Член Совета Федерации Федерального собрания РФ от Волгоградской области Елена Попова предложила с 1 июля 2019 года обязать организаторов санкционированных протестных акций в стране заранее отчитываться о количестве несовершеннолетних на них. Власти будут просить оппозиционеров сообщать, через какие каналы информирования они привлекают на свои мероприятия молодёжь.
«Нас интересуют протестные акции»
— Сейчас мы готовим обращение в Общественную палату РФ, чтобы она отправила его по региональным палатам, — рассказала корреспонденту V1.RU сенатор от Волгоградской области Елена Попова. — У нас есть проблема относительно санкционированных митингов. Не всегда количество заявленных участников совпадает с их фактическим числом. Всё бы ничего, но дело ограничивается не только дополнительным привлечением сотрудников правоохранительных органов. Иногда у нас, к сожалению, случаются прецеденты, когда вмешивается прокуратура и выносит предписания. Тогда исполнительная власть вынуждена работать с отдельными физическими лицами, среди которых бывают и несовершеннолетние.
Организаторам протестных акций хотят увеличить ответственность за их проведение.
— Мы хотим, чтобы общественники вмешались в этот процесс. Обращения прокуратуры по санкционированным митингам, среди которых замечены несовершеннолетние, приводят вплоть до административного наказания, — говорит Елена Попова. — При этом организаторы остаются безнаказанными. Мы не можем обязать организаторов заявлять о количестве несовершеннолетних с 1 января 2019 года, но мы бы хотели, чтобы такой формат был с 1 июля следующего года. Общественные палаты проведут независимую экспертную оценку нашей идее.
Член Совета Федерации считает, что отчёт о подростках на митингах, улучшит их организацию.
— Организатор указывает например 100 участников, местные органы согласовывают ему площадку проведения. Если мы будем знать, что из 100 человек — 90 будут несовершеннолетние, то наверное правоохранительных органов привлекут большее количество, — отметила Елена Попова. — Но нам не нужно, чтобы полицейских было много, и потом говорили об ущемлении волеизъявления прав несовершеннолетних. Мы ничего не ущемляем.
За агитацию в социальных сетях недовольных наказывать не планируется.
— Мы хотим, чтобы организаторы санкционированных митингов, имеющие всё равно некую программу действий и представляющие, представители каких общественных объединений придут на мероприятие, составляли некий план действий и в пропорциональном отношении было понятно соотношение взрослых и подростков, — пояснила член Совфеда. — Потому что у молодых людей есть иной механизм информирования друг друга о предстоящих мероприятиях — это социальные сети. Мы не собираемся вводить дополнительные санкции к этому источнику, но хотели бы быть уверены, что организаторы понимают, чем может закончиться такой митинг.
Нововведения касаются только мероприятий оппозиции.
— Мы не имеем ввиду те акции, которые носят объединяющий характер, наподобие «Бессмертного полка». Нас в первую очередь интересуют протестные акции с небольшим количеством участников, как правило, в удалённых городах от федерального центра.
В новом законопроекте с большой долей вероятности появится разграничение ответственности между митингующими и организаторами.
— Всё-таки организаторами протестных мероприятий выступают не только физические, но и юридические лица. Мы бы хотели, чтобы они понимали уровень административной ответственности, — говорит Елена Попова. — Сейчас нынешняя исполнительная власть даже при превышении количества заявленных участников не выходит с исками в суды, зато мы видим что санкции на физ. лиц, в том числе несовершеннолетних, накладываются. Мы считаем это неправильным. Хотя бы солидарная ответственность должна быть пропорционально распределена между организаторами и участниками. Палку хочется перегнуть в сторону первых. Они должны предполагать, откуда придут несовершеннолетние, какие это будут общественные объединения. Нам бы хотелось услышать их пропорцию от всех участников митинга.
Инициатива направлена на защиту прав несовершеннолетних.
— Мы должны защищать права несовершеннолетних. В таком случае они будут более ответственно подходить к мероприятиям. Ведь иногда они проходят стихийно и беспочвенно. Часто повод, по которому собираются в регионе, уже бывает урегулирован. У нас такие случаи были.
По мнению сенатора, многие протестные акции проводятся впустую.
— Что значит митинг против повышения цен на проезд в Волгограде? У нас в 2019 году таких поводов может быть много. Это значит, что любой организатор, изобретя любой повод, может приходить каждый день и заявлять митинги?! — возмущается Елена Попова. — Но это неправильно. Мы понимаем, что повод есть. Мы не против протестных акций. Мы против того, что они ни к чему не приводят. Все эти принимаемые резолюции люди даже не всегда читают. И их не всегда направляют в госорганы. Мы хотим определить планки ответственности. Ведь механизм с участием правоохранительных органов несовершенен.
«Власть боится молодёжи»
Координатор штаба оппозиционного политика Алексея Навального в Волгограде Евгений Кочегин считает, что новая инициатива политиков на практике не реализуема.
— Мы видим, что власть во-первых боится молодежи, абсолютно не умеет вступать в контакт с ней. Каким образом можно защищать права подростков на митинге, если ты пришел бить их резиновыми палками и выкручивать руки? — говорит Евгений Кочегин. — Какая-то обезумевшая женщина делает какие-то очередные трешовые предложения. Не прочитай я об этом в новостях, подумал бы, что это шутка.
Главный навальновец Волгограда уверен, что власти боятся подростков на митингах.
— Вы хотите больше полиции на митингах из-за того, что боитесь молодежь? А почему бы не привлекать вообще какой-нибудь армейский полк с автоматами и сразу на танках? — недоумевает Евгений Кочегин. — Давайте, а мы устроим отдельный митинг для силовиков, потому что их количество и так, в некоторых случаях, зашкаливает.
Узнать число несовершеннолетних планирующих прийти на протестную акцию лидеру местных навальновцев считает затруднительным.
— Заранее посчитать какое количество разных людей придет на мероприятие — невозможно. Власть, видимо ориентируется на собственную практику, когда они заранее знают с каких вузов и бюджетных учреждений будут нагонять народ угрозами и сколько будут нагонять, заставляя отчитываться руководителей таких заведений о выполнении плана, — уверен Евгений Кочегин. — Митинг — это встреча свободных граждан на улице для обсуждения важных вопросов, трансляции своей позиции власти, а не концерт с заявленным количеством участников, как это себе представляют плановики во власти. Для полной комичности на митинге они бы ещё команду давали гражданам: «По порядку расчитайсь!».
В идее волгоградского сенатора оппозиционеры видят попытку запугать недовольных.
— Очевидно, что организаторов пытаются запугать таким образом. В этом предложении я вижу только давление на людей, но никакой защиты прав, разве что права быть задержанным. Ничего не получится. Мы никуда не денемся и не испугаемся. Ни в коем случае своими законами и предложениями они не заставят нас сидеть по углам и молчать об их воровстве, неграмотном управлении и людоедском поведении.
Поводов для проведения митингов у волгоградской оппозиции очень много.
— Не повышайте цены на проезд, не повышайте пенсионный возраст, не повышайте налоги, прекратите воровать, сажать, воевать и убивать — тогда не будет вам протестов, а пока что извините, вы ведете себя плохо. А мы не скот, чтобы молчать, — отметил Евгений Кочегин. — Власть не умеет работать с молодёжью и знает только язык силы, власть боится молодежь, потому что её они уже потеряли. Протест, когда тебя ущемляют это нормально. Пока чиновники издеваются над гражданами — граждане обязаны показывать свою позицию и защищать свои интересы на митингах.
Отметим, что 30 декабря в 14:00 напротив «Царицынской оперы» пройдёт митинг против необоснованного повышения цен на проезд в общественном транспорте. На мероприятие заявлено 1000 человек.
Алексей Серебряков