СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

В Волгограде легализуют незаконные многоэтажки

Поделиться

Жители незаконно возведенных многоквартирных домов получили шанс на то, что их жилье не будет снесено. В региональном правительстве сейчас решается вопрос о том, чтобы узаконить эти строения, сняв тем самым градус социальной напряженности, поскольку в незаконных новостройках проживают больше тысячи человек.

Как сообщили Dom.v1.ru в региональном министерстве строительства, утверждена «дорожная карта» введения в гражданский оборот самовольно возведенных многоквартирных домов в Волгограде. Такое решение принято на заседании рабочей группы по решению проблем незаконного строительства многоквартирных домов, созданной правительством Волгоградской области. В нее вошли руководители исполнительной власти региона, областной инспекции государственного строительного надзора, регионального минстроя, администрации города-героя, комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Союза строителей Волгоградской области и другие.

Напомним, что в июле этого года в отношении семи малоэтажных новостроек по улицам Бабича, Пономарева, Героя России Олега Помнющего были вынесены решения суда о признании их незаконными и подлежащими сносу. Получив земельные участки для индивидуального жилищного строительства, застройщики возвели многоквартирные дома с нарушением градостроительного и земельного законодательства, а затем продали в них квартиры гражданам на условиях долевого участия или по договорам купли–продажи. Люди стали жертвами недобросовестных застройщиков и оказались в критической ситуации. Решениями суда, вынесенными по иску администрации города, жителей обязали освободить дома и снести объекты за свой счет.

Учитывая огромную социальную значимость проблемы, рабочая группа утвердила «дорожную карту» по решению данного вопроса. Разработан алгоритм действий застройщиков, покупателей квартир, администрации Волгограда по введению в гражданский оборот домов-самостроев.

Прежде всего хозяева квартир обращаются в суд с заявлениями об отсрочке исполнения судебных актов на шесть месяцев. За это время необходимо провести профессиональную экспертизу на предмет надежности и безопасности возведенных домов. Только при этом условии есть смысл легализовать незаконные объекты. В качестве экспертов будут привлечены специалисты Волгоградского архитектурно-строительного университета. Кроме того, застройщику предстоит разработать за счет собственных средств всю документацию, включая проектные решения, для ввода спорных объектов в эксплуатацию, а также при необходимости провести работу по благоустройству территории.

При этом администрация Волгограда и приобретатели квартир заключают мировое соглашение в установленном порядке, по условиям которого, мэрия в течение года должна внести соответствующие изменения в правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград. Это даст возможность застройщику оформить необходимые документы с учетом проведенных строительных экспертиз, официально ввести объекты в эксплуатацию как многоквартирные дома. А граждане впоследствии смогут зарегистрировать свои права на квартиры.

Главный архитектор Волгограда Александр Моложавенко, считая, что действия властей в принципе правильные, опасается, что фактическое узаконивание подобных объектов повлечет за собой вал аналогичных самостроев и целый ряд других проблем, в том числе связанных с безопасностью и городской инфраструктурой.

«Да, была создана рабочая группа, да, были проведены совещания, и в принципе намечены верные действия, – размышляет господин Моложавенко. – Сначала нужно определить, насколько эти дома безопасны, для этого необходимо получить экспертное заключение о безопасности. Второе – каждый собственник должен заключить с застройщиком договор о том, что в случае, если потребуется доделка или достройка, то застройщик бы выполнял это все за свой счет. И третье – заключить с администрацией соглашение о порядке исполнения решения суда. Оно есть, обжалованию не подлежит, и сейчас речь идет лишь об отсрочке исполнения. Как будет развиваться ситуация дальше – вопрос юридический.

Но, с моей точки зрения, есть мошенничество, есть конкретные люди, которые получали разрешение на индивидуальный жилой дом, уходили от налогов, не получали разрешения на строительство, по сути занимались мошенническими действиями и сейчас совершенно спокойно могут уйти от ответственности. Боюсь, что это может послужить дальнейшим стимулом для развития подобного строительства. Да, по семи домам сейчас принято решение. Но рядом стоит башенный кран, и строятся еще четыре дома. По сути мы соглашаемся с тем, что можно строить многоэтажки без каких-либо разрешений и согласований.

Второй момент: у нас там запроектирована индивидуальная жилая застройка. В среднем каждый дом рассчитан на трех проживающих. Сейчас в каждом доме от 18 до 24 квартир, в каждом доме проживает около 70 человек. Детские сады, школы, транспорт, дороги – кто будет всем этим заниматься? Кто все это будет делать? Застройщик поставил дом, получил прибыль и ушел. А все проблемы остались на муниципалитете. А потом говорят, что чиновники виноваты, недосмотрели. Мы и не имели права смотреть! Мы неоднократно пытались повлиять на эту ситуацию, но не можем. Суд требует от нас доказательств, что на участке строится многоквартирный дом. А доказательства у нас появляются только тогда, когда человек начинает оформлять документы на доли или квартиры. Только тогда мы можем обращаться в суд.

Безусловно, людей жалко, и нужно каким-то образом эти дома оставлять. Но и безнаказанными этих застройщиков оставлять тоже не следует, потому что в конечном счете мы можем получить девятиэтажки на участке для индивидуальных жилых домов. Одной из пресекательных мер может послужить изменение порядка выдачи разрешений на строительство. На сегодняшний момент на индивидуальный жилой дом проекта не требуется. К нам приходят просто с планом участка, на котором нарисован квадратик размещения некоего объекта. На основании него мы и даем разрешение. В результате получается то, что получается. Добавлю, что и экспертизу подобные объекты не проходят, несмотря на то, что являются опасными. И получается, что ответственных за безопасную эксплуатацию этого дома тоже нет».

Заместитель директора ЗАО «Институт "Волгоградгражданпроект"» Александр Вязьмин солидарен с господином Моложавенко и уверен, что виновных искать нужно не среди людей, которые купили квартиры, а среди застройщиков.

«Виноватых в сложившейся ситуации надо искать не среди тех, кто относится к добросовестным покупателям, а среди тех, кто всю эту кашу заварил, – считает господин Вязьмин. – Это бизнесмены нашли нишу, они на этом зарабатывают, строя в нарушение всех установленных порядков, но надеются, что государство смилуется и весь этот самострой узаконит. У нас и так в градостроительном регулировании беда, мы не можем защитить ни один градостроительный пункт наших правил, не можем навести порядок. Так что наказывать нужно конкретных лиц, которые заработали на таком строительстве. Вот и все».

Юристы, впрочем, опасаются, что процедура легализации будет очень сложной и к тому же может закончиться неудачей.

«Безусловно, эти дома сейчас необходимо легализовать и не выгонять на улицу людей, которые никак не могли проверить законность строительства этих домов, – размышляет юрист Михаил Вологин. – Вот только боюсь, что это будет очень сложно. Легче всего выгнать людей на улицу и не разбираться с проблемой. При этом, повторюсь, придать этим домам легальный статус не мешает ничего. А чтобы не было в дальнейшем подобных прецедентов, нужно выяснить, кто виноват, посадить, привлечь к имущественной ответственности, взыскать ущерб городу, все арендные платежи. И тогда ни у кого не появится желания все это повторять, поскольку задача бизнесменов – извлечь прибыль, избежать ответственности и выйти сухими из воды.

При этом инициировать проверки и уголовные дела должны чиновники, органы администрации. Именно они должны писать заявления с требованием разобраться и привлечь виновных к ответственности. Но делать этого не будет никто, потому что никто не будет писать заявление сам на себя или на своих родственников, которые все это строили и согласовывали. Я сомневаюсь, что решение по легализации пройдет просто так. Слишком много в этом заинтересованных людей. Пока в этом деле не будет поставлена точка, и люди не вздохнут спокойно, я не поверю в благие намерения. И даже если это создаст прецедент, и в частном секторе у нас будут появляться многоквартирные дома, при условии, что если они не будут рушиться и представлять угрозу окружающим, пусть стоят. Разрешения и ограничения по сути – это формальные требования. Главное, чтобы они были безопасными».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter