Волгоградские перевозчики, работающие на внутриобластных и межобластных маршрутах, жалуются на недобросовестную конкуренцию со стороны коллег, работающих под «черным» флагом. По словам предпринимателей, имеющих карты маршрутов и лицензии, нелегальные перевозчики их просто выживают с рынка, забирая пассажиров на маршрутках с надписью «заказной». Даже время от времени проходящие прокурорские проверки на них не действуют — «заказные» микроавтобусы продолжают ездить, вытесняя легальных предпринимателей. Не исключено, что в итоге официальное пассажирское сообщение между городами Волгоградской области окажется полностью остановлено при пассивном безразличии надзорных и административных органов.
— Ситуация складывается уже критическая, — рассказала V1.RU представитель одного из перевозчиков Елена Попова. — Поскольку мы работаем официально, то конечным и начальным пунктами наших маршрутов являются в Волгограде — автовокзал, в Николаевске, соответственно, автостанция. Причем эту автостанцию мы содержим, к слову, за свой собственный счет. Но с 2019 года появились перевозчики, которые работают под видом заказных, но дублируя при этом регулярные маршруты. Они ставят свои машины за 15 минут до отправления наших автобусов и увозят основной поток людей.
Перевозчики уверяют — с такой проблемой столкнулись транспортники, работающие на маршрутах практически всей Волгоградской области. Из-за «заказных» маршруток уже стоят на грани закрытия предприниматели, официально работающие на направлениях Волгоград — Знаменск — Ахтубинск, Волгоград — Урюпинск, Волгоград — Николаевск.
Первая жертва уже есть: перевозчик на линии Волгоград — Суровикино сдал карты маршрута.
— «Бомбилы» просто закатали, работать официально оказалось нерентабельно. Чиновники и надзорные органы делают вид, что вмешиваются, но ничего при этом толком не сделали — объясняют перевозчики.
Легальные предприниматели уверяют — карты и свидетельства на право работы по конкретным маршрутам они получают в результате открытых конкурсов. Соблюдение всех условий официального оформления требует немалых денег и сил. Нелегалы же вешают табличку «заказной» и работают. Именно так, по словам перевозчиков, действуют, например, маршрутки предпринимателя Домрачева.
— Это называется выполнение заказных перевозок под видом регулярных, — объясняют перевозчики. — Сам по себе заказной маршрут не запрещен. Заказчик заключает договор, вписывает в него фамилии пассажиров, оплачивает — и поехали. На основании договора прямым маршрутом из точки А в точку Б, без заходов в населенные пункты по маршруту.
Но в реальности в Волгоградской области оказывается совсем иначе. И легальный перевозчик, соблюдающий многочисленные правила и нормы, оказывается в заведомом проигрыше перед нелегалом, повесившим на микроавтобус табличку «Заказной».
— Конкуренты фактически работают по нашему маршруту. Если идет машина в Николаевск — она заходит и в Волжский, и в Быково, и в Солодушино… Полностью копируя маршрут легального перевозчика. Плюс у них есть расписание и билеты, чего не может быть при заказных перевозках. К примеру, из Волгограда в Николаевск идет пять рейсов. Столько же обратно. И нам, получается, возить некого. Куда мы только не обращались — все только руками разводят. Говорят, ничем не можем помочь. Зато как нас проверять — так сразу желающих находится огромное количество. И прокуратура, и все остальные. А как решить проблему с нелегалами — так и нет никого.
Причем, самое удивительное: касса, где открыто продаются билеты на «заказные» маршруты в Знаменск и Николаевск, действует в самом центре Волгограда — в помещении, где расположено антикафе «Посиделки» на улице Коммунистической. Действует вполне открыто, почему-то не опасаясь, что будет замечена полицией и прокуратурой.
В надзорных ведомствах уверяют, что проводят проверки и выявляют нарушения у подобных перевозчиков. Но почему эти нарушающие закон действия продолжают совершаться «заказными» маршрутками на регулярной, практически ежедневной основе — ответа нет.
— Прокуратура Николаевского района несколько раз проводила проверки в отношении ИП Домрачева Н. А., — рассказала старший помощник прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ Оксана Черединина. — В ходе проверки было установлено, что перевозчик имеет разрешение на работу по внутрирайонным маршрутам, связывающим город Николаевск с хуторами и поселками Николаевского района. В этой части претензий к перевозчику нет. Что же касается работы на межмуниципальном маршруте, связывающем Николаевск с Волгоградом, то разрешения на этот вид перевозок индивидуальному предпринимателю не выдавалось. Материалы проверки были переданы в управление государственного автодорожного надзора для принятия мер, на перевозчика был составлен административный протокол.
По некоторым данным, три штрафа по 300 000 рублей было наложено на предпринимателя и Управлением государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Но, судя по тому, что «заказные» маршрутки продолжают курсировать между городами — штрафы не подействовали.
При этом в прокуратуре признают, что перевозки, выполняемые индивидуальным предпринимателем Николаем Домрачевым, хоть и называются заказными, но фактически являются регулярными, и карт маршрута Волгоград — Николаевск на момент прокурорской проверки представлено не было.
Подтвердились нарушения и в ходе проверок Госавтодорнадзора. Письмо о принятых мерах есть в распоряжении редакции V1.RU:
— Факт осуществления перевозок пассажиров ИП Домрачевым Н. А. с нарушением требований федерального закона установлен, — говорится в ответе ведомства. — В отношении перевозчика были составлены материалы об административных правонарушениях, виновное лицо будет привлечено к административной ответственности в установленном законом порядке. Кроме того, информация о возможных нарушениях налогового и трудового законодательства была перенаправлена в уполномоченные органы.
Впрочем, сам же господин Домрачев не считает, что нарушает какое-либо законодательство:
— Я работаю на заказных перевозках, — объяснил Николай Домрачев. — Время выезда назначает заказчик, никаких проблем нет. А заказчики бывают разные.
Почему «заказчики» требуют от предпринимателя как минимум пять регулярных выездов в день в тот-же Николаевск и обратно, причем по установленному расписанию и билетам, продающимся в кассе, а также дублируя регулярный маршрут — господин Домрачев не пояснил.
V1.RU запросил в комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, принимаются ли меры по борьбе с нелегальными перевозчиками, работающими на официальных маршрутах под видом «заказных», и что делается для сохранения легальных и официальных пассажирских перевозок между городами Волгоградской области. На момент публикации материала ответа получено не было.