Челябинский путешественник Сайман дома бывает крайне редко. Его страсть — отправиться в самые далёкие и, желательно, непроходимые края на своём внедорожнике. В Волгоград автотурист заехал, возвращаясь с Кавказа домой.
Сайман бывал в Волгограде много раз. Но в этом году остановка в городе-герое стала вынужденной — пришлось отвезти в больницу маленькую дочку. Проехав привычные за день 1000 километров, автопутешественник рассказал V1.ru о своих приключениях и тяге кататься по белому свету на своём супер-внедорожнике.
«Сайман»
— Я живу в Челябинске, но не скажу, что часто там бываю. Скорее, заезжаю. Большую часть времени провожу в дорогах, в экспедициях. Путешествую по всему миру, — поделился с V1.ru Сайман. — Там, где есть возможность, стараюсь ездить на машине.
Масштабными путешествиями Сайман занимается уже три года. Тягу к приключениям объясняет с загадочной улыбкой на лице.
— В розыске был много лет. А потом розыск закончился, а привычка осталась. А так нравится ездить одному. В самолёте или поезде всегда кто-то рядом, что создаёт дискомфорт. Хорошо, если летишь с друзьями, но чаще всего по соседству незнакомые люди. А в автомобиле едешь один или с друзьями, с которыми комфортно, — говорит путешественник.
— Ещё мне нравится одиночество. Есть время подумать о великом, о бытие. А ещё автопутешествие — это свобода действий. Захотел, остановился в Волгограде. Могу день, два, три изучать город. Или понравилось на дороге какое-то место — завернул — поснимал, сфотографировал. На этой машине я могу заехать туда, куда мне хочется, а не туда, куда ведёт дорога.
Тяга к поездкам на дальние расстояния складывалась у Саймана годами.
— Сколько себя помню, всегда находился в разъездах — дела, бизнес, другие заботы. Практически во многих крупных и даже мелких городах есть друзья, коллеги-путешественники, подписчики. Заезжаю к ним в гости. Меня водят по местным достопримечательностям и интересным местам. В машине DVD-система, смотрю фильмы, слушаю музыку. Часто еду и думаю в полной тишине.
Арктика
Весной Сайман в одиночку ездил за полярный круг. Он добрался до моря Лаптевых на границе Северного Ледовитого океана.
— Это было самое длительное путешествие. Оно заняло полтора месяца, — говорит Сайман. — Всё получилось достаточно спонтанно. В декабре я летел домой из Непала после восхождения на Эверест. И по пути принял решение отправиться в Арктику, потому что если не успел бы весной, то поездки пришлось ждать целый год.
К каждой поездке путешественник тщательно готовится.
— В первую очередь занялся машиной. Утеплил стёкла и где-то полтора месяца занимался подготовкой. Поставил шумоизоляцию. У меня двойное остекление по периметру, автономный обогреватель в салоне и на двигателе. Также обогреваются топливная магистраль, бак. Установлен дополнительный бак. Плюс у меня на крыше было две запаски. Было много работы. До этого я в подобные одиночные сложные экспедиции не ездил, поэтому машину готовил тщательно.
К постоянным путешествиям Сайман относится как к хобби.
— Не могу сказать, что занимался только подготовкой. У меня есть основная работа — бизнес. А это скорее увлечение. У меня агентство интернет-маркетинга, специализирующееся на продвижении в интернете, и интернет-магазин ножей.
Сайман выбирал наиболее оптимальный маршрут.
— Маршрут не сказать, чтобы дикий. На Крайнем Севере есть посёлок Тикси. Там есть люди, и иногда машины пробиваются к нему. Туда попадают путешественники, мои друзья и коллеги, — вспоминает Сайман. — В первую очередь созвонился с ними, собрал необходимую информацию по маршруту. Узнал, где какие дороги, где хуже-лучше.
Главное в дальнем путешествии — безопасность.
— Договорился с МЧС. У меня стоит gps-traker. Они отслеживали мой маршрут, ежедневно созванивались. Спрашивали, где я нахожусь и всё ли в порядке. Человек должен думать о собственной безопасности, — размышляет профессиональный турист.
