Москвичка Дарья Балакина и ростовчанка Елизавета Печенюк невольно оказались участниками долгого разбирательства с волгоградским каршерингом «Би-Би.Кар». Компания обвинила своих клиенток в нарушении условий договора и требует выплаты огромных штрафов за перевозку в машине казалось бы обычных предметов — упаковки с шампунем или декоративного зеркала. Девушки с требованиями категорически не согласны и считают, что не нарушали условий каршеринга.
50 тысяч рублей за перевозку шампуня?
— 1 апреля я воспользовалась каршерингом с мамой. Мне нужно было перевезти шампуни в маленьких коробках, полный вес не составлял даже трех килограммов, — рассказывает москвичка Дарья Балакина. — Я пользовалась каршерингом в других регионах, и никогда не было проблем. Даже чемоданы из аэропорта перевозила. Тут 2 апреля мне на почту приходит якобы штраф за то, что я перевозила стройматериалы. В договоре был перечень запрещенных товаров, которые нельзя перевозить. Шампуня в этом перечне не было. Еще в письме было указано, что я должна заплатить штраф в течение 24 часов.
Вскоре после получения письма с карты женщины начали списывать деньги.
— Хорошо, у меня на карте была не вся сумма, — продолжает Дарья. — Сначала ушло две тысячи, потом шесть, потом — две, 500 рублей... В общей сложности списали 17 750 рублей. Это было списано частями, и ни о каких 24 часах, как указано в договоре, речи не шло. В приложении мой аккаунт сразу же заблокировали, а когда позвонила в компанию, чтобы понять, что происходит, мне ответили: я нарушила условия договора. Мы направили претензию в компанию. Первую — 5 апреля. 8 апреля позвонила спросить, пришло ли мое письмо и какова будет реакция на него. В ответ меня попросили повторить претензию. В этот же день я отправляю письмо еще раз. Ответа нет до сих пор. Никакого. Ситуация, в общем, крайне неприятная. Компания, похоже, не заинтересована ни в каких отношениях с клиентом, не собирается ни возвращать деньги, ни идти на контакт. Ждем сейчас ответ от Роспотребнадзора и будем обращаться в суд. Иначе компания никак не желает общаться. И это достаточно неприятно.
200 тысяч за зеркало на заднем сиденье
Елизавета Печенюк из Ростова-на-Дону рискнула перевезти в автомобиле каршеринга небольшое зеркало. Итог тот же — с нее теперь требуют 200 тысяч рублей.
— В компании мне заявили, что я перевезла крупногабаритную вещь и за это меня оштрафуют, — рассказывает девушка. — Я созвонилась с каршерингом, заявила, что договор не нарушала, поскольку предметов декора нет в списке предметов, запрещенных к перевозке. Потом мне пришла повестка в суд, а сумма долга к этому времени увеличилась уже до 200 тысяч рублей. Они посчитали все свои судебные издержки, штрафы за несвоевременную оплату и прочее и прочее. Я снова позвонила в компанию, предложила решить вопрос до суда. За пять минут сумма долга уменьшилась с 200 до 50 тысяч рублей, потом — до 25, а беседа начала напоминать какой-то развод. В итоге договорились, что заключаем мировое соглашение, по которому я выплачиваю компании 10 тысяч рублей, они, в свою очередь, отзывают претензии ко мне.
Всё свое общение с каршерингом Елизавета публиковала в социальных сетях. Посты вызвали просто шквал откликов от пользователей «Би-Би.Кар», которые столкнулись с аналогичной ситуацией и которых штрафовали за небольшие коробочки в салонах.
— Компания не отвечала на мои сообщения, тогда подписчики начали массово отмечать их, — рассказывает Елизавета. — Тогда «Би-Би.Кар» заблокировал упоминания о них, а мне написали, что проштудировали мои социальные сети, отменяют мировое соглашение и все разговоры дальше будут вести в рамках судебного разбирательства. Суд у нас назначен на 28 апреля, надеемся, что в заседании примет участие и Роспотребнадзор. Они мое обращение приняли, но пока, к сожалению, не ответили. «Дружить» же со мной каршеринг не хочет никоим образом.
«Будем создавать прецедент»
Адвокат обеих пострадавших от каршеринга девушек Эдгар Кармазиновский надеется, что в суде сможет доказать незаконность требований.
— Служба каршеринга утверждает, что мои доверители перевозили предметы, запрещенные к перевозке в автомобилях компании, — говорит юрист. — В действительности в первом случае перевозились коробки с косметикой, во втором — декоративное зеркало. Перевозки не противоречат условиям договора, однако судебная практика в Волгоградской области складывается не в пользу клиентов компании. Хотя в других регионах ситуация диаметрально противоположная.
В частности, по словам адвоката, Роспотребнадзор по Ростовской области уже проводил проверку в отношении компании «Би-Би.Кар» по обращению потребителя и выявил в действиях компании признаки административного правонарушения.
— Ситуация у нас схожая, — продолжает адвокат. — В случае с ростовским делом потребитель, по версии компании «Би-Би.Кар», не имел права перевозить предметы, а в частности это были потолочные плинтусы и пакеты из-под продуктов. В суде первой инстанции компания проиграла спор, и с нее был взыскан ущерб, штраф и все сопутствующие издержки. Мои доверители уже обратились в Роспотребнадзор по Волгоградской области, который в данный момент проводит проверку в отношении данной организации на предмет ущемления прав потребителя, а также на предмет злоупотребления правом со стороны компании «Би-Би.Кар». Мы надеемся на законное решение со стороны Роспотребнадзора по Волгоградской области.
По словам юриста, основные противоречия договора, который предлагает заключить «Би-Би.Кар», заключаются в следующем: компания предлагает автоматически согласиться с рассмотрением дел исключительно в судах Волгограда, что, на взгляд адвоката, идет вразрез с требованиями статьи 17 закона «О защите прав потребителей». Кроме того, юрист усмотрел нарушения Гражданского кодекса и Федерального закона «О национальной платежной системе» в части безакцептного списания средств со счетов потребителей, нарушивших, по мнению компании, условия договора.
— Всё это наталкивает на мысль, что условия договора должны быть признаны недействительными, — резюмирует юрист, — и, как следствие, должны быть применены последствия недействительности сделки, как того требует статья 167 Гражданского кодекса.
Стоит напомнить, что это уже не первый случай, когда использование прокатной машины оборачивается огромными проблемами для пользователя каршеринга. В марте 2021 года волгоградец Арсений Березин рассказал о том, какими проблемами для него обернулось незначительное ДТП с автомобилем «Би-Би.Кар». Мужчина воспользовался услугами компании в декабре прошлого года и стал участником аварии.
— Пытался не столкнуться с одним автомобилем, уйти от ДТП, спасая, возможно, свою жизнь и имущество каршеринга, но избежать касания всё же не удалось, — вспоминает Арсений. — Я ехал по неочищенной дороге. Я вызвал ГИБДД, как того требуют условия договора, позвонил в компанию. Вечером мне прилетает претензия от компании на 57 тысяч рублей — это только внутренний штраф за то, что я вообще попал в аварию. Да, в ней меня сотрудники ГИБДД признали виновным, но я обжаловал протокол.
По телефону горячей линии каршеринга отказались комментировать претензии к пользователям со стороны компании. На имя генерального директора ООО «Би-Би.Кар» отправлен редакционный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию.