Как только ребенок идет в школу, у него тут же проявляется кризис, связанный с примеркой нового статуса — «ученик». У кого-то период акклиматизации в новых условиях проходит быстро и не болезненно. А кто-то начинает манерничать и капризничать. В кризис нелегко живется не только самому ребенку, но и родителям, которые не понимают, что происходит с их чадом. Клинический психолог из Волгограда Анастасия Фёдорова рассказала подробно о кризисе семилетних детей и дала советы родителям, что делать в этот возрастной период.
Кризис семи лет — это кризис в развитии ребенка, который возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Во время кризиса семи лет происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. Ребенок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
При переходе ребенка от дошкольного к школьному возрасту поведение резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Этот период называется кризисом социализации. Обычно он проходит в 6–7 лет.
— Кризис социализации становится для ребенка переломным периодом, — подмечает психолог Анастасия Фёдорова. — Это переходная ступень — уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенка в семь лет отличает утрата детской непосредственности. Ближайшая причина — недостаточное различие внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и их выражение. Поведение и деятельность обычно представляют у дошкольника еще недостаточно разделенное целое.
Ребенок меняется, причем изменения носят более глубокий и сложный характер, чем при кризисе трех лет. Особенно ярко признаки проявляются в том случае, если у ребенка было трудное детство.
Признаки, которые появляются у семилетних детей во время кризиса, по мнению психолога Анастасии Фёдоровой, заключаются в следующем:
ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше;
отделяются внутренняя и внешняя стороны личности ребенка;
в поведении появляется нарочитость, нелепость и искусственность, вертлявость, паясничанье, клоунада — ребенок строит из себя шута.
Ребенок и до семи лет может паясничать. Но если он не делал такого раньше, или капризность стала выражаться сильнее — то это прямой звоночек обратить внимание на дитя.
Никто не станет удивляться, если ребенок до 7 лет говорит глупости, шутит и играет. Но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, то это производит впечатление немотивированного поведения. Когда ребенок смотрит на металлический чайник, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, то он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату или говорит писклявым голосом — это неправильно и сразу бросается в глаза.
— Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые были присущи ребенку раньше, — объясняет практикующий психолог. — В семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» и «я злой». У него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Ребенок открывает сам факт своих переживаний. Они приобретают смысл. У ребенка возникают новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
Советы для родителей во время кризиса социализации у ребенка от клинического психолога Анастасии Федоровой:
не стоит вступать с ребенком в долгие пререкания по бытовым вопросам и позволять противоречиям перерасти в спор;
настаивайте на своем требовании твердо, уверенным тоном, но без раздражения;
не нужно объяснять одно и то же по сто раз. Ребенок прекрасно помнит всё, что вы ему говорили. Повторные объяснения он пропустит мимо ушей и начнет сердиться, что его не понимают;
измените свое отношение к ребенку. Он уже не маленький. Внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять;
создайте условия для развития интеллекта (развивающие игры и упражнения, познавательные книги) и речи (чтение сказок, стихов и беседы);
поощряйте общение со сверстниками;
психологически готовьте к школе. Расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе;
реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта или наличии тяжелых родовых травм не стоит записывать малыша в специальный класс с повышенной нагрузкой и параллельно со школой водить в секции;
привносите в общение с ребенком больше юмора и оптимизма;
будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
Лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — это выстроить доброжелательные и открытые отношения в семье.
Любой возрастной кризис является серьезным испытанием и для ребенка, и для родителей. Благодаря вашей поддержке справиться с испытанием будет гораздо легче.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь и будьте в курсе всех важных событий из жизни города.