Администрация Волгограда проводит опрос горожан о целесообразности сохранения троллейбусов, активно «убиваемых» в последние годы. Волгоградская и российская общественность высказалась, напротив, — за необходимость сохранения и развития городского электротранспорта вместо откровенного лоббирования интересов отдельных частных перевозчиков.
Мэрия Волгограда предложила волгоградцам пройти опрос по работе общественного транспорта, заполнив анкету на сайте горадминистрации.
В нём горожан спрашивают: «Нужен ли троллейбус городу?». А данный вопрос предвещает другой — «Чем отличаются троллейбусы от другого вида транспорта?»
Из предлагаемых ответов на данный вопрос — только негативного характера по отношению к «рогатым»:
низкая скорость движения;
некомфортабельный салон;
нерегулярное движение по маршруту;
невозможность остановки по требованию;
качество обслуживания (кондукторы, водители);
неудобство маршрутов.
Трагедия волгоградских троллейбусов
Первый волгоградский троллейбус вышел на линию 31 декабря 1960 года, когда открыли ветку от Привокзальной площади до площади Возрождения. Последовательно эту ветку продлевали в обе части вытянутого города. Вначале до проспекта Металлургов, а затем до школы № 12 и площади Дзержинского в Тракторозаводском районе в северном направлении. И последовательно до улицы КИМ и площади Куйбышева — на юге.
Параллельно в середине 1960-х троллейбусы пошли до Нижнего поселка ВГТЗ.
В начале 1980-х в Волгограде запустили ещё восемь трамвайных и троллейбусных маршрутов.
С 1996 года троллейбусы ходили от железнодорожного до речного вокзала.
В 1999 году в Кировском районе города построили депо № 6 с тяговой подстанцией и открыли 17-й маршрут. В следующем году линию продлили от улицы Закавказской до ВолГУ.
Гибель волгоградских троллейбусов началась в 2011 году, когда в городе было 16 маршрутов, обслуживаемых более 300 рогатыми.
Маршруты стали ликвидировать, в 2013 году прекратили обновление подвижного состава и стали списывать троллейбусы в утиль.
В 2016 году закрыли ещё троллейбусное депо в Красноармейском районе, в 2018 — в Кировском. В 2017 году троллейбусное депо № 1 было преобразовано в ремонтную базу, где рогатых резали и сдавали на металлолом.
С 2015 по 2019 годы сняли контактную сеть на Шоссе Авиаторов, частично в Красноармейском районе, от улицы Мира до улицы Симбирцева, от проспекта им. Ленина до Речного вокзала и завода «Красный Октябрь». Кроме того администрация Волгограда начала массово и хаотично менять нумерацию маршрутов, постоянно перекраивая сложившуюся еще с советских времен схему движения.
В Волгограде осталось пять функционирующих маршрутов и один троллейбусный парк № 3 в Краснооктябрьском районе города, где около 200 троллейбусов. В этом году волгоградский троллейбус отмечает своё скромное 60-летие.
«Странно видеть, когда города устраняют троллейбусы»
Известный российский урбанист Илья Варламов видит у троллейбусов большие преимущества.
— Троллейбус более экономичный и более экологичный вид городского транспорта, — пояснил Илья Варламов. — То есть он соответствует всем главным принципам развития общественного транспорта. Странно видеть, когда города устраняют троллейбусы, мотивируя это их якобы медлительностью и неповоротливостью в пользу каких-то маршруток, ПАЗиков или автобусов.
Попытки закрытия троллейбусов Илья Варламов называет «попыткой обмануть» горожан.
— Обычно это говорят люди, которые пытаются обмануть жителей, потому что современные троллейбусы — манёвренные, имеют запас автономного хода, что позволяет им опускать рога и ехать 5–10 километров совершенно спокойно, объезжая заторы и другие преграды, — уверен урбанист. — То есть троллейбусы — это современно, экологично и выгодно.
Илья Варламов назвал причины закрытия троллейбусов во многих городах.
— Во-первых, это попытка передела рынка перевозчиков в городе. Мы часто видим ситуацию, когда вместо муниципальных троллейбусов приходят частные перевозчики, — говорит Илья Варламов. — То есть мэрия, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие экологичного и современного транспорта, обновлять подвижной состав, модернизировать бесконтактную сеть, просто отдаёт эти маршруты частным перевозчикам непонятно как. Я не хочу сейчас кого-то обвинять, поскольку не вникал в ситуацию в Волгограде, но часто с таким встречался.
Вторым фактором при «убийстве» троллейбусов, как правило, становится земля.
— Плюс многие троллейбусные депо с ростом городов оказываются в центрах мегаполисов. То, что раньше строилось на окраине города, сейчас оказалось в центре, — делится урбанист. — А это лакомые куски земли — трамвайные парки и троллейбусные депо. В отличие от автобусных парков их не так просто перенести в другие места. В итоге ради сиюминутной выгоды уничтожают современный экологичный транспорт, и в будущем это будут большие потери для города. Поэтому жителям конечно же нужно отстаивать трамваи и троллейбусы и думать, что они будут делать завтра.
«Опрос составлен совершенно некорректно»
Анкета на сайте мэрии стала предметом активной дискуссии среди горожан.
— Я считаю, что это голосование — проявление слабости городской власти, — говорит бывший вице-мэр Волгограда Дмитрий Любитенко. — Опрос составлен совершенно некорректно, и он не раскрывает предпочтений горожан относительно транспорта и условий его использования. К электротранспорту в опросе видно наплевательское отношение.
Волгоградец не видит смысла закрытия троллейбусов.
