В Волгограде выясняют причины остановки колеса обозрения в Центральном парке культуры и отдыха. Из-за него поздним вечером 20 июля узниками 50-метрового аттракциона на несколько часов стали два десятка посетителей. Пока в ситуации разбирается прокуратура, в руководстве парка официально озвучили первопричину случившегося. Журналистам V1.RU удалось пообщаться с некоторыми спасенными волгоградцами и производителями аттракционов. В этом материале собрали всё, что известно о поломке колеса обозрения.
«Люди застряли на самом верху»
Напомним, по словам очевидцев, 20 июля около 20:00 колесо обозрения в Центральном парке культуры и отдыха остановилось. 21 посетитель оказался заперт в кабинках на высоте нескольких десятков метров. Операторы аттракциона пытались самостоятельно вызволить людей, но у них не получилось. Поэтому позже на место происшествия вызвали экстренные службы. Эвакуация горожан началась после 22 часов.
— 20 июля в 22:10 в ОДС Главного управления МЧС России по Волгоградской области поступило сообщение, что на территории ЦПКО в результате неисправности электропривода остановилось колесо обозрения, в кабинках которого находятся отдыхающие, — сообщили в региональном главке МЧС. — На место оперативно прибыли пожарно-спасательные подразделения 1 отряда ГПС ФПС, служба спасения Волгограда, скорая, полиция. Пострадавших нет.
Зимой 2020 года в городе проводились масштабные учения, в том числе связанные с ЧП на колесе обозрения. Тогда по легенде вымышленного происшествия несколько человек в прямом смысле зависли над землей из-за короткого замыкания, остановившего колесо обозрения. Застрявших «пассажиров» тогда эвакуировали при помощи специального подъемника. Через два с лишним года эти навыки пришлось вспоминать уже при реальной чрезвычайной ситуации. Что же касается самого 50-метрового колеса, оно было открыто в сентябре 2018 года, хотя изначально его планировали запустить перед чемпионатом мира по футболу — весной того же года.
Подходы к колесу оцепили еще до приезда спасателей. За сидящими в кабинках посетителями и ходом эвакуации с земли наблюдали десятки зевак.
— Сначала приехали полиция и МЧС, — рассказывали очевидцы. — Пробовали запустить колесо, потом по громкоговорителю попросили людей включить фонарики, чтобы посчитать, где и сколько человек. Через некоторое время приехала пожарная лестница, но визуально ее не хватит, потому что фонарики горят даже в кабинках на самой верхней точке колеса.
Первых посетителей вызволили из кабинки около 22:20 с помощью автолестницы. Ими стали парень и девушка. После осмотра медиками и опроса полицией они поспешили покинуть территорию аттракциона. Также при помощи автолестницы из второй кабинки спасли пять человек — маму, папу, их детей и племянницу.
— Колесо остановилось для фотографии, видимо, чтобы люди смогли сделать фото, — рассказала спасенная волгоградка. — Потом раздался какой-то щелчок и резко оно начало катиться вниз. Мы так удивились! Затем резко всё затихло и мы встали на уровне ниже среднего. Все первое время испугались, там не хватало воздуха, было очень душно, но стали друг друга успокаивать. Мальчики были поспокойнее, племянница плакала. Минут за 20 до спасения подключили кондиционеры, воздух пошел и было облегчение. Спасатели тоже хорошо сработали, молодцы. Хотя спускаться было тяжеловато. Первой девочка пошла, самая испуганная, потом второй ребенок, я и остальные. Когда спасателей увидели, уже успокоились. А воздуха не хватало, было страшно. Звонили по указанному номеру телефона в кабинке, нам говорили, что вот-вот, буквально через десять минут вас снимут, в итоге просидели больше двух часов.
До кабинок выше автолестница уже не дотягивалась, и какое-то время спасатели, руководство парка и операторы аттракциона думали, что делать дальше. Так как запустить колесо не удавалось, единственным выходом стала механическая прокрутка. С помощью тросов и уазика колесо держали, чтобы оно не прокрутилось слишком сильно, а само вращение производилось под весом посетителей, которые были сконцентрированы на одной половине окружности. Само вращение производили четко и быстро, гораздо больше времени тратилось на перевязывание веревок. Таким способом спасателям удалось спустить следующую кабинку. Из нее вышла целая семья — мама, папа и две дочки.
Около 01:30 21 июля спасательная операция была завершена. Последними кабинку покинула пара — мужчина и женщина.
— Все люди эвакуированы, — сообщали в региональном главке МЧС. — Всего силами ГУ МЧС России по Волгоградской области и Службы спасения Волгограда был эвакуирован из кабинок колеса обозрения 21 человек, в том числе 10 детей. Всего привлекалось 22 человека личного состава и 8 единиц техники, в том числе от МЧС России 13 человек и 5 единиц техники.
«Колесо начало крутиться слишком быстро»
Еще во время спасательной операции в кулуарах активно обсуждалась версия, что колесо встало из-за отключения подстанции, питающей аттракцион. По резервной схеме аттракцион запустили вновь, но оно начало крутиться очень быстро, и его вновь остановили. Из-за этого вышли из строя механизмы колеса.
