Администрация Волгограда ссылается, что только нехватка федеральных денег мешает им закончить работы по реконструкции линии скоростного трамвая в северной части города. И если раньше чиновники мэрии обещали возобновить движение на участке от станции «ВгТЗ» до остановки «Стадион "Монолит"» весной этого года, то теперь даже не озвучивают, когда трамваи все-таки пойдут до Тракторного.
— Последние новости от чиновников были в феврале. Якобы окончание реконструкции от ТЗР до «Баррикад» должно было состояться в конце первого квартала, а уже второй закончился! — возмущаются жители Волгограда. — Работы там не ведутся, всё как было после укладки рельсов, так и стоит! Северная часть города испытывает серьезные сложности, особенно в ужасающую жару. В автобусах не продохнуть, обещанные кондиционеры работают в одном автобусе из десяти. Толпа людей, все мокрые и горячие, людям плохо становится. Когда уже вернут трамвай? Сил уже нет ездить с постоянными пересадками на «Монолите». Время в пути увеличилось на 20 минут.
Напомним, работы по полной реконструкции ветки скоростного трамвая начались в октябре прошлого года. Рабочие МБУ «Северное» достаточно бодро демонтировали верхнее строение пути, очистили от старого балласта так называемое «корыто» и разобрали контактную сеть.
На время реконструкции пути скоростной трамвай запустили по усеченному маршруту — от станции «Ельшанка» до станции «Стадион "Монолит"». Точные сроки выполнения работ не назывались, на все вопросы чиновники отвечали уклончивой фразой: «Сроки окончания первого этапа работ будут зависеть от погодных условий и ограничений, накладываемых противоэпидемиологическими мероприятиями. Плановая дата — первый квартал 2021 года».
При этом в проекте контракта, опубликованном на сайте госзакупок, указано, что в ноябре-декабре 2020 года подрядчик должен организовать временные дороги и переезды, подготовить территорию, провести демонтаж, монтаж и устройство верхнего строения пути, капитально отремонтировать остановки и переезды, а также выполнить работы по обустройству системы водоотведения.
С апреля по ноябрь 2021 года подрядчик должен выполнить капитальный ремонт верхнего строения трамвайного пути наземной части скоростного трамвая, капремонт остановок, обустроить покрытие с шумо-и виброзащитой с участками бесстыкового пути, выполнить искусственные сооружения, завершить капитальный ремонт переездов, восстановить асфальтобетонное покрытие и проложить кабельную сигнализацию. Эти же работы без указания конкретных мест проведения работ запланированы на 2022 и 2023 годы.
Общая стоимость работ по реконструкции пути — 1 008 822 200 рублей. Предполагается, что финансирование будет выделяться траншами на год. В 2020 году на эти работы потрачено 187 640 929 рублей 20 копеек, работы в 2021 и 2022 годах обойдутся в 125 093 952 рубля 80 копеек. Самая большая сумма запланирована на 2023 год — 570 933 365 рублей. При этом 300 000 000 из общей суммы выделено из бюджета правительства Российской федерации.
В мэрии уверяли, что после реконструкции скоростные трамваи поедут гораздо быстрее и будут производить меньше шума.
Работы по разборке и укладке верхнего строения трамвайного пути наземной части скоростного трамвая были проведены отдельной закупкой с ценой контракта 13,5 миллиона рублей, договор заключался до 31 декабря 2020 года, а все работы должны были закончить к 20 декабря прошлого года. Итоговый протокол закупки у единственного поставщика был подписан 21 октября прошлого года. К этому же времени должна была быть завершена реконструкция контактной сети. Этот лот тоже был оформлен отдельной закупкой у единственного поставщика с ценой контракта 51 120 427 рублей. Договор на реконструкцию путей был заключен с МБУ «Северное», а на замену контактной сети — с ООО «Светосервис-Волгоград».
В феврале 2021 года работы по укладке путей продолжались. Чиновники, сославшись на неблагоприятные погодные условия, заявили о сдвиге сроков окончания первого этапа реконструкции. В марте 2021 года волгоградцы пожаловались на закрытый переезд через трамвайные пути в районе остановки «Хлебозавод» и были уверены, что сроки реконструкции скоростного трамвая сорваны. Впрочем, на претензии волгоградцев мэрия возразила, что переезд откроют не раньше, чем будет завершен ремонт всего наземного участка пути, и предложила пользоваться объездными маршрутами по проспекту Ленина, улицам Михайлова, Тракторостроителей и Чистоозёрной.
Сейчас реконструкция трамвайного пути идет ни шатко ни валко. По словам волгоградцев, рабочие укладывали балласт из щебня, но делали это как-то без особого энтузиазма:
— Да, они дошли уже почти до «Монолита», — рассказали жители Краснооктябрьского района. — Пути уже уложены, между рельсами возвышаются огромные кучи щебня, которые несколько работяг пытаются разравнивать. Рельсы проложены уже везде, но не везде закреплены. Щебень тоже насыпан до завода «Баррикады». Дальше в сторону центра — без щебня пока лежат.
В администрации Волгограда, ничего не сказав о точных сроках окончания первого этапа реконструкции, заявили, что ждут очередных поступлений из федерального бюджета, что позволит продолжить замену всего, что так или иначе связано с линией СТ:
— Реконструкция наземной части линии скоростного трамвая проводится в соответствии со стратегией развития городского наземного электрического транспорта города и в рамках федерального пилотного проекта «Скоростной трамвай» в Волгограде, — уточнили в мэрии. — Работы проводятся за счет средств федерального бюджета. В рамках поступившего в конце минувшего года первого федерального транша на участке линии СТ от остановки «ВгТЗ» до остановки «14-я гимназия» выполнены демонтаж старого полотна, укладка новой рельсошпальной решетки, замена опор, монтаж контактной сети и так далее. В ближайшее время ожидается поступление очередной части федеральных средств, что позволит продолжить работы.
В связи с намеченной перспективой при формировании планового количества рейсов городского электротранспорта в третьем квартале 2021 года границы маршрута скоростного трамвая указаны с учетом запланированных работ. Для удобства горожан на троллейбусном маршруте № 12 «Спартановка — Детский центр», следующем по Первой Продольной магистрали, продолжает работать дополнительный подвижной состав.
Когда именно в город поступит очередной транш из федерального бюджета, в мэрии не уточняют, утверждая, что ожидают финансирования в ближайшее время, возможно даже летом.
При этом, по данным из открытых источников, МУП «Метроэлектротранс» уже выставило как минимум две претензии МБУ «Северное» за срыв сроков выполнения работ. 521 085,73 рубля перевозчик требует за несвоевременно выполненные работы по реконструкции путевого хозяйства, которые должны были быть завершены до 31 декабря 2020 года, а фактически же продолжались до марта 2021 года. Кроме того, у проверяющих есть претензии и к качеству выполненных работ — участок верхнего строения пути выполнен с отклонениями по высоте. Также не соответствует нормативной ширина балластной призмы и требует досыпки щебня.
Еще одна претензия на сумму 425 309,01 рубля касается капитального ремонта контактной сети. По этому контракту также были сорваны сроки, и первый этап работ завершился на три месяца позже указанного в документации времени. Также в ходе осмотра кабельной канализации комиссия нашла целый ряд нарушений, наиболее серьезные из которых — затопление колодцев, где проходят кабели.
Остается лишь добавить, что в 2021 году Волгоград должен был получить миллиард рублей на реконструкцию оставшейся наземной части скоростного трамвая — до станции «Европа Сити Молл». В феврале руководство МБУ «Северное» уверяло, что в одну смену на объекте трудятся порядка 40 человек, а также от 10 до 20 единиц техники в зависимости от времени и погодных условий. Работы первого этапа завершены на 70%, а полностью первый этап обещали закончить в апреле.
Но несмотря на все обещания собравшегося в Госдуму по партийному списку «Единой России» главы администрации Волгограда Виталия Лихачёва, скоростной трамвай по-прежнему ходит от станции «Ельшанка» лишь до остановки «Стадион "Монолит"».