В Волгоградской области начали судить 26-летнего врача-терапевта Амира Гиниятова.
Молодой медик обвиняется по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Погибшая — пациентка, которую убил коронавирус еще летом 2020 года.
Скандал в Светлоярской ЦРБ
Светлоярская центральная районная больница в коронавирусную эпоху вошла со скандалом. В конце мая 2020 года здесь сменился главврач — Олег Чернобай покинул пост, когда его подчиненные публично заявили о проблемах с финансированием и пожаловались на условия работы. В части коронавирусных доплат медикам нарушений не нашли, но ряд претензий работников больницы подтвердился.
— Несмотря на наличие в учреждении здравоохранения дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты, работники отделения скорой помощи, клинико-диагностической лаборатории, медицинский персонал приемного покоя, терапевтического, инфекционных, операционных отделений, санитары, а также иные медработники надлежащим образом ими не обеспечивались, средства защиты выдаются в меньшем объеме, — сообщалось в письме зампрокурора Светлоярского района Анны Лисицкой.
При этом в тот период цифры по заболеваемости в районе в сравнении с нынешней ситуацией были смехотворными — так, 4 июня 2020 года за сутки в Светлоярском районе был выявлен всего один заболевший, а на 15 августа — десять. И десять положительных тестов расценивались как вспышка заболеваемости в районе.
В ковидарий Светлоярская ЦРБ была перепрофилирована лишь осенью 2020 года, став четвертой профильной больницей в области. И вообще работа по созданию ковидных госпиталей активизировалась в регионе только в конце сентября. Ранее попытки перепрофилировать медучреждения в ковидарии делались — первые палатки начали появляться у инфекционных госпиталей в апреле 2020 года. Но их свернули, считая, что необходимость отпала. Как оказалось, зря — всё только начиналось.
Умерла на седьмой день
Пациентке Амира был 51 год. К врачу она обратилась 6 августа 2020 года с классическими симптомами заболеваний, которые в народе зовут «простудными».
— Амир осмотрел ее, назначил лечение, адекватное состоянию, а также анализ, который позволил бы установить наличие либо отсутствие воспалительного процесса, общее состояние организма. Мазок на COVID-19 он не делал — таковой в соответствии с Временными методическими рекомендациями Минздрава № 7 от 03.06.2020 не являлся обязательным, — рассказала V1.RU супруга Амира, находящегося под домашним арестом и лишенного возможности взаимодействовать с внешним миром, Юлия.
Второй раз пациентку врач, с его слов, видел 11 августа. На этот раз — уже не в поликлинике, а у нее дома. Он приехал на вызов.
— Показаний для госпитализации, согласно упомянутому приказу, не было. Амир снова назначил анализ, на который ранее давал направление, а также ряд дополнительных, — продолжила Юлия Гиниятова.
Дополнительные анализы, поясняет сторона защиты, пациентка сдала 12 августа. А 13 августа ее не стало — женщину в бессознательном состоянии доставили в ГУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи № 15». Скончалась она на седьмой день с момента обращения за медицинской помощью.
Результаты анализов Амир получил уже после смерти пациентки, одно из исследований как раз подтвердило коронавирус. Однако самый первый назначенный анализ пациентка, по версии Амира, так и не сдала.
Врач Гиниятов продолжил работу в красной зоне — вопросов к нему ни у кого не возникло.
Дело на волгоградского врача «возбудили» ставропольские эксперты
Только в 2021 году было возбуждено уголовное дело. Инициировали его родные погибшей.
— На основании жалобы родственников, поступившей через год после смерти пациентки, медучреждением и комитетом здравоохранения проведены проверки качества оказания медицинской помощи. Во время следственных мероприятий комитет здравоохранения Волгоградской области оказывал полное содействие следствию. Решение будет вынесено по итогам судебного процесса. Добавим, что врач больше года не работает в медицинской организации, — сообщили V1.RU в пресс-службе облздрава.
Расследовавший дело старший следователь Светлоярского следственного отдела СУ СКР по Волгоградской области Андрей Морозов пояснил, что в основу легла экспертиза.
— Изначально уголовное дело было возбуждено по факту, а не в отношении конкретного врача. Лишь по результатам судебно-медицинской экспертизы, проведенной на основании всей имеющейся медицинской документации, данных гистологии, а также протоколов допроса свидетелей, компетентным органом — ГБУЗ Ставропольского края «Краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» — были сделаны выводы о причастности Гиниятова. Не доверять выводам государственной экспертной организации у следствия оснований нет. По этой же причине было отказано в назначении аналогичной экспертизы в другом учреждении, о чем на этапе предварительного следствия настаивали обвиняемый и его защитник.
Однако врач, его близкие и адвокат сомневаются в законности экспертизы. Вопросы у них возникают и к самой процедуре ее проведения.
