Здоровье Работа проблема «Это не бардак, а катастрофа»: почему по стране прокатились массовые увольнения и критическое сокращение бригад скорой помощи

«Это не бардак, а катастрофа»: почему по стране прокатились массовые увольнения и критическое сокращение бригад скорой помощи

По словам сотрудников, в один из дней августа в Новосибирске не вышло ни одной детской реанимации

Сотрудники скорой уверяют, что ситуация стала в разы хуже, чем даже была в пандемию коронавируса
Источник:

Сотрудники скорой помощи в Новосибирске заявили о массовом увольнении коллег и острой нехватке бригад для оказания даже экстренной помощи горожанам. Кадровый голод, по их словам, уже привел к печальным последствиям: пациенты ждут помощи по 4, 6 и даже по 12 часов. А новая программа для диспетчеров от разработчиков из Московской области грозит тем, что «вызовы могут начать теряться». Корреспондент NGS.RU поговорила с несколькими людьми со скорой, чтобы понять, почему даже в коронавирус горожан спасали 100 бригад, а сейчас всего 70, и их число может еще больше сократиться. И такая ситуация по всей стране. Подробности — в этом материале.

Данные собеседников полностью изменены по их просьбе, так как они опасаются санкций со стороны руководства. По этой же причине редакция не указывает их специализацию. Оба собеседника работают в системе оказания скорой медицинской помощи Новосибирска.

«Хуже, чем в ковид»

Ситуация в скорой помощи, по словам медработников, начала ухудшаться постепенно в течение года. Одна из главных причин — отмена ковидных выплат. Это серьезно ударило по зарплатам. Работа на скорой всегда была связана с высокой нагрузкой, рисками и ответственностью, а теперь еще и стала оплачиваться на уровне двух прожиточных минимумов (с 1 января 2023 года прожиточный минимум для трудоспособного населения в регионе составляет 16 054 рубля).

— Мы все работаем за деньги, — разводит руками Олег. — Всем хочется есть, одеваться и где-то жить, я уже не говорю о чем-то большем.

При ковиде сотрудники скорой могли получать по 60–70 тысяч рублей. Сейчас ставка — около 30 тысяч рублей, при работе на 1,5 ставки можно выручить 40–45 тысяч рублей.

— Нагрузка была бешеной в ковид, конечно. Но держался народ: ковидные платили, все понимали, почему они столько работают, и была надежда, что работа в таком авральном режиме закончится, — отмечает Иван. — Ковид закончился, и начался совсем кошмар.

Люди увольняются, и их нагрузка распределяется по оставшимся коллегам. И те тоже не выдерживают
Источник:

По словам сотрудников скорой, большинство из врачей и фельдшеров сейчас уже работают на 1,5 ставки — сутки через двое. И всё равно рук не хватает.

— Это даже не бардак, а крайне тяжелое состояние, катастрофа. Хуже, чем в ковид. В коронавирус народа не хватало, но тогда в среднем по городу было около 100 бригад — это было очень мало, мы были в ужасе. Сейчас по городу у нас 60–70 бригад. Представляете наше состояние? — задает риторический вопрос Олег. — Должно быть 160 бригад, чтобы нормально людям помогать, а у нас 70!

Иван его поддерживает и добавляет, что только за последний месяц уволилось как минимум 10 его коллег. В итоге, по данным сотрудников скорой, это привело к экстренной ситуации.

— В середине августа был даже один день, когда в дневное время на линии не было ни одной бригады детской реанимации. Так вот вышло. У нас их всего семь или восемь, детских реанимационных бригад, на город. А должно быть 18. И отчитываются они, пишут в своих бумажках, что их 18, но мы-то знаем, как на самом деле, — подчеркивает Олег. — Педиатров пара человек на город остались. Все остальные ушли.

Он добавляет, что из-за нехватки медсестер и фельдшеров реанимационные бригады работают по два человека, а не как положено, по трое. А работа по одному на линейных бригадах давно стала обыденностью.

— Никто к нам не идет. Кто приходит — тот уходит, — отмечает Иван.

Медработник уверен, что ситуация будет только ухудшаться: люди увольняются, нагрузка перераспределяется, а зарплата от ее увеличения не растет. Люди, которых нагрузили сверх меры, тоже не выдерживают и пишут заявления. Сотрудников становится еще меньше, а нагрузка только растет. И так по кругу.

«В бумагах всё красиво»

В первую очередь увольняются врачи, особенно из реанимационных бригад
Источник:

Сотрудники скорой, отвечая на вопрос, почему столько месяцев никто не заявлял о проблемах, прямо сказали: «Сил нет, апатия». Они утверждают, что бороться за правду — дело неблагодарное. Люди просто увольняются и ищут другую работу.

— Такое впечатление, что скорую просто хотят прикрыть и сделать просто парамедиков, как на Западе. Лучше вообще ничего не становится, ни на грамм. Всё, что можно, отобрали у нас — от допотпусков до доплат, — пожимает плечами Олег. — Тут у нас из Кемерова люди приезжают, думают, что мегаполис, цивилизация, как в Москве и Питере — по 100 тысяч получаем. Приезжают сюда, отрабатывают месяц и с ужасом увольняются, потому что в два раза больше у себя получали.

Медработники сомневаются, что в официальных отчетах и ответах будут те цифры, которые отражают реальную ситуацию.

— Со временем доезда ясно, как поступают: они указывают время от передачи вызова диспетчером к бригаде, не от времени, когда человек позвонил. То есть он может прождать и три, и четыре часа, а время доезда будет укладываться в 20 минут. Потому что оно в отчетах — от передачи вызова бригаде до приезда к пациенту, — утверждает Иван.

По словам медработников, в городе из-за ситуации на скорой уже начали страдать пациенты — увеличилось количество домашних родов и смертей.

— Даже боли в животе, травмы, сердца, инсульты, на которые мы должны в течение 20 минут доезжать, — они у нас по 4–12 часов могут лежать в отложенных, — подытоживает Олег.

В прошлом полугодии сотрудники скорой увидели вот это объявление в одной из газет Колыванского района. Сотрудников ищут уже по всему региону
Источник:

«Из-за новой программы работают практически вслепую»

Критическая ситуация, по данным медработников, сложилась не только с врачами и фельдшерами, но и с диспетчерами и сотрудниками приема вызовов на 03. В августе в российских городах начали применять новую программу — «Координационно-диспетчерскую систему единого диспетчерского центра» (КИС ЕДЦ).

— Два года пытались ее не применять, но за нее очень много денег заплатили. Отбрехались от нее многие города, а мы как всегда. Нам ее втюхали, а работать по ней невозможно: абсолютно не информативная, медленная программа. Столько нужно сделать, чтобы отправить вызов! Она рассчитана на 3–4 бригады в деревне, а не на многомиллионный город, — подчеркивает Олег. — Из-за новой программы работают практически вслепую. Наши диспетчеры сейчас сидят как на пороховой бочке, потому что постоянно риск, что вызов где-то потеряется.

В поле зрения диспетчера попадают, по его словам, только 10 вызовов, а в городе их бывает и по 80 — остальные отображаются на следующих страницах. В старой программе пока вызов не прочитают, то он не уйдет в общую стопку, сейчас не так. Появились проблемы с тем, что вызов вообще может не появляться в системе после ввода.

— Бесконечно сидеть и листать не могут они их. Программа взята, судя по всему, из такси и чуть доработана. Опасно работать на ней и для нас, и для людей. У нас народ понял, что при работе на такой системе можно просто сесть в колонию. Рисковать своей жизнью и жизнью людей сотрудники приема вызовов на 03 были не готовы, встали и ушли. Да, все, — утверждает Иван. — На подстанциях с диспетчерами катастрофическая ситуация. На Первомайской подстанции вообще нет ни одного диспетчера.

На вопрос, как руководители скорой и Минздрава пытаются решить такие непростые вопросы, медработники отвечают почти в один голос: часть подстанций объединят и сократят.

Медработники признаются, что сначала пытались возмущаться и бороться, но, не видя поддержки от руководства скорой, перестали пытаться что-то изменить.

— Все всё прикрывают, и никто не дает нормальную информацию. Не борется за нас никто, и начальству нашему проще терять народ, — убежден Олег.

Сотрудники скорой предлагают вместе с ними посчитать нагрузку, которая сейчас лежит на оставшихся сотрудниках. В день скорая помощь Новосибирска принимает около 3000 вызовов, а бригад условно 70 — получается по 42 вызова на одну бригаду, максимум полчаса на один вызов. И сюда нужно включить время доезда, диагностику, оказание помощи, принятие решения и возможную госпитализацию.

— Лето заканчивается. Впереди у нас сезон ОРВИ, осень, и традиционно количество вызовов вырастет до 4–4,5 тысячи. Как мы будем справляться? — не понимает Олег.

На вопрос, а как же вас встречают пациенты после ожидания в 3–6 часов, сотрудники скорой только вздыхают и поджимают губы: «А вы как думаете?»

Кто создал новую программу

Разработчики новой программы внедряют свой продукт в нескольких регионах страны. В основном в Московской области и Республике Дагестан
Источник:

Программа, на которую жалуются в новосибирской скорой, «Координационно-диспетчерская система единого диспетчерского центра» (КИС ЕДЦ), была разработана компанией ООО «РТ КИС» из Московской области. По данным сервиса «Контур.Фокус», фирма создана в 2020 году дочерней компанией «Ростелекома» АО «РТ ЛАБС» и ООО «КИ системы».

В апреле 2023 года «дочка» «Ростелекома» отдала 51% компании учрежденной ею ООО «Цифровые Медицинские Сервисы», 49% остались у ООО «КИ системы».

Разработчик программы — убыточное предприятие. За 2022 год, по данным сервиса «Контур.Фокус», чистый убыток составил 114,7 миллиона рублей при выручке в 181,2 миллиона рублей. Теряет деньги и один из ее учредителей: генеральный директор «РТ КИС» Светлана Пчелинцева также является участником «КИ системы».

