Жители сразу нескольких десятков квартир дома № 7 по улице 7-й Гвардейской утром обнаружили в своих дверях любопытные записки. На клочке бумаги принтером было напечатано предупреждение о том, что ООО «УК Центрального района Волгограда» отключит электроснабжение за долги. Волгоградцы утверждают, что долгов у них нет, управляющая компания же заявляет, что эта записка — далеко не первое предупреждение должникам.
«Внимание! 14 октября в 10:00 собственнику/нанимателю необходимо быть в жилом помещении по адресу: 7-я Гвардейская, 7, кв. _. Управляющая компания будет производить отключение коммунальных услуг (электроснабжение) в связи с образовавшейся задолженностью», — такое объявление получили волгоградцы. При этом клочок бумаги не был помещен в почтовый ящик, а воткнут в щель между дверью и косяком, чтобы его наверняка заметили.
V1.RU удалось поговорить с одним из владельцев жилплощади, получившим такое предупреждение. Мужчина по имени Николай уверяет, что исправно платит за все коммунальные услуги:
— Сказать по правде, я живу в другом месте, квартира стоит пустой, — рассказал «счастливый» получатель предупреждения. — Однако коммунальные платежи вношу регулярно, тем более у меня на все стоят счетчики. Откуда образовался долг — мне как минимум непонятно.
В ООО «УК ЖКХ Волгограда», в которую входит и УК Центрального района, подтвердили, что рассылали подобные уведомления, но при этом уточнили, что готовы к диалогу с жителями, поскольку отключение коммунального ресурса не интересно в первую очередь самой управляющей компании.
— Уведомления жителям рассылал отдел по работе с задолженностью, — прокомментировали в управляющей компании. — По нашим данным, это уже второе уведомление, до этого мы уже рассылали людям предупреждения. Повторно его получили лишь те, кто не вышел на контакт с нами. В целом же мы делаем все для того, чтобы не доводить дело до отключений, потому что это невыгодно в первую очередь нам. А для этого человеку нужно обратиться к нам, в управляющую компанию, заключить соглашение о рассрочке и придерживаться графика платежей.
Регламент предоставления коммунальных услуг и применения такой меры, как отключение или ограничение подачи коммунальных ресурсов, прописан в постановлении Правительства России № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно тексту этого документа исполнитель коммунальной услуги имеет право ограничить подачу ресурсов в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроках, установленных постановлением. При этом под неполной оплатой понимается наличие долга по оплате одной коммунальной услуги за два месяца, исчисленных исходя из норматива потребления вне зависимости от наличия или отсутствия счетчика. При этом заключение соглашения о погашении задолженности снимает угрозу отключения, но лишь в случае соблюдения его условий.
— Прежде чем прибегнуть к отключению, — говорится в постановлении, — поставщик коммунального ресурса направляет должнику уведомление о том, что в случае отсутствия оплаты в течение 20 дней с момента получения уведомления, ему могут отключить свет или установить заглушку на канализацию.
Прописан в документе и порядок уведомления должника. Уведомление доставляется либо лично под расписку, либо заказным письмом с уведомлением. Еще один возможный способ — размещение уведомления на бланке квитанции. Возможно уведомление и при помощи электронных систем, в том числе по электронной почте или в личном кабинете. При этом коммунальщики не имеют права отключать отопление и холодную воду.
После того как человек полностью погасил долг или же заключил соглашение о рассрочке и оплатил расходы, связанные с отключением света или других коммунальных ресурсов, коммунальщики в течение двух дней обязаны восстановить подачу ресурсов.
Еще один способ взыскания долга — обращение в суд, получение исполнительного листа и направление его судебным приставам. Тогда к сумме долга приплюсуются судебные расходы и исполнительский сбор. Для физических лиц он составляет 7% от суммы долга, но не менее тысячи рублей.
Отметим, что у владельца одной из квартир, куда пришло грозное извещение, были долги, накопившиеся за 2018 год. Однако в этом же году человек заключил соглашение с управляющей компанией и начал погашать задолженность. В любом случае первым делом при получении подобной записки следует позвонить по указанным в ней телефонам и выяснить, в чем проблема. Не исключено, что человеку прислали уведомление о долге из-за технической ошибки — такое тоже иногда случается. Выяснить это помогут чеки, подтверждающие факт оплаты жилищно-коммунальных услуг. Хранить их стоит как минимум три года. В любом случае обращение либо в управляющую компанию, либо в ИВЦ ЖКХ и ТЭК, либо в ресурсоснабжающую организацию — первый шаг со стороны собственника для урегулирования вопросов о долге с минимальными для него потерями.
Председатель ТСЖ «Краснополянская, 3» Игорь Вихорев считает, что подобные бумаги можно смело игнорировать, а отключения ресурсов возможны только по решению суда:
— Законодательство четко прописывает, как нужно уведомлять собственников, — прокомментировал собеседник. — Это может быть вручение уведомления под роспись, либо заказное письмо с уведомлением о вручении, либо вручение представителю по доверенности. Воткнуть в дверь — такой способ уведомления не предусмотрен. Однако если человека вызывают в суд и шлют повестки по преимущественному месту проживания, а он живет по другому адресу и повесток не получал — это уже его проблемы. Суд, как и почта, не обязаны искать ответчика. Что же касается отключений, то эта мера тоже возможна, но лишь по решению суда, после того как все другие меры воздействия на должника не увенчаются успехом. Тогда управляющая компания или ресурсоснабжающая организация могут либо совсем отключить ресурс, либо ограничить его потребление. Но, повторюсь, только после долгой процедуры попыток досудебного взыскания, а потом — вступившего в силу решения суда.
Если вы тоже получили подобное уведомление и не знаете, что с ним делать, если у вас в платежке появилась непонятная графа, свяжитесь с редакцией V1.RU по телефону +7 917 840-00-50. Мы на связи круглосуточно.