— Мы живём в такой стране, что никто о нас не будет думать. И спасать нас будут по остаточному принципу. Если ты не сын Абрамовича, конечно. Человек должен сам о себе заботиться. Ведь не сложно зарегистрироваться, наладить контакт с МЧС, обзавестись спутниковой связью и трекером. Плюс должна быть максимальная осведомлённость о маршруте, чтобы в случае чего тебя могли вытащить за уши.
О сложностях поездки Сайман старается не говорить.
— Не сказать, чтобы было сложно. Отношение к трудностям достаточно простое. Поломок серьёзных не было. Только когда ночью подъезжал к Иркутску, оставалось километров 300, были сильная метель, туман, ничего не было видно. В какой-то момент я понял, что еду в обратном направлении от города. Я так и не понял, куда я не так повернул, но примерно километров 100 проехал не в ту сторону. Было необычное ощущение.
О впечатлениях челябинский автопутешественник говорит обыденно.
— В Арктике снежная гладь начинается только в прибрежной зоне, километров за 300–400. А так там тайга, хоть и не очень густая. Там спокойно можно развести костёр, кругом много зверья. Я всегда вожу с собой оружие. В случае необходимости могу поохотиться, — говорит Сайман. — В ключевых точках располагались посёлки. Между ними где-то 500, где-то 900, где-то 1000 километров. Там есть связь и магазины. Я старался выстраивать свой маршрут через них. Там затаривался водой и провиантом. Был какое-то время в автономке, но это было непродолжительно. Всегда планировал дорогу с запасом хода.
В открытой тундре был всего несколько дней, и мне не пришлось там испытывать дискомфорт. Спал в машине. Она не глушилась несколько недель. У меня на заднем сиденье в багажнике оборудовано спальное место.
Люди на Севере отличаются от привыкших к комфорту городских жителей.
— Интернет там только в крупных городах. В посёлках в лучшем случае есть сотовая связь, и всё. Поэтому у меня спутниковый телефон, который ловит везде. В основном на Крайнем Севере живёт коренное население. Там люди выживают. Им постоянно надо охотиться, заготавливать дрова, реально выживать. Там всё равно, кто у власти и какая партия правит. Главное, чтобы было ружьё и патроны, — вот самая главная партия.
Европа
— Поездка в Европу была давней детской мечтой. Хотелось объехать её на машине. У нас в прошлом году был морской переход на историческом паруснике из Испании во Францию. Я доехал на машине до порта Виго, оставил машину, погрузился на «Штандарт» и через Бескайский залив добрался до города Ван на юге Франции. Потом на перекладных вернулся в Испанию, забрал машину и поехал по Европе.
Побывав во многих странах, Сайман отмечает: мало, что удивило на Западе.
— Представление о Европе сильно не изменилось. Никаких особых стереотипов не было. Но я был очень сильно удивлён большому числу гомосексуалистов. Этого я не ожидал. Там это очень явно выражено и никак не скрывается. У нас в Москве и западно-европейской части России это тоже становится обыденным явлением. Но мне, как человеку с Урала и Сибири, это резало глаза. Общался с русскими, которые там живут. Там для них это очень наболевшая тема.
Путешественник — давний фанат гор.
— Больше всего понравилось в городе Анси на границе Италии, Франции и Швейцарии, там, где находятся горнолыжные курорты Шамани, Куршавель и другие. В Альпы не ходил, но на следующий год хочу сходить на Монблан. Там круто, очень красиво. Видно, что люди берегут природу. Охраняют её и не дают гадить. Сами убирают, сами помогают сохранять красоту. Я бы там пожил, но недолго.
Контраст отношения к экологии в России и Европе бросился путешественнику в глаза.
— В плане чистоты Европа и Россия — небо и земля. Там везде чисто. Идёт старенький дедушка француз. Лежит бумажка, он наклоняется, берёт её и выкидывает. Не как у нас — прошёл, наступил, пнул. Там всё убирают. Этот вопрос при путешествии по России меня больше всего кроет: в г... живём, и почему-то нас это устраивает. Как так?!
— На Байкале сейчас очень грязно. В основном в местах массового скопления туристов. Там настоящий срач. Также гадят и местные. Обратил внимание, что куда бы я не приехал, обычно местное население не очень аккуратно. Они привыкли и относятся к месту потребительски. А туристы обычно культурные попадаются.