— Я убеждён, что в нашем жарком и душном городе электротранспорт необходимо развивать, — говорит Дмитрий Любитенко. — Самые выгодные маршруты, на которых МУП «Метроэлектротранс» мог зарабатывать хорошие деньги, передали частным компаниям. И это не даёт возможности «Метроэлектротрансу» конкурировать с тем же «Питер Авто», плюс подвижной состав электротранспорта уже устарел и не заменяется. А шаги городской и областной власти за последние годы ведут к его потере. Хотя в том же Краснодаре ходят обновлённые троллейбусы.
Бывший чиновник не исключает, что троллейбусы власти убивают сознательно.
— Я не могу со 100% уверенностью утверждать этого, — пояснил бывший вице-мэр Волгограда. — Но если была бы цель развития электротранспорта в Волгограде, то шаги властей были бы абсолютно другими.
«Городской транспорт всегда был дотационным»
В прошлом году были попытки отдать волгоградский электротранспорт в концессию, но желающих брать на себя такую большую ношу с длительным периодом возможной окупаемости не нашлось.
— Я не исключаю, что объявленным голосованием администрация вновь пытается организовать передачу электротранспорта в концессию, — поделился член комитета по транспорту Волгоградской городской думы Илья Кравченко. — Но инвестиции в общественный транспорт не должны возвращаться. Он всегда был и есть дотационным, и муниципалитету всегда необходимо вкладывать в него деньги. Это норма. Другое дело, что средства следует расходовать максимально эффективно.
По мнению депутата, необходимо пересмотреть отношение к электротранспорту.
— Электротранспорт нужно не просто содержать, а развивать. Но не как вещь внутри себя, а исключительно в рамках общего развития городского транспорта. Для начала нужно сесть и разработать концепцию его развития, — говорит Илья Кравченко. — А в Волгограде только пообещали нормально считать пассажиропоток лишь в этом году. Для этого собирались закупать специальные устройства.
«Кому-то нужно убивать троллейбусы»
Илья Кравченко предложил свой вариант развития общественного транспорта.
— У нас есть две продольные, поперечные улицы и второстепенные улицы. По ним что-то должно ходить, — говорит депутат. — Следует создать целостную концепцию развития всего городского транспорта. Крупные пассажирские единицы запустить по продольным, мелкие — по поперечным. Они бы, микроавтобусы и маршрутки, подвозили людей к троллейбусам.
Таким образом, троллейбусы, по мнению депутата, удастся сохранить и эффективно использовать.
— Чтобы такая схема работала, необходимо ввести единый проездной по Волгограду на трамвай, троллейбусы, маршрутки, с возможностью пересадок, хотя бы получасовой. Действующий проездной на городской транспорт очень неудобный. Сейчас волгоградцам приходится переплачивать. Но волевого решения по этому вопросу нет.
Лишь при данных условиях, уверен Илья Кравченко, возможно спасти рогатых.
— При таком варианте человек по проездному сможет ездить более комфортно и без многочисленных оплачиваемых пересадок. Только тогда мы сможем потребовать денег у Москвы на «зелёный» транспорт и поменять троллейбусный парк. Можно закупить новые троллейбусы, проложить под них нормальные маршруты от посёлка ГЭС до Красноармейского района, — говорит депутат. — Там, где нет контактной сети, они будут ходить за счёт аккумуляторов. Устаревшие сети логично поменять. Троллейбусы будут пользоваться спросом, но тогда не будут нужны автобусы. Их необходимость будет просто не востребована.
Но пока реальных действий по спасению троллейбусов Илья Кравченко не видит.
— На Второй Продольной троллейбус можно пустить до Мамаева кургана. Мы замкнём весь город, и автобусы будут не нужны. Но нужна будет договорённость с маршрутками, пускать их также параллельно троллейбусам, а не забивать ими, как сейчас. Чтобы микроавтобусы ходили ночью и в часы пик. И у людей будет выбор. Тогда у нас будет город-сад, — резюмировал депутат. — Но кому-то нужно убивать троллейбусы, и кто-то с этого имеет деньги. Но хуже всего то, я в этом уверен, что это делается по нежеланию как-то разбираться в вопросе организации общественного транспорта. Очень много усовершенствований можно сделать щелчком пальца, без всяких денег. Сохранить и троллейбусы, и автобусы, и маршрутки, сделать структуру, которая была удобна для всех: жителей и перевозчиков.
«Выяснить причины непопулярности»
— МКП «Городской центр управления пассажирскими перевозками» организовало анкетирование волгоградцев по вопросам транспортного обслуживания, — сообщили корреспонденту V1.RU в пресс-службе администрации Волгограда. — В частности, намеревается выяснить причины непопулярности у волгоградцев троллейбусных маршрутов.
Как заверили в мэрии, узнав мнение горожан, власти постараются улучшить работу электротранспорта.
— На основе полученных данных специалисты смогут подготовить рекомендации по улучшению работы городского электротранспорта и повышению качества услуг по перевозке пассажиров, — уточнили в горадминистрации. — В настоящее время заполняемость салона троллейбусов в течение дня не превышает 25–30%. При этом пассажиропоток на троллейбусных направлениях областного центра стабильно снижается на протяжении последних лет.
Волгоградцы могут ответить на задаваемые мэрией вопросы и, тем самым, помочь решить транспортную проблему.
— Опрос горожан позволит получить актуальную информацию, которая будет учтена при принятии решений по дальнейшему развитию городского общественного транспорта, — сообщили в мэрии. — Помимо онлайн-анкетирования, специалисты МКП проводят опрос пассажиров на остановочных пунктах.
Пока закрывать троллейбусы никто не собирается.
— Вопрос о закрытии троллейбусов в Волгограде не стоит, — пояснил глава комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области Анатолий Васильев. — Наоборот, планируется замена старых новыми троллейбусами. И экономику это сильно не заденет. Поскольку Волгоград участвует в специальной программе для городов-миллионников.