Трагедией закончилась поездка на «бархатный сезон» в Сочи для семьи Соколовых из Самары. Они разбились на крайне загруженной, но до сих пор двухполосной федеральной трассе под Волгоградом, став случайными жертвами столкновения двух машин около райцентра Суровикино. Но даже после катастрофы семья столкнулась с невероятными проблемами. Погибшая 61-летняя Надежда Соколова каким-то странным образом и без согласия родных оказалась в руках сотрудников ритуальной службы. Чтобы просто найти тело матери, дочери потребовалось больше суток и обращения в Следственный комитет и прокуратуру. Сам же ритуальный предприниматель теперь уверяет, что просто хотел помочь семье. Ведь в больнице райцентра нет собственного морга, а ближайший — в 60 километрах.
Колесо-убийца
Катастрофа произошла вечером 17 сентября на федеральной трассе А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский в Суровикинском районе Волгоградской области. Это невероятно загруженная федеральная трасса, по которой круглосуточно в обе стороны идут многотысячные потоки машин. Дорожная ситуация серьезно осложняется летом и в начале осени, когда к обычному трафику добавляются многочисленные курортники из самых разных регионов России, спешащие на Черное море или обратно. Но если в Ростовской области часть трассы уже превращена в четырехполосную, то в Волгоградской — это по-прежнему старая советская узкая дорога, всего из двух полос. Поэтому любой обгон на ней становится похож на игру в рулетку. И часто — даже в «русскую».
То, что произошло вечером 17 сентября на 108-м километре этой трассы, сухо и скудно описывается в полицейской сводке.
— По предварительной информации, в 20:14 31-летний водитель, управляя автомобилем Volkswagen, двигаясь со стороны Волгограда в сторону Ростова-на-Дону, не справился с управлением и совершил столкновение с грузовым автомобилем «МАН» под управлением 44-летнего водителя, после чего допустил съезд с проезжей части, — сообщает ГУ МВД региона.
От удара у легковушки оторвалось колесо, в которое влетел следовавший за Volkswagen третий автомобиль — Mitsubishi с самарскими номерами. От удара и резкого маневра кроссовер также улетел в кювет и перевернулся. Пострадали все, кто находился в машине: 59-летний водитель и его 20-летняя дочь были доставлены в больницу, а 61-летняя супруга водителя умерла от полученных ран.
«Тело мамы просто исчезло»
По словам дочери погибшей женщины, Дарьи Соколовой, семья на Mitsubishi ехали через Волгоградскую область транзитом — из Самары на отдых в Сочи. О катастрофе она узнала по телефону — позвонила 20-летняя сестра.
— Когда маму увозили с места аварии, она еще дышала. Их вместе с сестрой везли на скорой, — рассказала Дарья Соколова. — Сестра была в сознании, она сказала, что их везут в какую-то Шебекинскую ЦРБ или как-то так (Шебекинская ЦРБ находится в Белгородской области, примерно в 600 километрах от Суровикино. — Прим. ред.) Я туда звоню — их там не было и нет. Но сестра говорит, что им там рентген делали. В суровикинскую больницу я не дозвонилась. В итоге выяснилось, что сестру в Волгоград отвезли. А мама умерла.
Выяснилось, что управлявший кроссовером отец Дарьи получил сильные ушибы, но от госпитализации отказался. 20-летняя сестра сейчас в больнице.
— У меня сестра — инвалид. Уже 11 лет борется с онкологией, — рассказывает Дарья. — Ее повезли первый раз в жизни на море отдохнуть. В аварии она получила черепно-мозговую травму. За ней же еще как за инвалидом уход нужен. А тело мамы вдруг просто исчезло.
Дарья Соколова рассказывает, что сначала сотрудники ГИБДД говорили, что тело ее погибшей мамы отвезли в морг Калача-на-Дону. Но когда днем воскресенья туда приехал отец, ему сказали, что такого человека нет.
— Я обзвонила все, что можно, но никто не знал и не говорил, где находится тело мамы. Ни в ГИБДД, ни в больницах, ни в моргах — вспоминает Дарья, — Якобы никто и никуда не поступал. Куда ее отвезли и где ее держат — непонятно. И зачем это скрывают — непонятно. И так горе. А мы не можем похоронить мать нормально. Просто похоронить человека.
Впрочем, сначала у Дарьи было предположение, что ситуация с «пропажей» тела связано именно с катастрофой.
— В морге сказали, что это так покрывают водителя Volkswagen, потому что якобы он какая-то «шишка», — добавила дочь погибшей. — В ГАИ говорят, что Volkswagen не виноват, мол, колесо само на автомобиль папы наехало. Но когда нам отдадут видео с регистратора, отец пойдет в полицию писать заявление, чтобы уголовное дело возбуждали.
Отказывали в выдаче тела
В процессе обзвона больниц и моргов Дарье дали телефон представителя ритуальной службы Суровикино, где, как сказали медики, могло находиться тело ее мамы. Дарья Соколова утверждает, что трубку взял мужчина по имени Сергей, который сообщил, что тело действительно у него. Но родственникам нужно либо приехать к нему, либо ждать понедельника. Семья из Самары оказалась в недоумении — как врачи или полиция могли отдать совершенно чужому, постороннему и незнакомому человеку тело погибшей? Тем более сотруднику не государственной, а коммерческой структуры?
— Ритуальщик сказал, что он забрал тело в Суровикинской больнице, главврач ему отдал. Документов никаких тоже нет, в морге Калача-на-Дону все еще проводят экспертизу, — рассказала Дарья Соколова. — Этот Сергей же сначала начал на нас орать, выдрюкиваться. Он все воскресенье не хотел нам тело отдавать, сказал, что морги не работают, а тело он привезет только в понедельник. Но я начала ему угрожать, что я в прокуратуру и Следственный комитет напишу, и вечером воскресенья он папе отдал тело. Этот ритуальщик вообще не имел права забирать тело мамы из больницы. Я уже обратилась в Следственный комитет с просьбой разобраться. А документы все для похорон нам только после экспертизы отдадут.
А вот что за Сергей забрал без разрешения родственников тело погибшей в аварии женщины? Сначала появилась неподтвержденная информация, что тело оказалось в суровикинском ООО «Ритуал», соучредителем и директором которого является Ирина Винникова. Но та категорически опровергала свою причастность к этой странной истории.
— У нас нет сотрудников по имени Сергей, — настаивала в телефонном разговоре с корреспондентом V1.RU Ирина Винникова. — Но я поняла, кажется. Это Сергей Панчишкин. Они часто представляются нашей фирмой, чтобы тела забирать. Я вообще выходная была, не знаю ни о каких телах. Мы никого не забирали.
Сергей Панчишкин оказался индивидуальным предпринимателем, который также оказывает ритуальные услуги на территории Суровикино. Но и мужчина отказался брать на себя ответственность за тело Надежды Соколовой.
— Мы никого не забирали и никого не отдавали, — открестился мужчина. — Если в больнице тело отдавали, это фирма «Ритуал», скорее всего. У меня компания «Мемориал» называется. У нас же морга нет. В Калаче-на-Дону ближайший морг. И «Ритуал» у нас монополисты. Им из больницы звонят, у них холодильники есть, и они забирают трупы, а потом везут их в морг Волгограда или Калача. На весь Суровикинский район даже в ЦРБ морга нет. А еще у нашей больницы машин нет, чтобы в морг тела возить. Поэтому тела отдают ритуальщикам, а те хранят тело в своих холодильниках или отвозят в морг.
При этом предприниматель утверждает, что в случае, когда сотрудники ритуальной службы везут тело из больницы в морг, — медучреждение оплачивает им эту услугу.
— Я знаю, что больница должна отвозить тела в морг сама, а мы должны из морга тела забирать, — признается Сергей Панчишкин. — Но если в больнице человек умер, сначала у родственников спрашивают, кто повезет. Кто знает — нам больница оплачивает дорогу, около трех тысяч рублей — и мы отвозим тело в морг за счет больницы. А если люди этого не знают, то везут за свой счет.
«Сделали добро, а получилось как-то...»
Впрочем, тем самым Сергеем, который каким-то образом забрал тело Надежды Соколовой, оказался другой соучредитель ООО «Ритуал» из Суровикино — отец Ирины Винниковой — Сергей Камаев.
— Родственников не было, — уверял Сергей Камаев. — Приехала скорая. Женщина умерла по дороге в карете. Дежурный врач позвонил нам, у нас есть холодильник. Мы тело положили в холодильник, и все. На следующий день отвезли в Калач-на-Дону в морг. У нас в Суровикинском районе моргов нет. А родственники только в 16 часов 18 сентября появились. У нас никакого договора с муниципалитетом нет. Просто потому, что морга нет, тела девать некуда. В больнице же умершую не оставят.
Бизнесмен настаивает, что у них нет никакой выгоды забирать тела из больницы и везти их в морг. По словам Сергея Камаева, единственное, на что они рассчитывают, — оплата этих услуг от родственников. Но финансовые риски в этом непростом деле настолько высоки — родные платят далеко не всегда.
— У нас никакой выгоды нет тела забирать, — утверждает Сергей Камаев. — В 12 часов ночи ребята ее забрали, положили в холодильник, а на следующий день бесплатно в Калач повезли. Обычно родственники все это оплачивают. А эти наорали на меня, обматерили и ничего не заплатили. Сделали добро, а получилось как-то...
Но почему дежурный врач и руководство Суровикинской центральной районной больницы не только позвонили, сообщив о смерти, но и передали тело представителю коммерческого предприятия, не имеющего при этом никакого согласия от ее родственников, Сергей Камаев не ответил. Не ответили на этот вопрос и в комитете здравоохранения Волгоградской области.
В ГУ МВД России по Волгоградской области сообщили, что с места аварии передали женщину медикам и больше никакого отношения к телу не имели.
— 61-летняя пострадавшая была госпитализирована с места ДТП бригадой скорой медицинской помощи, однако позднее скончалась, — сообщили в ГУ МВД России по Волгоградской области. — Сотрудники ГИБДД не имеют отношения к процедуре направления или транспортировки тела погибшей в медицинские учреждения.
Корреспонденты направили запросы в комитет здравоохранения региона. На момент публикации ответ получен не был. Журналистам также не удалось получить комментарий главы Суровикинского района Романа Сливы — он сообщил, что занят и повесил трубку. В приемной главного врача Суровикинской ЦРБ никто не ответил на звонок редакции.
Журналисты V1.RU направили запрос в прокуратуру Волгоградской области с просьбой провести проверку по факту случившегося.