У «Цифровых Медицинских Сервисов» в 2022 году при выручке в 5,6 миллиарда рублей чистый убыток составил 146,7 миллиона рублей. Основной источник дохода — госзакупки. Компания выиграла в 2023 году контракты более чем на 1,3 миллиарда рублей на работы в Московской области. Она будет заниматься «Единой медицинской информационно-аналитической системой Московской области» и также программой для скорой помощи. Основные заказчики — «Дирекция Единого Заказчика Министерства Здравоохранения Московской Области» и «Федеральное Медико-Биологическое Агентство».

ООО «КИ системы» не может похвастаться столь внушительными цифрами, но при этом не убыточно. При выручке в 80,5 миллиона рублей, по данным сервиса «Контур.Фокус», за 2022 год чистая прибыль составила 6,6 миллиона рублей. Основной источник дохода у компании тот же — госконтракты. В июле прошлого года фирма выиграла контракт на развитие и сопровождение «Единой автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи». Ранее фирма получила несколько похожих контрактов в Республике Дагестан: в этом регионе на различных подстанциях в 2020 году была внедрена «Координационно-информационная система скорой медицинской помощи».

Корреспонденту NGS.RU не удалось найти закупку, на основании которой программное обеспечение компании было внедрено в Новосибирске, поэтому она обратилась за разъяснениями в Минздрав Новосибирской области. Также редакция попросила разработчика программы ответить на ряд вопросов, в том числе о том, сколько жалоб они получали на свой продукт и планируют ли его дорабатывать.

Также редакция обратилась в прокуратуру Новосибирской области с просьбой проверить данные по работе системы скорой помощи в Новосибирске. Обратилась редакция с официальным запросом и к руководителю скорой помощи Новосибирска, а также в Минздрав Новосибирской области. К моменту публикации ответы на запросы не поступили.

Такая ситуация по всей стране

Массовые увольнения сотрудников скорой помощи происходят по всей стране. Отмена ковидных выплат и падение из-за этого доходов в 2–3 раза заставляют людей искать другую работу.

— Люди поняли примерно, как должен оплачиваться их труд, — объяснил корреспонденту NGS.RU сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. — Москва и Санкт-Петербург выметает по сути сотрудников со скорых Центральной России. Да и из более дальних регионов люди увольняются и переезжают сейчас.

После завершения пандемии компенсации, пусть и не в том объеме, что раньше, но все же сохранили для стационарного и амбулаторного звена — 25% к окладу. Скорая помощь таких доплат не получает. По словам эксперта, отдельную меру поддержки с 1 января дали первичному звену, но это не большие деньги — до 7 тысяч рублей дополнительно. Если сравнивать с 25 тысячами, которые доплачивали раньше, эта прибавка ничего не решает, подчеркнул Андрей Коновал.

Он добавил, что злую шутку сыграли и майские указы, по которым средний медперсонал должен получать 100% от средней зарплаты по региону — именно фельдшеры составляют основной костяк скорой.

— В рамках одного региона зарплата скоряков может различаться в 1,5 раза, потому что разные учреждения получают разное финансирование и план — дорожную карту, — отметил специалист. — И переработки никак не увеличивают зарплату. Людям по итогу года не заплатят больше, чем в дорожной карте, спущенной на учреждение. Коллектив как целое получат из расчета показателей дорожной карты, умноженной на количество работников.

Андрей Коновал считает, что происходящее — общая тенденция экономии на заработных платах, которая в итоге обернулась такой ситуацией. Он привел пример январской ситуации во Владимире, где люди вышли на работу в праздники и рассчитывали на хорошую прибавку зарплаты. В итоге получили расчетки с допоплатой выходов, а по стимулирующим выплатам стоял жирный ноль.

— Деньги ушли на вот эти компенсационные выплаты, что и вызвало протест, — объяснил Андрей Коновал.

Он считает, что нужно решить вопрос с зарплатами, и тогда ситуация должна стабилизироваться. По его мнению, поможет введение единой отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении, которую отложили на 2025 год, а так же соблюдение нормативов по количеству бригад и штатному расписанию.

Также эксперт полагает, что нужна доработка той самой Единой диспетчерской службы. В системе есть серьезные недостатки — она подразумевает централизованное управление подстанциями, что на месте ухудшает качество медпомощи.

В Искитиме 5 августа мужчина подавился едой. Ему вызвали скорую, но машина поехала не тем маршрутом, поэтому помощь оказали позже. Сейчас мужчина находится в реанимации. Медики ехали по системе навигации, которая повела их длинным путем.

А у вас возникали проблемы с вызовом скорой помощи?

Да, очень долго едут
Нет, всегда вовремя и квалифицированно обслуживают
Раньше было лучше, сейчас стали возникать проблемы

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
43
ТОП 5
Мнение
«Вечные дети добрались до государственных штурвалов и кнопок»: политолог из Волгограда высказался про песни в новогодних шоу
Вадим Шумилин
Автор мнения
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления