V1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Волгограде

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

5 м/c,

ю-в.

747мм 76%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Политика подробности «Таких в Сибирь надо»: учитель рассказала об аресте сына ФСБ и подготовке «революции» в Волгограде

«Таких в Сибирь надо»: учитель рассказала об аресте сына ФСБ и подготовке «революции» в Волгограде

Владислава Бондаренко задерживала спецгруппа ФСБ, а оппозиционеры назвали студента предателем

Студент ВолГУ исправно ходил на лекции и мечтал уехать в Америку, пока не попался на экстремистских призывах

Владислава Бондаренко сотрудники волгоградского регионального управления ФСБ арестовали 1 ноября 2017 года по подозрению в подготовке к участию в массовых беспорядках и призывах к ним. Находясь в спецприёмнике, он предлагал волгоградцам поехать 3 ноября в Москву на «революцию», объявленную идеологом запрещённого в России движения «Артподготовка» Вячеславом Мальцевым. Отправиться в столицу с арсеналом оружия решились четверо жителей региона, находящихся сейчас на скамье подсудимых.

Лекции и компьютер

— Владислав учился на четвёртом курсе физфака на радиотехническом в ВолГУ, — рассказала мама обвиняемого Елена Бондаренко. — Я одна воспитываю двух детей. Ещё есть младшая дочка. Всю жизнь проработала учителем физики в лицее в Кировском районе. В нём учился и Владик. После школы поступил на бюджет.

Большую часть свободного времени Владислав проводил за компьютером.

— Он не работал — учиться очень тяжело. После вуза хотел ехать в Москву поступать в магистратуру. Я ему давала на сигареты и проезд каждый день 100 рублей, и всё. Девушек от меня скрывал. Знал, что я буду расспрашивать. Говорил, что если женится, я последняя об этом узнаю.

Владислав Бондаренко находится в СИЗО с ноября 2017 года

Мыслей о том, что сын может заинтересоваться экстремистскими взглядами, у матери не было.

— Он всё время проводил в компьютере, — говорит Елена Бондаренко. — Постоянно сидел в интернете. Я думала, что пишет диплом. Наверное, переписывался с кем-то. У меня даже мыслей не было, что он мыслит в эту сторону. У него были друзья в университете, а так ни с кем, кроме них, и не общался. Ходил на лекции и домой. Пикеты и митинги никогда не посещал.

21-летний волгоградец, по версии следствия, создал в телеграме несколько сообществ, в которых якобы призывал с оружием в руках устроить 5 ноября 2017 года революцию в столице.

— Может быть, часть его жизни общения за компьютером прошла мимо меня. Все преподаватели в ВолГУ у меня знакомые. Я контролировала сына. Все вокруг говорили, что парень хороший и перспективный...

«Явки, пароли...»

— В среду, 1 ноября 2017 года, я приехала с работы. Кто-то постучал в окно. Мы живём в частном доме, — вспоминает Елена Бондаренко. — Владислав вышел открывать в куртке и трусах. Долго не возвращался. Тогда я попросила дочь сходить посмотреть. Она перепуганная вернулась и сказала, что его двое держат за шиворот.

Волгоградка подумала, что в дом ворвались грабители.

На странице Владислава с соцсети много цитат философов и подписок на группы знакомств с девушками

— Я испугалась и подумала, что это бандиты. Выскочила в коридор, а там большая толпа в масках с оружием и двое в штатском. Владик стоял уже в наручниках, — говорит мама обвиняемого. — Я засмеялась и серьёзно всё это не восприняла. Мне казалось, что это шутка или ошибка. А фээсбэшники говорят сыну: «Давай пароли, явки». Он был обескуражен.

В доме провели обыск.

— Сотрудники ФСБ никаких документов не показали, попросили зайти, уточнив, имеются ли в доме работающие видеокамеры или нет. Они обыскали весь дом, двор и ничего не нашли. Изъяли только ноутбук, жёсткий диск и телефон. Сына забрали. Я поехали с ним. До последнего думала, что сына отпустят и произошло недоразумение.

Учительница физики не понимала, зачем спецслужбам её сын.

— Поехали в управление ФСБ на улицу Краснознаменскую. Никакого обвинения Владиславу не предъявили, — говорит Елена Бондаренко. — В УФСБ меня опрашивали, собирался ли Владислав на революцию в Москву к 5 ноября. Но он не мог поехать. Работы у него не было, как и денег. Меня заверили, что его недолго подержат и отпустят. Сказали ехать домой.