— Одна из ключевых претензий, по которой мы считаем даже возбуждение уголовного дела незаконным, — это экспертиза, проведенная ГБУЗ Ставропольского края «Краевое бюро судебно-медицинской экспертизы». По нашему запросу организация сначала ответила, что вообще ее не проводила, затем взяла свои слова обратно. Также Амира с результатами экспертизы ознакомили спустя три месяца с ее проведения, что является грубым нарушением его прав. Кроме того, Амир был лишен предусмотренной действующим законодательством возможности задать свои вопросы экспертам. Наконец, следствие и эксперты не учли, что женщина много лет назад пережила тяжелое инфекционное заболевание, которое требует состоять на учете и обязательно информировать врача. Более того — ее родственники пытались отрицать, что заболевание вообще было, это зафиксировано в материалах дела, — уточнила позицию Юлия.
Гиниятовы за собственные средства заказали комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, которую выполнила АНО «Независимый экспертный центр "Дао Плюс"», медицинская комиссия специалистов № 10 в составе трех специалистов. Однако в приобщении ее к материалам дела на этапе расследования было отказано.
— Мы ходатайствовали о допросе специалиста Олега Королева, однако и в этом нам было отказано, что является грубым нарушением п. 2.1 ст. 58 УПК РФ, — считает Юлия.
Цель родных погибшей — навсегда лишить врача работы по специальности
Члены семьи погибшей абсолютно солидарны со следствием и считают, что ставропольская экспертиза является неопровержимым доказательством вины врача. Кроме того, они высказали возмущение поведением обвиняемого.
— На протяжении всего срока расследования обвиняемая сторона продолжила вести себя, максимально нарушая действующее законодательство. А именно — нарушая права и законные интересы потерпевшей стороны. Родственники врача распространяли заведомо ложную информацию в правоохранительные и надзорные органы, все их доводы со стороны защиты были проверены, ни одна из их версий не подтвердилась, лично врач, его жена и мать нарушали закон о врачебной тайне, закон о защите персональных данных, тайну частной жизни, неприкосновенности частной жизни, распространяли информацию, порочащую честь и достоинство, оказывали давление на следствие, лично родственники приходили к следователям и пытались как-то решить и повлиять на это уголовное дело, — считают они. — Пытались увести общественность и СМИ от сути уголовного преступления и обвинения в убийстве человека. Данные факты были зафиксированы, собраны доказательства, их действия проверяются юристами и в ближайшее время будут переданы в правоохранительные органы с целью проверки и привлечения врача и его родственников к уголовной ответственности уже по новым уголовным статьям.
Семья погибшей говорит, что конечная их цель — выслушать решение суда, который, по их мнению, должен запретить врачу заниматься медицинской деятельностью.
— Основная задача — это доведение процесса до конца и приобретение врачом статуса осужденного. Врач будет осужден по уголовному преступлению, работать дальше в медицинских учреждениях не сможет, так как у него будет отметка о судимости в справке, но по этому преступлению он не понесет уголовного наказания в связи с истекшими сроками исковой давности. У Гиниятова в справке о несудимости будет эта отметка, и он никогда уже не сможет работать по профессии. Данный процесс позволит начать поиск и иных пострадавших людей по подобным случаям. Так как ни для кого не секрет, что у врача есть подобные случаи в период работы в Светлоярской поликлинике, как и у любого врача, а определить причинно-следственную связь предстоит следствию и ряду экспертиз.
Адвокат потерпевших Денис Аханов уточнил, что при любом решении суда наказание Амир не понесет. Своей основной задачей он, как и семья погибшей, видит обеспечение врачу судимости.
— Позиция защиты врача прекрасно понятна, они знают, что не понесут уголовного наказания по этому преступлению, и пытаются по максимуму создать шумиху около своей персоны. Громкие заголовки и обвинение всех инстанций во всём, что приходит им на ум, — вот их стратегия. Со стороны следствия проведена комплексная работа, есть заключение из бюро судебно-медицинской экспертизы, показания главного врача, коллег, свидетелей и специалистов из комитета здравоохранения — где все единогласно подтверждают виновность и причинно-следственную связь между врачом и его пациентом. Нет никаких оснований полагать, что в деле может что-то измениться. Наша основная задача: обеспечить судимость врачу, он будет признан виновным по нереабилитирующим обстоятельствам, на работу больше его по профессии не возьмут. Также это дело даст толчок для рассмотрения иных подобных дел и случаев, которые были зафиксированы у врача Гиниятова.
Точки на «i» расставит суд
Расследование завершено. Обвинительное заключение утверждено, дело направлено в суд, процесс начался.
— Стороной защиты в Светлоярский районный суд Волгоградской области направлялась жалоба в порядке ст. 125 УПК. Изучив все обстоятельства, суд пришел к выводам, что уголовное дело было возбуждено законно, нарушений в действиях органа предварительного следствия нет, — рассказал V1.RU старший следователь Светлоярского следственного отдела Андрей Морозов.
Решение примет судья Андрей Моляров. Амира Гиниятова тем временем суд выпустил из-под домашнего ареста — он относительно свободен с 16 сентября.