходить, мы сменили дверь и замки. Теперь закрываем другие комнаты.
— Мама может разговаривать с нами, но в это время мы с сестрой для нее как будто просто знакомые. То, что мы ее дети, она не помнит. Имен она не запоминает. Мама даже не помнит, сколько ей лет. Говорит, что ей всего 30, а ведет себя как ребенок. Часто зовет свою маму: «Мамочка, мамочка!» Вы знаете, пациенты с Альцгеймером живут недолго, но в нашем случае мама прожила с диагнозом уже 10 лет, и мы надеемся, что проживет еще не меньше.
Несмотря на сложности ухода, ни Людмила, ни ее сестра ни разу не задумывались отказаться от мамы.
— Вы что! Это же наша родная мамочка. Даже думать об этом нельзя! Мы с первого дня решили самостоятельно заботиться о ней, как бы ни было трудно. Она нас выносила, вырастила, много лет дарила свою любовь, и что же мы не сможем о своей родной матери позаботиться?! Нет, сможем и никуда ее не отдадим.
Комментарий специалиста
Заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики ВолгГМУ Ольга Курушина рассказала, из-за чего возникает болезнь Альцгеймера.
— Фактором риска развития болезни Альцгеймера может быть низкий уровень веществ, которые участвуют в передаче нервных импульсов, различные опухоли головного мозга, отравление ядовитыми металлами. Однако основным фактором развития болезни Альцгеймера является генетическая предрасположенность, которая передается по наследству. Сейчас любой человек может провести исследования и посмотреть наличие в крови определенного фермента, который и является причиной развития болезни. Но стоит это делать только у родственников первой линии — у детей, братьев или сестер, — рассказала Ольга Курушина. — Второй фактор — это наличие в семье пациента с синдромом Дауна. Если среди близких родственников есть такие люди, есть риск и развития деменции.
По словам Ольги Курушиной, чаще всего болезнь Альцгеймера бьет по слабому полу.
— Женщины подвержены болезни чаще, — подтверждает специалист. — Пока нет ответа, почему это происходит. Возможно, это зависит опять же от генетики, а может быть, от гормонов. Первые признаки болезни могут проявиться около 50 лет. Но болезнь очень часто развивается быстро.
На что стоит обращать внимание? На нарушение памяти. Если родственники забывают слова, имена и даже с подсказками не могут их вспомнить, стоит обратиться к неврологу.