Социологи и фотографы Волгограда и Москвы попытались выяснить, что нужно Волгограду для того чтобы город формировал горожан, их мнения и привычки. Также организаторов мероприятия интересовала ситуация в городе с общественными пространствами и объектами культурного наследия, а также меры, необходимые для улучшения ситуации.
Как сообщила Dom.V1.ru организатор мероприятия, проектный координатор фонда имени Генриха Бёлля Нурия Фатыхова, с идеей провести круглый стол, посвященный проблемам архитектуры Волгограда, в фонд обратилась волгоградский социолог Мария Туровец.
«Все дело в том, что Волгоград всегда ассоциируется со Сталинградом, с городом войны, – прокомментировала госпожа Фатыхова. – Но есть еще и город Волгоград, который в чем-то похож на все постсоветские города. Их проблема заключается в том, что у них очень много пространства личного, символического, но очень мало пространства публичного, на котором можно что-то делать».
По мнению социолога Марии Туровец, главным символом Волгограда является памятник танку, установленный в глухих кустах.
«Мы провели небольшое исследование, – рассказала госпожа Туровец. – Двое людей, которые хорошо знают город, гуляли по всем районам Волгограда и фотографировали все влияющие на город архитектурные формы – памятники, таблички, здания, более интересные, чем стандартные хрущевки, а также любые другие вещи, которые можно отнести к достопримечательностям, но которые не являются памятником. Мы хотели сфотографировать как можно больше памятников символического наполнения Волгограда, но не классифицировать их, а просто посмотреть на впечатления от повседневности людей, которые постоянно живут в этой среде, видят все это, в том числе танки, стоящие в каких-то кустах».
По мнению госпожи Туровец, под «танком в кустах» следует понимать как памятники собственно танкам, так и танковые башни, обозначающие линию обороны Сталинграда. В целом же, по словам Марии Туровец, в Волгограде, особенно в Центральном районе, очень много памятников как военных, так и «памятников жертвам».
«В Волгограде встречаются разные памятники Второй мировой войны. Недавно появилась и относительно новая тенденция – памятники жертвам. Жертвам бомбардировок, политических репрессий и так далее. Это несколько разбавляет соцреализм, однако складывается ощущение, что на каждый памятник жертвам делается два памятника военных».
Добавим, что также госпожа Туровец обратила внимание на засилие рекламы на зданиях города, которая негативно сказывается на общем восприятии облика Волгограда.
После выступлений организаторов участники круглого стола приступили к обмену мнениями, среди которых встречались и достаточно интересные. В частности некий гражданин, с места заявивший, что он – пацифист, предложил нивелировать память о Сталинградской битве, сделав основной акцент на восстановлении зеленых насаждений города, а представители молодежных субкультур потребовали организовать общественное место, где они бы могли самовыражаться, рисуя граффити.
Отметим, что приглашенные эксперты, не оспаривая полезности мероприятия, высказали претензии по качеству его организации. В частности председатель совета ВРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников заявил, что на подобные мероприятия обязательно нужно приглашать власть.
«Такие мероприятия важны для развития города, – прокомментировал господин Котельников, – однако их КПД увеличилось бы на несколько порядков, если бы в них принимали участие и прислушивались к прозвучавшим мнениям и предложениям как законодательная, так и исполнительная ветви власти. Пока же, судя по всему, у этих ветвей несколько другие задачи, нежели развитие города».
Председатель Волгоградского областного союза архитекторов Эдвин Петров уверен, что изначально хорошая идея была на корню загублена неверными посылами.
«Мероприятия подобного формата, безусловно, нужны, – прокомментировал господин Петров. – Однако если говорить конкретно об этом, то подготовка со стороны волгоградских выступающих была, мягко говоря, слабой. Кроме того, первоначальный посыл этого мероприятия в корне неверен. Неверно то, что облик Волгограда заставляет молодых людей бежать из этого города. Может быть, это и влияет на то, что молодые люди уезжают из Волгограда, однако это не основная причина. Люди бегут оттого, что в городе нет работы, а та, что есть, крайне низкооплачиваемая. Прожить на 10–15 тысяч молодому человеку без помощи родителей невозможно. Решение этой проблемы во многом зависит от действий власти, которая очень часто принимает решения без оглядки на профессионалов, что однозначно не идет на пользу городу».
Фото: Фото Марии Часовитиной