Впечатляющие памятники войны, отвратительный алкоголь и закрытые заводы Волгограда стали главными героями немецкого издания «Tageszeitung», после прогулки журналиста Андреаса Рюттенауэра по улицам города-героя во время матчей ЧМ-2018. Он стал одним из немногих иностранных журналистов, описавших Волгоград с неприглядной стороны.
Гость чемпионата мира по футболу-2018 не стал ограничиваться прогулкой исключительно по клиентскому маршруту.
— Видно, что город небогатый. Это аморфное образование, простирающееся на 70 км вдоль берега Волги, — пишет немецкий журналист. — Панельные дома советских времён, как будто случайным образом разбросаны по городу и выглядят так, будто упали с неба на землю и получили пробоины. Они выглядят очень неуютными. Между ними расположены дома, которые кажутся ещё беднее, чем есть на самом деле. Это дачи волгоградцев, которые в центре города выращивают овощи. Огромные и крошечные дома стоят по соседству.
Поразило немецкого обозревателя и число военных памятников в Волгограде, но удержаться от негативного подтекста он не смог:
— В этом городе туристы кажутся маленькими людьми. Повсюду памятники, которые напоминают о решающем сражении войны, Сталинградской битве. В городе можно встретить большие статуи, небольшие памятные доски, памятники в натуральную величину, рельефные изображения, покрывающие целые фасады домов. На вас постоянно смотрят воины с решительным выражением лица в духе советского реализма. «Волгоград, город победы!» — говорится повсюду, — пишет Андреас Рюттенауэр. — Волгоградцы уже давно не замечают многие мемориальные памятники в городе. Рядом с одной из железнодорожных станций на постаменте стоит зенитное орудие. «Ах, я его никогда не замечала», — говорит Наталья, присматривающая за двумя туалетными кабинами, установленными для фанатов, чтобы они могли справить нужду по дороге из Краснооктябрьского района к стадиону. «Здесь же повсюду война», — говорит она.
Многие волгоградцы в беседе с немецким журналистом с пониманием относятся к усиленным мерам безопасности во время ЧМ.
— Беседа постоянно возвращается к серии исламистских атак террористов-смертников, которая потрясла город в 2013 году, — пишет немец. — 40 человек погибло, часть здания вокзала, который был восстановлен после окончания войны в красивом стиле сталинского ампира, была в результате этих атак разрушена. Поэтому неудивительно, что силы правопорядка в городе более детально проверяют сумки при входе на стадион, фан-фест и к троллейбусам. Половина внутренней части города перекрывается, движение для автомобилистов здесь закрыто. Хотя жители жалуются, что они не могут выбраться даже из своего квартала, большая часть волгоградцев относится всё-таки с пониманием.
Особое внимание Андреас Рюттенауэр уделил бару в центре Волгограда и коктейлю «Новичок».
— Тот, кто закажет убийственный коктейль, получит напиток ядовито-зелёного цвета с высоким содержанием алкоголя. Настойка на травах, водка и бензин — должно быть, там такие ингредиенты, по крайней мере на вкус, — недоумевает журналист. — На вопрос, что я пил, владелец бара дает обескураживающий ответ — «Новичок, что же еще?». Чтобы всё это промыть, есть водка с персиковым сиропом. Стоит две тысячи рублей. У кого денег не больше средней российской пенсии, тот может позволить себе восемь таких напитков в месяц.
Не меньше алкоголя репортёра из Германии интересовала волгоградская промышленность.
— В случае легендарного металлургического комбината «Красный Октябрь», который даже во время сражения за город не останавливал производство, получилось всё не очень хорошо. Хотя здесь все ещё производится сталь для российской оборонной промышленности, но огромные красные клубы дыма регулярно поднимаются над городом. Они демонстрируют, насколько несовременен завод, — пишет репортер. — На время проведения чемпионата мира на «Красном Октябре» производство приостановлено, чтобы клубы дыма не накрыли стадион. Но защиту от ядовитых облаков волгоградцы хотят получить не только на время чемпионата. Суд приговорил завод к штрафам из-за нарушений норм выбросов. Но увязший в долгах «Красный Октябрь» не может их заплатить, обсуждается даже банкротство завода. Работники уже вышли на улицы.
Разрушенным заводам города, по мнению немца, должны радоваться коммерческие партнёры FIFA.
— Возможно, в скором времени в городе появятся новые промышленные руины. Таких много. Перед чемпионатом за огромными плакатами старались спрятать заброшенные промышленные объекты, расположенные рядом со стадионом. Спонсоры FIFA остались довольны. Ведь таких огромных рекламных плакатов в других местах проведения чемпионата мира для них еще не устанавливали.
Алексей Серебряков