Позже директор ООО «Парк» Андрей Еркин озвучил журналистам V1.RU их версию случившегося.
— У нас сработало внештатное включение автомата в части подогрева кабинок в колесе обозрения, — сообщил Андрей Еркин. — Это дало дополнительную нагрузку в 30 кВт, что в свою очередь привело к тому, что на подстанции сработала защита и подача электричества прекратилась. В течение нескольких минут мы запустили резервное электроснабжения — дизельный генератор. Он стоит рядом с колесом на случай аварийного отключения основного источника. Люди начали спускаться. Но когда обогреватели стали работать, в кабинках могло стать очень жарко, поэтому оператор в соответствии с инструкцией перестал запускать новых людей в свободные кабинки. Дело в том, что при включении колеса обозрения пустым, оно равномерно крутится. Если в кабинках находятся неравномерно распределенные люди, что и имело место быть из-за включения подогрева и ограничения на вход в кабинки новых людей, после запуска колеса на дизельном генераторе его скорость начала очень быстро увеличиваться. Во избежание травм механик принял решение включить тормоз. Так как на момент включения тормоза скорость была больше штатной, два двигателя из четырех вышли из строя. Включать аттракцион в таких условиях было небезопасно. И мы вызвали службу 112.
Таким образом в качестве первопричины специалисты называют нарушение работы автоматики, из-за которого произошло непроизвольное включение подогрева кабинок. Оно в свою очередь привело к повышению нагрузки на колесо.
— По проекту до этого автоматика работала прекрасно, — утверждает директор парка. — Наша техническая служба сделала заключение. Чтобы такое впредь не повторялось, мы физически электрический контакт, отвечающий за подогрев, с марта по конец ноября будем выводить из автоматики. Чтобы даже не было возможности включить летом подогрев, который приведет к скачкам напряжения. Мы сейчас планируем отремонтировать двигатели, провести очередное техническое освидетельствование, для которого привлечем специализированные компании и электролаборатории. Они оценят техническое заключение нашей компании.
Андрей Еркин также сообщил, что они планируют провести переговоры с производителем, а также изучить их договор на предмет гарантийных обязательств и иных условий.
— На данном этапе нас больше всего волнует поиск причины сложившейся ситуации и путей решения, чтобы подобное не повторилось, — добавил Андрей Еркин. — Конечно, очень неприятно перед посетителями. Я лично сегодня звонил многим и приносил извинения, именно люди в этой ситуации больше всего пострадали.
На следующий день после инцидента к ситуации подключилась прокуратура. В надзорном органе организовали проверку по факту поломки аттракциона.
— По предварительным данным причиной остановки аттракциона явилась техническая неисправность системы электроснабжения, что привело к выходу из строя двух моторов-редукторов, — сообщили в прокуратуре Волгоградской области. — По итогам проверки будет решаться вопрос о принятии мер прокурорского реагирования. В ходе надзорной проверки также будет дана оценка безопасности всех имеющихся в парке аттракционов. Всего в 2021 году органами прокуратуры Волгоградской области пресечено более 150 нарушений требований законодательства о безопасности при эксплуатации аттракционов.
Как журналисту V1.RU сообщил источник, близкий к ситуации вокруг поломки колеса обозрения, проверка ждет все аттракционы Центрального парка культуры и отдыха.
Для прокрутки колеса вручную достаточно двух человек
Альтернативной точкой зрения на условиях анонимности с журналистами V1.RU поделились представители компаний-производителей аттракционов, в том числе колес обозрения. По словам одного из экспертов, это распространенный случай, на который предусмотрены штатные решения.
— Такие случаи могут быть. У нас даже было подобное, — признается специалист. — Питание от колеса отключили из-за ремонта подстанции. На тот момент у нас не было резервного источника питания. И это штатная ситуация — в такие моменты пружинные привода на колесах ослабевают и вручную два оператора могут прокрутить колесо. Ничего страшного в этой ситуации нет. Тут вопрос оперативности, почему так долго людей спасали? В течение получаса колесо вручную можно провернуть без всякого источника питания. Я не знаю особенностей конструкции колеса в Волгограде, но считаю, что такие прижимные механизмы должны быть на всех подобных аттракционах предусмотрены.
Как добавил представитель компании-производителя аттракционов, при умелой эксплуатации никакой катастрофы в такой ситуации нет.
— На колесе обычно устанавливают четыре мотора с прижимными резиновыми колесами, — утверждает эксперт. — Их можно ослабить и маленькие колеса на двигателях, которые прокручивают большое колесо, их отводят от подвижной части, что позволяет колесу свободно крутиться. Чтобы контролировать скорость аттракциона, резиновые маленькие колеса потихоньку от большого отжимаются.
Специалист другой компании, связанной с производством аттракционов, не исключает, что дело может быть в самой конструкции колеса и электронике.
— Это может быть неправильная схема управления колесом, — предполагает эксперт. — При любом выключении электроэнергии колесо должно перейти в режим остановки. И при следующих включениях оно не должно включаться самопроизвольно, а только под контрольным оператором. Если всё это было соблюдено, но двигатели вышли из строя, то это может быть дефект конструкции и системы управления.