Владислав Бондаренко до сих домой так и не вернулся.

— На следующее утро я позвонила в ФСБ. Но мне никто ничего не стал отвечать. Сына напугали и заставили всё подписать. Он же ещё мальчишка — 21 год. У них столько методов и способов, чтобы заставить, — поделилась волгоградка. — И на себя, и на других. Ещё при задержании сотрудники ФСБ сказали, что адвокат нам не нужен. Сына стали скрывать. Мы не могли его найти. Я звонила и в ФСБ, и в областную прокуратуру: «Забрали сына, не знаю за что. Что за 1937 год?» Но мне ничего не отвечали. Владислав уже позже рассказал, что его возили из одного спецприёмника в другой, закрывая лицо.

У волгоградца быстро появился адвокат.

— К нему приставили адвокатшу. Она убеждала всё подписать и согласиться со всеми обвинениями. Но мне не говорила, где находится сын, — отмечает Елена Бондаренко. — Когда я уже наняла адвоката, она ответила, что не скажет о местонахождении Владика. Нанятого адвоката три дня, до 6 ноября не пускали к сыну. Он приезжал в управление, а следователя на месте не было. Так было до конца спецоперации. Уже после выдвинутого обвинения по статье «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» его допустили.

Обвинения некоторых волгоградских оппозиционеров в провокаторстве Елена Бондаренко считает абсурдом.

— Многие пишут, что он провокатор, — никакой он не провокатор! Его просто закрыли, воспользовались его именем, и всё это сляпали. Он даже не ездил к маршрутке, на которой волгоградцы должны якобы были ехать в Москву. Под его именем был сотрудник спецслужб. Сам он писал под их диктовку, а они стояли рядом, или сами фээсбэшники всё писали в группе — я не знаю. То, что он не участвовал в этом всём, — 100%. Он находился под стражей.

«Все отнеслись по-человечески»

— На работе после ареста Владика никаких проблем не было. Ко мне отнеслись все очень по-человечески. Все жалеют и были удивлены, — говорит Елена Бондаренко. — В университете сокурсники были в шоке. Спрашивают постоянно, выпустили Владислава или нет. Всё по-человечески. На работе не думаю, что будут проблемы. Все всё понимают и поддерживают, как могут. В конце концов я человек свободный и могу сказать то, что накипело.

О сбежавшем перед «революцией» во Францию Вячеславе Мальцеве, за которым и пошёл её сын, учительница впервые услышала только после ареста Владислава.

Студента после ареста отвезли в управление ФСБ по Волгоградской области

— О Вячеславе Мальцеве я узнала уже, когда сына забрали. В интернете чего только нет, — рассказала волгоградка. — Я спрашивала у сотрудников спецслужб, почему они этот сайт не блокировали. Ведь смотрит молодёжь, лезут дети. У них психика ещё не устоявшаяся. Молодое поколение очень падкое, поэтому такие сайты надо блокировать. Мне ответили, что такие сайты блокируют, но они появляются снова. Интернет — это вообще помойка. Там нужно меньше лазить, ведь очень много негатива.

Владислав Бондаренко мечтал о жизни в США.

— Можно на человека всё повесить, и не отмоешься потом никогда. Мне очень страшно, — признаётся Елена Бондаренко. — Он очень увлекался Америкой и мечтал потом туда уехать. В ФСБ мне потом сказали, что мой сын очень большой любитель Америки. Но в этом же нет никакой вины. Мне кажется, у нас очень многие хотят жить и живут за границей. И наше руководство. За это их не преследуют. У каждого должна быть мечта. Владик мечтал жить по-другому. Но не наказывать же за это? Я тоже мечтала о многом, но осталась в Кировском районе, к сожалению.

Женщина считает, то наказание сына несоразмерно с его проступком.

— У меня такая догадка, что выбрали самого беззащитного. Что — я учителка, 23 тысячи рублей зарплаточка. Что я могу сделать? Ни связей, ни денег, — рассуждает Елена Бондаренко. — Кто будет за него вступаться? Вот его посадят, и всё навешают. И всё великолепно — бляха на мундире есть. А то, что это сломанная моя жизнь и моего сына, — это никого не волнует.

Раньше в семье Бондаренко уголовников не было.

— Мы же не семья каких-то беженцев. Я исконно русская волгоградка. У меня бабка с дедом воевали за Сталинград и Ленинград! — говорит женщина. — У них есть награды. И мать у меня всю жизнь честно отработала. Все — законопослушные граждане. Никогда никто не привлекался. Сына даже за драку не ловили. У него все хорошие характеристики. Что вообще происходит? Почему сейчас всё так?

Учительница признаёт, что Владислав нарушил закон.

— Сын виноват! Что-то где-то написал, но он же ничего не делал! Неужели за это надо было забирать человека с дивана! — недоумевает Елена Бондаренко. — С тех пор он под арестом. Вину, что писал на компьютере незаконные вещи, он признал, а планы участия — нет. Не было этого. Он и так уже расплатился за всё. Мой сын ходил на занятия в белой рубашке, белых кроссовках. Я за всем смотрела и контролировала его.

«Мы всё потеряли»

— Мы потеряли всё: бюджетное место в университете, обучение. Я с таким трудом его вытягивала, учила, чтобы он поступил на физику. Это ужасно, — отмечает Елена Бондаренко. — Через месяц мы увиделись в СИЗО. Ну, запутался парень. Сейчас много и провокаторов, послушался кого-то. Его поддержали бы и выпустили. Ведь были похожие примеры в Казани, когда с парнем провели беседы и отпустили. Почему нам не дали никакого шанса? За что так с моей семьёй и сыном, я не понимаю.

Больше всего мама обвиняемого боится, что суд отправит его в колонию строгого режима.

— Достаточно было минимальной меры. А сейчас нас посадят, раскрутят по полной, и мы будем сидеть. За то, что он писал в интернете, мы, скорее всего, уже отсидели в СИЗО, — говорит волгоградка. — А вот приписываемая статья о попытке участия в массовых беспорядках — тяжкая статья. Но он не собирался этого делать. У него даже дорожной сумки нет. Сейчас её надо покупать, чтобы в тюрьму вещи передать. Куда бы он попёрся? Дурак, молотил языком что ни попадя.

Елена Бондаренко: «Друзья удивляются, почему его до сих пор не отпустили»

Недовольством жизнью молодой человек делился с матерью.

— Он видел, как я работаю с утра до вечера и практически ничего не получаю. Смеялся надо мной год назад, что я ничего не заработаю и пенсии в итоге не получу. И он оказался прав, — вспоминает Елена Бондаренко. — Льготная пенсия за 25 лет трудового стажа должна была наступить через год. Думала уйти из школы и отдохнуть. И вот пожалуйста, сами всё знаете. У сына критический взгляд на многое. О политике мы не говорили. Но когда показывали, как на Красной площади разъезжают на гелентвагенах, он возмущался. Кому это понравится? Он хотел, чтобы в стране было хорошо. Были работа и зарплата. Мечтал о будущем. Планировал его.

Женщина боится идти в суд и того, что её сын озлобится после произошедшего на весь мир.

— Я хочу, чтобы он вынес для себя урок. Но он озлобился. Я очень этого боюсь. Так нельзя! — делится женщина. — Тем более с молодёжью. А с чем тогда останется наша страна? Когда его забирали, один фээсбэшник сказал: «Таких, как ты, надо в Сибирь отправлять!» У нас всегда отправляли умных людей в Сибирь и доотправлялись, что всё в разрухе. Сколько можно издеваться над народом?!

Днём 3 ноября 2017 года пятеро волгоградцев встретились у гипермаркета мебели «Столплит» в Дзержинском районе города для поездки в Москву. Их задержали силовики с арсеналом оружия.

— У школьника были изъяты охотничий карабин «Сайга» и травматический пистолет «Гроза», — сообщили в правоохранительных органах. — У Михаила Турченко с собой находился металлический лом, у Станислава Бабанова — две металлические каски, а Олег Костик собирался в Москву с ножом и деревянной палкой, которую, по его словам, он намеревался использовать для розжига костра в поле в случае поломки «Газели».

Сейчас защита обвиняемых настаивает, что арсенал им подкинули, за исключением «Сайги» и «Грозы», которые несовершеннолетний выкрал из сейфа отца.

Алексей Серебряков
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем