Последние месяцы в СМИ регулярно озвучиваются планы по развитию электротранспорта в Волгограде. Строительство новых трамвайных линий, приобретение новых троллейбусов. Информация подается как принятое решение, но в конце делается приписка: «Будет одобрен план», сроки реализации слишком далеки — 2024–2026 годы. Показываются красивые презентации с новыми трамвайными линиями и появляются новости о передаче электротранспорта в концессию. О настоящем и будущем общественного транспорта в Волгограде рассуждает инженер Олег Кравченко.
Где гарантии исполнения плана по строительству новых трамвайных линий?
Для начала нужно обязательно напомнить о разрушении троллейбусных линий в южных районах города и на шоссе Авиаторов. О неудавшейся попытке закрытия трамвая № 1. Прокуратура области вмешалась и потребовала вернуть трамвай жителям Ворошиловского района. Так что же несут нам все планы по развитию электротранспорта? Я поддерживаю строительство любых новых линий трамваев и троллейбусов, но пока я не вижу никаких гарантий их строительства. Нам многие годы различные депутаты и губернаторы обещали строительство 3-й очереди скоростного подземного трамвая. Но строительство так и не началось. Были только «планы». Сейчас же администрация города вообще пытается вычеркнуть линию подземного трамвая до госуниверситета, выносятся, на мой взгляд, незаконные и вредительские постановления об отмене резервирования земель. Данное постановление уже обжалуется в прокуратуре Волгоградской области.
О концессии
Считаю, что нельзя отдавать городской транспорт в концессию. Из опыта предприятий ЖКХ, отданных в концессии, мы видим постоянное повышение стоимости и падение качества услуг. Частник не заинтересован в развитии инфраструктуры, частник заинтересован в извлечении прибыли. Нельзя ни при каких условиях отдавать в концессию «Метроэлектротранс». Если появился какой-то инвестор, то можно предложить инвестору без каких-либо концессий построить свои новые троллейбусные и трамвайные линии, по аналогии с трамвайной линией «Чижик» в Санкт-Петербурге.
Кто несет ответственность за развитие электротранспорта в Волгограде?
Решение вопроса финансирования строительства 3-й очереди метротрама до госуниверситета и других новых трамвайных линий — проблема должностных лиц администрации Волгограда и правительства Волгоградской области, депутатов волгоградских городских и областной дум, но никак не проблема волгоградцев, которые вынуждены стоять в пробках, дышать выхлопными газами, задыхаться летом в душных автобусах и идти пешком в очередной снегопад. Все граждане платят налоги, которые должны идти на повышение качества жизни. Нашли же 1,5 миллиарда рублей для коммерческого автобусного перевозчика.
Про так называемую «рентабельность»
Все заявления об отсутствии средств в бюджете, заявления про нерентабельность можно расценить как некомпетентность. В вопросе развития инфраструктуры города вообще не должно применяться слово «рентабельность». Строительство и открытие метротрама в Волгограде и метро в других городах — это удобство, комфорт, безопасность и высокое качество жизни горожан. Метро (метротрам) — ключевой элемент городской инфраструктуры, а не продуктовый киоск в районе, поэтому применение такого суждения «рентабельность» однозначно неуместно!
Строительство и запуск 3-й очереди метротрама до государственного университета позволит существенно освободить улицы от большого количества выхлопных газов, бесчисленного множества автобусов и маршрутных такси, сделать дороги более свободными от личного транспорта, обеспечить высокую скорость передвижения между городскими районами при любых погодных условиях.
Да, строительство подземного трамвая до госуниверситета требует значительных средств, но это значит только то, что городские и региональные власти должны изыскивать средства на строительство, принимать волевое решение и обращаться в федеральный бюджет для получения финансирования, а не присылать отписки. Нужно прорабатывать финансирование из консолидированного бюджета.
Пробелы в законодательстве
Изучая нормативно-правовую базу в сфере транспорта, можно сделать вывод: разрушение и деградация электротранспорта в нашей стране прежде всего связаны с пробелами в законодательстве, а именно в 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и несовершенстве 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок...». Указанные законы никак не регламентируют обязанности администраций города и региона модернизировать и развивать электротранспорт, отсутствует вообще какая-либо таблица соотношений численности города, районов с видом транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси). 220-ФЗ фактически «смешивает в одну кашу» трамваи, троллейбусы, автобус и маршрутные такси.
Решение
Открыв вузовский учебник по организации перевозок городским транспортом, мы увидим четкую и конкретную таблицу соотношения между численностью населения и видом транспорта. Приведу транспортную иерархию, начиная с самого значимого вида транспорта в современном мегаполисе. На первом месте — метро, на втором — трамвай, на третьем — троллейбус, а уже потом идут автобус и маршрутное такси. Таким образом, в городе с населением более миллиона человек самым актуальным транспортом являются метро, трамвай и троллейбус. Автобус же следует применять на пригородных линиях, а маршрутное такси применяется либо в районном центре и сельских поселениях в области, либо на малодеятельных направлениях. (Теперь мы видим всю абсурдность попытки администрации города заменить трамвай № 1 на маршрутку.)
Строительство 3-й очереди подземного трамвая до госуниверситета — это стратегическая задача, обеспечивающая надлежащий комфорт проживания волгоградцам с научной и практичной точки зрения. И эта задача требует немедленного решения. Полумеры здесь однозначно не помогут.
Что касается пробелов в законодательстве, то предлагаю депутатам Государственной думы и Волгоградской областной думы внести соответствующий законопроект по внесению поправок в ФЗ 131 и 220 для разграничения и обязательности определенных видов транспорта в зависимости от численности населения, только тогда мы не только остановим разрушение городского электротранспорта в стране, но и возродим экологически чистый транспорт. Изменения в законодательстве должны привести к следующей формулировке: в муниципальных образованиях (городах) с численностью более миллиона человек обязательно строительство и развитие внеуличного скоростного электротранспорта (метрополитен и/или скоростной трамвай), наличие трамваев и троллейбусов. В МО (городах) с численностью населения более 600 тысяч человек обязательно наличие, строительство и развитие трамвайного и троллейбусного движений. В МО (городах) с численностью населения более 200 тысяч человек обязательно наличие, строительство и развитие троллейбусного движения.
Аналогичные правила были при СССР, когда транспорт в наших городах развивался. В регионах строились метро и трамвайные линии
Согласны с автором?