Катаракта — болезнь, которая рано или поздно проявится у каждого. О причинах, методах профилактика заболевания и лечении рассказывает заведующий кафедрой офтальмологии Волгоградского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Ирина Гндоян. Стоит ли ждать «созревания» катаракты? Помогут ли глазные капли? Почему первым симптомом катаракты является не ухудшение, а улучшение зрения? Ответы на самые важные вопросы о катаракте — в научно-популярном проекте ВолгГМУ «Позовите профессора!».
Можно беречь себя. Можно избежать глаукомы. Можно избежать отслойки или дистрофии сетчатки. Можно избежать каких-то сосудистых катастроф, не получить травму или воспаление. Но наш хрусталик в глазу начинает стареть еще до того, как мы родились. Поэтому каждый из нас рано или поздно, но получит катаракту.
Зачастую в народе бытует мнение о том, что катаракта — это некая пленочка на поверхности глаза, которую успешно удаляют и после этого человек хорошо видит. Нет, это не пленочка.
А что же это такое? Катаракта — это помутнение биологической линзы, которая стоит у нас внутри глаза. Точнее, она не совсем стоит. Она находится в подвешенном состоянии на специальном крепежном механизме, который называется цилиарными связками. Связки крепятся к солярному телу, и благодаря им хрусталик находится внутри глаза. Так вот, катаракта — это помутнение той самой хрусталиковой линзы, которая делит наш глаз на две неравные части: на меньшую, переднюю, и на большую, заднюю. Хрусталик является частью переднего сегмента глаза и структуры раздела между двумя этими частями.
По различным причинам основное вещество хрусталика, состоящее из белков, может подвергаться денатурации. Причиной может стать химическое или физическое воздействие, эндотоксические моменты, которые развиваются при наличии у пациента общесоматических заболеваний в состоянии декомпенсации, например, сахарного диабета. И тогда прозрачное дотоле хрусталиковое вещество начинает мутнеть.
Зоны помутнения могут располагаться в различных частях хрусталика. Поскольку хрусталик сам представляет собой трехмерную структуру, то помутнения могут возникать в самом его центре. Тогда катаракта называется ядерной или бурой. Или располагаться в более молодом корковом веществе хрусталика. Тогда катаракта называется корковой или серой. Названия эти катаракты приобрели по цвету, который возникает в проекции зрачка.
Пациент с катарактой, в зависимости от стадии, предъявляет различные жалобы. Стадий в развитии катаракты четыре. Представьте фрукт на ветке или овощ на грядке. Вот он начал свое развитие, завязался, это начальная стадия. Затем плод должен подвергнуться созреванию. Тогда он проходит определенные стадии, которые называются незрелая, затем зрелая, а потом, если его оставили, забыли на грядке, он перезреет. Так и катаракта проходит четыре таких стадии: начальная, незрелая, зрелая и перезрелая.
Жалобы пациентов в эти стадии варьируются от минимальных до очень серьезных. Основная жалоба — это снижение вначале качества, а затем и количества зрения.
Если говорить о начальной стадии, то пациент с ядерной катарактой, напротив, получает некие преференции. Обычно возраст, когда начинают развиваться проблемы хрусталиковой линзой, — это пациенты старше 55–60 лет. Как правило, в этом возрасте практически все носят очки, когда работают на близком расстоянии, 30–40 сантиметров, читают, пишут или выполняют другие прецезионные работы, пользуются экранами компьютеров...
Так вот, пациент с ядерной катарактой старшей возрастной группы в одно «прекрасное» утро с радостным удивлением может заметить, что ему больше не требуются пресбиопические очки. Связано это с тем, что начинающее приобретать помутнение ядро хрусталика еще не совсем мутно и повышает свою рефракционную способность, то есть способность к преломлению солнечного света. И таким образом мы эту ядерную катаракту называем катарактой с двойным фокусом: центр преломляет слабее, а периферические зоны хрусталика работают по-прежнему. Поэтому у пациента появляется возможность читать, писать, работать на близком расстоянии без очков. Длиться эта фаза может достаточно долго. Но затем насыщение ядра вот этими бурыми пигментами все-таки отменяет эти преференции, и тогда зрение становится низким.
Пациент с серой корковой катарактой поначалу может вообще не предъявлять никаких жалоб, потому что изменения, которые начинаются в коре хрусталика, они, как правило, располагаются в периферических зонах, а для нас важна зона в проекции зрачка при условиях средней освещенности, это, как правило, 3–4 млм. Поэтому в такой ситуации пациент в начальной стадии пока не знает, что у него есть катаракта, и доктор, который взглянет на эту ситуацию без диагностического мидриаза, тоже может пропустить ее начальную стадию.
Пациенту назначаются специальные капли для лечения катаракты — это такие своеобразные витаминные коктейли, которые призваны поддержать метаболизм или обмен стареющего и мутнеющего хрусталика.
Эффективно ли это? Это эффективно только отчасти. И в последнее время это традиционное лечение меняется на другой подход. К сожалению, у врачей застряло в качестве постулата традиционное положение в голове, что на оперативное лечение стоит отправлять пациентов со зрелой или даже перезрелой катарактой.
Это одна из самых драматичных ошибок на сегодняшний день. И, к сожалению, эти ошибки продолжаются. Самое удивительное то, что мы имеем пациентов со зрелой и перезрелой стадией не очень преклонного возраста. Не сидящих на завалинке на далеких хуторах нашей области и привозимых сердобольными молодыми родственниками на операцию. Иногда это продвинутые городские жители, достаточно молодые, моложе 60 лет, работающие и приходящие за оперативным пособием уже в стадии зрелой и перезрелой, когда от зрения практически ничего не остается, потому что хрусталик помутнел практически весь, никаких прогалов — прозрачных зон в хрусталике не осталось. То есть это пациенты, которые видят только движение руки у лица или ощущают правильное направление света.
Такого быть не должно. Почему? Потому что, вспоминая вот тот садово-огородный мнемонический прием с созреванием катаракты, хочу вспомнить и другую фразу, которую более 25 лет тому назад произнес академик Святослав Николаевич Фёдоров: «Катаракта — не груша. Не надо ждать ее созревания. Ее надо удалять на ранних стадиях».
Сегодня стандартом удаления катаракты является малоинвазивное энергетическое удаление хрусталика с дроблением его при помощи ультразвука или лазерной энергии. И удаление хрусталика происходит через достаточно малый разрез. Его размерность варьируют как правило от 2,4 до 2,6–2,8 мм. Такой разрез определенной интересной конфигурации, тоннельной, не зашивается. Он мал. Он имеет тоннельный профиль, он самозакрывающийся. Чтобы успешно провести хирургическое лечение катаракты при помощи этой малоинвазивной хирургии, нужно иметь пациента с незрелой или даже с начальной катарактой. Чем мягче хрусталик, тем меньше энергетических и всяких других затрат у хирурга при работе внутри глаза и тем лучше визуальный исход, тем быстрее глаз выздоравливает и восстанавливается после такой операции. В итоге получается очень высокий визуальный исход, очень хорошее, качественное зрение.
Что нужно делать для того, чтобы это случилось как можно позже? Банальная фраза — здоровый образ жизни. Исключение табакокурения и избыточного потребления алкоголя, причем это не просто советы из раздела «ведите здоровый образ жизни». Это данные, которые были получены большими эпидемиологическими исследованиями: эти факторы риска, курение и потребление алкоголя, они являются доказанными.
Что еще? Избыточная инсоляция. Считается, что ультрафиолет, особенно в диапазоне от 360 до 420 нанометров, он очень катарктогенен. Из этих соображений привычка носить солнцезащитные очки — очень хорошее дело. Причем это должны быть очки, которые не просто куплены на лоточке и представляют собой оправу со стразами и крашеный пластик. Это должны быть очки, которые приобретены в оптике, у которых есть сертификат, удостоверяющий, что имеется пленочка — защита от ультрафиолета. Учитывая особенности солнечной погоды Волгоградской области, нашим жителям нужно бы носить очки, ну, наверное, с конца апреля до начала октября.
Можно порекомендовать пациентам старше 50–60 лет периодические курсы витаминных комплексов, которые все-таки могут поддержать метаболизм стареющего хрусталика. На сегодняшний день этих витаминных комплексов очень большое количество. Любой врач поликлиники или стационара хорошо осведомлен о том, какие витамины необходимы хрусталику. Это витамины А, витамины В, С, Е — как правило, эти все позиции достаточно широко представлены в БАДах. Они усилены определенными пигментами, которые необходимы не только хрусталику, но и сетчатке. И пациент с катарактой, который получает консультацию врача, непременно о них услышит. Дальше он может курсами пару раз в год пропивать эти комплексы, и это будет служить профилактикой быстрого развития катаракты.