Мототехника в условиях современной России стала неотъемлемой частью транспортного потока. Как следствие — на дорогах появились и нарушители. Пользуясь скоростными характеристиками мототехники, нарушители легко уходили от преследования патрульными автомобилями. Но лишь до тех пор, пока на вооружении ГИБДД не появились скоростные патрульные мотоциклы, способные в условиях города догнать любого, вне зависимости, на чем он ездит — на машине или на мотоцикле. Сегодня в рубрике «На чем ты ездишь» — мотоцикл Yamaha FZR-8, оборудованный для работы в ДПС.
Класс мотоцикла — спорт-турист. Практически такой же удобный, как дорожный мотоцикл, но при этом почти такой же скоростной как спортбайк. По крайней мере, в режиме разгона «до сотни». Для патрулирования в городе — практически оптимальный вариант.
— Объем у мотоцикла — 800 кубических сантиметров, — говорит старший инспектор ДПС Артем Пименов. — Разгон с места до «сотни» — три секунды, а на скоростях до 140 километров в час он способен догнать любой другой мотоцикл, даже «суперспорт». На прямой, на трассе, нарушитель, конечно, сможет оторваться, но в городе уехать от патрульного мотоцикла нет никакой возможности.
От обычного мотоцикла патрульную Yamaha отличают наклейки «ДПС», стробоскопы синего и красного цвета, установленные впереди, на руле, синяя «мигалка» сзади и сирена у правого колена водителя. Бланки протоколов и прочие необходимые для патрулирования вещи хранятся в специальной мотоциклетной сумке-кофре. Она крепится на топливный бак при помощи вшитых в дно мощных магнитов. В комплектации предусмотрены еще два кофра, они вешаются слева и справа от заднего колеса, но их в обычной жизни практически не используют.
Для переговоров между экипажами в шлем встроено специальное переговорное устройство. Радиус действия — около километра. Вполне хватает.
Как и в патрульных автомобилях, мотоцикл оборудован видеорегистратором. Одна камера пишет все, что происходит перед мотоциклом, вторая — все, что за ним. Очень помогает в спорных ситуациях. Вот, например, едва ли не единственный за много лет случай, когда полицейский-мотоциклист пострадал в результате задержания нарушителя.
24 мая экипаж мотовзвода попытался остановить квадроцикл без номеров. Однако его водитель категорически не хотел общаться с полицейскими, попытался скрыться, а в конечном итоге протаранил один из патрульных мотоциклов. Инспектор и нарушитель с травмами были доставлены в больницу, а нарушитель заработал себе крупные проблемы — материалы по факту ДТП переданы следователям следственного комитета — мужчина может получить судимость за нападение на сотрудника правоохранительных органов.
Но такие случаи редки. Гораздо чаще мотоциклисты, завидев в зеркалах стробоскопы полицейской «Yamaha», послушно прижимаются к обочине и достают документы. Даже если возможности мотоцикла позволяют удрать от полиции, то опыта седока может быть не достаточно. Ведь если обычный мотоциклист получил «права» и поехал, то в мотобате практически каждый сотрудник — имеет как минимум разряд по мотоспорту.
— Чтобы сесть на такой мотоцикл, в первую очередь нужен опыт обращения с подобной техникой, — продолжает Артем Пименов. — Мотоцикл — мощный и скоростной. Поэтому нужно как минимум иметь три-пять лет стажа езды на двухколесной технике. Инспекторы, которые служат в мотобатальоне, практически все имеют высокие спортивные разряды по мотоспорту. Это преимущество тоже помогает догонять нарушителей.
Сам Артем, к слову — один из старейших сотрудников мотобата. Давно и плотно занимается мотокроссом в свободное от службы время. А теперь, положа руку на сердце, ответьте — хватит ли опыта «уехать» от спортсмена даже по асфальту?
Кстати, мотоцикл весом всего чуть более 200 килограммов обладает очень большой для такой массы мощностью — 106 лошадиных сил. Энерговооруженности позавидуют даже спорткары.
Двигатель, кстати, четырехцилиндровый, инжекторный, жидкостного охлаждения. Мотор спрятан в специальный каркас безопасности — чтобы в случае падения ничего не повредить и не обжечь мотоциклиста. А для того, чтобы мотоцикл не придавил своего седока — на руле и защитной раме двигателя также установлены специальные приспособления для безопасности. Падать, к слову, тоже нужно уметь. Это — неизбежность для каждого мотоциклиста.
Что же касается общей ситуации на дорогах, то адекватных водителей становится на дорогах все больше. Как среди автомобилистов, так и среди мотоциклистов. Мотоциклисты стараются ездить так, чтобы их было видно в зеркалах, а автомобилисты стараются не подрезать мотоцикл, предоставив дорогу гораздо более маневренному транспортному средству. Да и нелегалов, в том числе на двухколесной технике, все меньше. Отчасти в этом заслуга правительства, ужесточившего требования даже для водителей скутеров, но в большей части — это показатель работы мотобата.
— По большей части, сейчас на дорогах ездят легализованные мотоциклисты, — продолжает Артем. — У них в порядке все документы, они ездят в шлеме и экипировке, к остановкам относятся адекватно. Но есть и другой контингент. Хотя общий язык находим со всеми, ведь все мотоциклисты считаю друг друга братьями. Нарушители прислушиваются и обещают исправиться, ведь мотоцикл гораздо более опасен, чем автомобиль. Еще недавно можно было остановить скутер, за рулем которого сидел пьяный человек и совершенно не понимал, за что его остановили и почему хотят лишить «прав». Ведь он считал, что примерно то же самое, что велосипед с моторчиком... Приходится разъяснять.
А вот автомобилисты к мотобату относятся с интересом и на светофорах не преминут поинтересоваться, что за аппарат, «сколько прет и сколько жрет».
Работа мотоциклетного взвода — сезонная. Мотоциклы выгоняют из гаража сразу же, как открывают сезон мотоциклисты, а на зимнюю консервацию технику ставят глубокой осенью, пересаживаясь на патрульные автомобили. И как все настоящие байкеры ждут, когда можно будет снова надеть мотоэкипировку и выехать на маршрут на мотоцикле, совместив хобби с работой.