СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Железнодорожный оазис

Сегодня выпуск «Городских историй» посвящен незнакомому для большинства волгоградцев уголку – комплексу железнодорожной больницы, отображающему одновременно историю Царицына, Сталинграда и Волгограда. Нужно отметить, что в XIX-XX веках железнодорожное вед

Поделиться

Поделиться

Сегодня выпуск «Городских историй» посвящен незнакомому для большинства волгоградцев уголку – комплексу железнодорожной больницы, отображающему одновременно историю Царицына, Сталинграда и Волгограда.

Хирургический комплекс

Нужно отметить, что в XIX-XX веках железнодорожное ведомство резко отличалось от многих гражданских организаций своими порядками, представляя собой настоящее государство в государстве, в котором были не только рельсы, вагоны и станции, но и больницы, мастерские и целые комплексы железнодорожных поселков. Небольшой волгоградский больничный городок ведет свою историю с 1870 года, он возник вскоре после того, как была открыта ветка Царицын–Грязи. Эта территория сохраняет свою функцию уже на протяжении более 140 лет.

Поделиться

«Городок представляет собой два здания и прекрасную парковую территорию, – рассказывает руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – Одно из зданий более старое, оно восходит к концу XIX века и в списке памятников числится как хирургический комплекс. Назвать его типичным представителем царицынской архитектуры нельзя. Дело в том, что железнодорожное ведомство с XIX века по сегодняшний день распространяло по стране типовые проекты вокзалов и вспомогательных сооружений. Конечно, на месте здания проходили некоторую архитектурную доработку, и тем не менее о хирургическом комплексе можно говорить как о здании казенном, которому мы можем найти аналоги в других регионах России или по крайней мере вдоль железной дороги Царицын–Грязи. Однако мастерство царицынских каменщиков, проглядывающееся в небольших архитектурных деталях, здесь невозможно не заметить. Например, небольшие кресты под окнами, напоминающие андреевские кресты, и мелкопластичный карнизный пояс – достаточно типичные для Царицына элементы декора».

Прекрасно сохранившийся хирургический корпус лишний раз доказывает, что в годы Сталинградской битвы уцелели не только коробки зданий, но и элементы их отделки, причем не только наружной, но и внутренней. Главный вход в корпус оформлен великолепным козырьком, созданным в конце XIX или начале XX века. Зайдя внутрь здания, можно увидеть сохранившуюся лестницу с узорными решетками. Но самое удивительное, что здесь сохранилось и покрытие пола плиткой Харьковского завода Бергенгейма. На рубеже XIX-XX веков плиткой этого завода были покрыты полы около трех четвертей зданий страны: и церковных зданий и храмов, и административных сооружений, и вокзалов, и медицинских учреждений.

Поделиться

Крестообразный ансамбль

Второе здание на территории больничного городка – это нынешняя железнодорожная поликлиника. Сооружение, построенное в 1912 году и изначально рассчитанное на 90 пациентов, имеет интереснейший крестообразный план, предназначению которого существует множество объяснений.

«Есть версия, что такая форма была выбрана для наилучших возможностей обеспечения охраны здания, которое сравнивают со строениями военизированных структур или структур с особым порядком, – продолжает господин Сена. – Согласно другому мнению, с самолета такое здание гарантированно воспринималось бы как советскими, так и вражескими летчиками, как больничное здание и по конвенции красного креста не подлежало бомбардировке. Оба объяснения я нахожу достаточно спорными. С моей точки зрения, крестообразный план стал результатом задумки архитектора, совмещенной с исключительно функциональными соображениями размещения различных функций в крыльях этого здания».

Однако план здания – далеко не первое, на что обращают внимание волгоградцы при его посещении. При входе на территорию глазам посетителей открывается главный фасад здания, классицистический портик, на котором написано «Поликлиника» и изображена змея с чашей. Сама прилегающая территория была благоустроена в период с 1949 по 1955 годы. Именно тогда вокруг комплекса возникла достаточно характерная для того времени ограда с тумбами, украшенными красивыми вазами, которые были утрачены в 1970-ые годы.

Поделиться

«Я думаю, что когда-нибудь появится возможность воссоздать вазы и вернуть их на свое историческое место, – надеется реставратор. – Однако элементы прошлых десятилетий не покинули территорию больницы, сохранившись здесь в крышках канализационных люков и столбах с замысловатыми светильниками. Но главное, что здесь сохранилась структура этого ансамбля. Два здания, окруженные зеленью, по сей день представляют собой некий оазис».

Лучшая реставрация

Во время Сталинградской битвы железнодорожная больница на станции Сталинград-I была разрушена, однако продолжала частично функционировать – в 1943 году в подвале разрушенной поликлиники была открыта амбулатория по основным специальностям. Для госпитализации неотложных больных в бывшей прачечной больницы было размещено десять коек. Восстановление сооружения началось в 1948 году и продлилось целых десять лет. Возрожденная из руин больница в восстановленном виде принимала пациентов до недавнего времени. По инициативе нынешней дирекции учреждения были начаты крупные реставрационные работы, часть которых была завершена в 2011 году.

Поделиться

«Капитальный ремонт был проведен в хирургическом и терапевтическом отделениях, также ремонтные работы не обошли стороной и фасад здания, – поведал начальник сектора маркетинга железнодорожной больницы Валериан Каландадзе. – Открыт центр респираторной поддержки, введен в эксплуатацию рентгенодиагностический корпус при поликлинике №1, в котором максимально воссоздана атмосфера XIX века. К примеру, для освещения заказывались дубликаты фонарей тех времен. Реставрация ансамбля была высоко оценена на всероссийском архитектурном форуме «Зодчество Черноземья-2011», где больница стала лучшим реализованным проектом в номинации «Реставрация объекта культурного наследия». Председателем жюри форума был президент союза архитекторов России Андрей Боков. В настоящее время продолжаются работы по восстановлению центра медицинской реабилитации на территории комплекса».

На сегодняшний день Волгоградская железнодорожная больница является одной из ведущих многопрофильных клиник города и области, однако главной ее задачей остается медицинское обеспечение безопасности движения поездов.

Фото: Видео предоставлено ведущим передачи Сергеем СЕНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter