В Волгоградской области набирают популярность треш-стримы. Только недавно стримеры из Елани попали в поле зрения правоохранителей, собрав внушительные суммы на донатах от подписчиков, с удовольствием наблюдающих за истязаниями «жертвы». Наши журналисты решили спросить у психолога Натальи Целевич, кто является потребителем трешевого контента и почему. Далее — от первого лица.
Кто смотрит треш?
Можно выделить несколько факторов, почему жесткие и трешевые видео интересны людям и почему они на них подсаживаются.
Во-первых, это нехватка ярких эмоций в собственной жизни. Эмоции нам всем необходимы. И если человек не умеет экологичным способом их добывать, генерировать, то он компенсирует недостаток таким контентом. С его просмотром вырабатывается адреналин, в какой-то дозе он нам всем необходим. Ведь если уйти в древность, то он вырабатывался у нас гораздо больше из-за необходимости выживать. Сейчас жизнь спокойная, но наш организм еще не до конца адаптировался к комфортным условиям. И поэтому некоторым людям нужен допинг, такой как экстрим, например.
Во-вторых, привычка пережевывания негативных событий. Таким образом человек чувствует себя живым. Накал — адреналин — жизнь. Такая схема. Я есть, я жив, я чувствую. И не забываем важную деталь: чтобы получать яркие впечатления, нужно развиваться. Прилагать усилия, чтобы жизнь была насыщенной. А когда мы просматриваем такой контент, это дешевый серотонин. То есть делать ничего не нужно, посмотрел треш — получил эмоции.
В-третьих, выброс негативных эмоций. Всем нам нужно освобождаться от внутренних переживаний, но опять же не все умеют это делать экологично. Гораздо удобнее зайти в комментарии и выбросить всё там. Многие пишут: «Фу, тварь!» — но продолжают такие видео смотреть. То есть у человека есть потребность это делать, чтобы косвенно выбросить куда-то свой негатив. Это проще, чем понять, откуда внутри столько агрессии, разобраться в своих переживаниях и навести порядок в своей жизни.
Ну и порой через просмотр такого контента работает процесс самоутверждения. «А у меня всё хорошо, а я молодец по сравнению с ЭТИМИ людьми».
Кто делает треш?
Есть спрос — есть предложение. Вот и всё. Естественно, что блогеры просекли фишку в потребности трешевого контента. И те, кто гонится за легкими деньгами, начали делать такие вещи. Здесь не нужен высокий интеллект, не нужно что-то производить. Гораздо проще делать маргинальные вещи. А покупатель всегда найдется. Опять же, у авторов могут быть стертые грани, когда человек уже не ориентируется в приоритетах. Так легкие деньги и популярность могут легко перевесить культуру воспитания и жизненные ценности.
Почему это опасно?
Страшно, что люди подсаживаются на это и ищут впечатления только таким способом. Человек не развивается, он насыщает свою жизнь эмоциями, не вставая с дивана. Если бы у него не было в руках телефона, то мозг всё равно бы требовал насыщения — человек бы начал двигаться, пошел заниматься спортом или творчеством.
Есть еще один важный нюанс — у взрослого человека есть внутренний фильтр. Посмотрел и забыл. А для детей и подростков это пагубная история, когда еще не сформированная личность получает эмоции таким способом. У ребенка фильтра нет, границы восприятия стираются, и увиденное может восприниматься за норму. Мы ведь переопыляемся друг через друга, так же работает и контент, который мы поглощаем.
Раньше было лучше?
У молодого поколения — треш-стримы, у старшего — новости. Постоянный просмотр негативных новостей, акцент на них и потом часы обсуждений. Одна тетушка звонит другой: «Вот я сейчас посмотрела телевизор — одного убили, другого подорвали». Люди увлекаются этим и чувствуют свою причастность. Это даже может придать смысл жизни, это объединяет людей, которые мусолят услышанное в новостях. Вспомним, например, передачу Малахова, у которой есть своя огромная аудитория. Поэтому увлечение трешем совсем не ново.
Вы смотрите треш-стримы?