Психологи рассказали о том, как за две последние недели изменилось общество. По словам специалистов, люди сейчас разделились на тех, кому страшно, кто находится в недоумении, и тех, кто просто действует принципу: «Делай, что должен».
— Обращений на консультации стало больше. Приветственные слова клиентов звучат примерно так: «Это кошмар». Люди растеряны, не знают кому верить, что делать и как жить дальше, стоит ли строить планы на отпуск или искать новую работу... Или же и вовсе всё теперь не имеет смысла? Люди боятся потерять друзей. Очень много межличностных конфликтов на фоне политических разногласий. Кто-то перестал общаться с родственниками, кто-то уже потерял друзей, — рассказала психолог-сексолог Дарья Кугель. — У меня много русских клиентов, которые живут за рубежом в разных странах, таких клиентов сейчас 40%, то есть из девяти человек в неделю четверо проживают не в РФ. Люди напуганы, возмущены и в недоумении — три актуальных состояния сейчас.
По словам Дарьи Кугель, у многих сейчас наступает момент, когда предыдущие проблемы просто теряют ценность.
— Вот примерное описание их чувств: «Страшно, не знаю, что делать, не могу сидеть сложа руки, не хочу быть виноватым в бездействии…» Я веду терапевтическую работу в области чувств и эмоций, я не обсуждаю политические взгляды и позиции, но многие просто не могут взять себя в руки и остановиться даже на сессии с психологом, уделяя рассказам о деталях прочитанных новостей большую часть своей сессии. Многие клиенты сказали, что теперь та проблема, с которой они обратились изначально, интересует их меньше всего, — рассказала Дарья. — Внимание людей переключилось на большую тревогу. Это называется: ситуация потери старых смыслов жизни, как в фильме «Достучатся до небес», когда оба героя узнают о смертельных диагнозах… Старые смыслы жизни и далеко идущие планы уже не актуальны, и герои отправляются осуществлять свои мечты.
Дарья в своих выводах опирается на опыт своих коллег, предшественников, которым пришлось столкнуться со страшными испытаниями 80-летней давности.
— Австрийский психолог Франкл пережил немецкий концентрационный лагерь, в котором погибли его жена и родители, и написал книгу о своем опыте «Человек в поиске смысла», ставшую бестселлером. В концлагере он продолжал работу по предотвращению самоубийств, вдохновляя отчаявшихся и измученных людей на продолжение борьбы за жизнь в невыносимых условиях через поиск смысла в их жизнях, смысла, который они уже перестали видеть. «В нечеловеческих условиях способен выжить только тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение», — это цитата из его книги. То есть что на самом деле Франкл имел в виду — что в самых нечеловеческих условиях наличие цели и смысла жизни дает человеку опору жизни, позволяет не скатиться в депрессию и мысли о самоубийстве. Просто сейчас дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас… Мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам: ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением, — считает психолог. — Ведь жить в конечном счете — значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь постоянно ставит перед каждым. И этими смыслами наполнен каждый день каждого человека. Простыми действиями. Быть добрым. Не ругаться. Не осуждать. Быть отзывчивым. Помогать нуждающимся. Помогать себе. Быть человеком. Не могу я на эту тему говорить упражнениями о дыхательных техниках, которые, кстати, тоже помогут, или давать плоские советы. Здесь тема глубокая, серьезная и требующая большой работы души каждого человека.
Психолог Эвелина Гаевская в свою очередь рассмотрела происходящее сейчас в стране и в мире с позиции пользователей социальных сетей.
— Сейчас в интернете люди общаются вне зависимости от города. В целом в соцсетях наблюдаю определенные процессы. Сейчас в соцсетях есть высказывания, по которым заметно, что человек находится в острой психотравме, — уверена Эвелина. — Разумеется, сейчас есть все основания, объективные и субъективные, чтобы реагировать именно из травматического состояния. Это комментарии из роли Агрессора, все эти пожелания, требования, жесткие претензии. И комментарии из позиции Жертвы: «стыдно», «нас годами унижали». Повторяю, для таких эмоциональных реакций есть реальные основания. И поэтому сейчас заметен очень ещё один, устойчивый, на мой взгляд, вариант реакций.
Я бы назвала его «уважение к Другому без обязательного согласия с ним».
По мнению психолога, происходящее сейчас говорит о том, что общество серьезно эволюционировало в сторону осознанности своих чувств, поведения и понимания других.
— Люди перестают отвечать агрессией на агрессию, даже если на агрессию реально есть основания. Высказываются сдержанно, с уважением и пониманием противоположного мнения. Люди сосредотачиваются на сохранении эмоциональной устойчивости. Всё меньше публичных эмоциональных постов на тему «хочу на ручки» или «мне плохо, помогите». Как-то стало понятно, что делиться токсичными эмоциями сейчас с другими — не лучшее решение, важно сохранять собственный эмоциональный настрой. Многие сосредотачиваются на своей профессиональной деятельности из позиции: «Делай, что должно, и будь что будет», — рассказала Эвелина. — Многие заявляют о своей готовности помочь безвозмездно тем, кто пострадал и нуждается в помощи. Люди выбирают конструктивно взаимодействовать. Мы сейчас оказались в очень противоречивом мире, где уже нет четкого определения враг/друг, и люди показывают способность не только жить в таком мире, но и сохранять человечность и нравственность.