Эльбрус — Казбек — Волгоград
— Это относительно несложное путешествие. Пока я подымался на горные вершины, супруга с детьми были в гостинице. В основном мои экспедиции сложные, поэтому семью беру далеко не всегда, — поделился Сайман. — Из-за непогоды не получилось добраться до вершины Эльбруса. Дальше поехал в Грузию, там сходил на Казбек. Дал по нему небольшой круг. Две трети Грузии объехал, потом опять вернулся в Приэльбрусье. Опять поднялся на Эльбрус.
В Волгограде путешественник бывал неоднократно.
— По трассе Челябинск — Волгоград езжу лет 15. Уже не особо интересно. Обычно еду из точки А в точку Б с конкретной целью. Туда, где какое-то мероприятие или начинается маршрут. Поэтому большие многотысячные перегоны через всю Россию — это необходимость. Не скажу, что это в кайф, но и не в тягость, — говорит путешественник. — В Волгоград заезжать не собирался. Ребёнок отравился в Сочи, и пришлось обратиться в больницу. Думал довезти до дома, но начались осложнения. Пришлось остановиться.
Сайман отметил только одно, важное для себя, изменение в городе-герое.
— В Волгограде был раз 8 или 10. Одно время часто сюда ездил. Здесь живут друзья и родственники, даже приезжал на свадьбу. Не был несколько лет. Тут заметно улучшились дороги. Года три назад ехать было невозможно. Было ощущение, что немцы ушли, а город не стали доделывать — вдруг вернутся.
Волгоград у путешественника ассоциируется с дорогами и летним зноем.
— К ремонту дорог пока не привык. Город ассоциируется с жарой и очень душным местом, такая печка-душегубка. Может быть, потому что не был ни разу в Волгограде зимой. Проезжаю Калмыкию и Казахстан и испытываю подобные ощущения. Но стараюсь не окрашивать места в эмоции. Кому-то нравится, кому-то — нет.
Каждый раз во время остановки в Волгограде Сайман поднимается на Мамаев курган.
— Это очень впечатляющий памятник. Я очень люблю посещать памятники Великой Отечественной войны, стараюсь, где бываю, посмотреть на них. В места, где они есть, обязательно заезжаю, — поделился челябинский автопутешественник.
— «Родина-мать» была первым грандиозным памятником, который я увидел. Это было ещё в середине 2000-х. Он выглядит очень мощно и грандиозно по сравнению с другими. Я был в Бресте, Аджимушкайских каменоломнях, Санкт-Петербурге, Европе, но подобного не видел.
Путешествия
— Штрафов при тех расстояниях, которые проезжаю, приходит немного. Стараюсь ездить аккуратно, не гонять и соблюдать Правила дорожного движения, потому что потом себе дороже выйдет, — говорит Сайман. — Исхоженные места уже не так интересны, как в первый раз. Но на Эльбрус я ходил неоднократно. Он очень хорош, как тренировочная площадка для поддержания формы или перед восхождением на другие горы. Кавказ интересен везде.
На широких просторах России Сайман не замечает больших различий в ценах.
— Цены примерно одинаковые везде. Небольшие колебания не заметны. Но в Якутии всё дороже в полтора-два раза. Там дорого. Топливо в Якутии заправлял на 10 рублей дороже. Дальше на север — ещё на 10 рублей дороже. В конечной точке я заправлялся в 2–2,5 раза дороже. Это я запомнил. Продукты тоже дорогие. А так свой бюджет в поездках я особо не считаю
Во многие места Сайман хочет вернуться снова.
— Пришёл к выводу, что нужно выбирать место и ехать туда отдельно. Если я раньше мог проехать всё по-быстрому и за одну поездку посетить три-пять стран, то сейчас хочу целенаправленно в одно место. Очень многие вещи пропускаются просто. Уже охота ездить, кайфовать и наслаждаться.
Планы
— Сейчас надо добраться до дома. В Челябинске не так давно начал обращать внимание на экологию. Выйдешь иной раз, на зубах скрипит от выбросов. Есть определённые неудобства. Вот думаю перевезти семью в другое место. Может быть, в Сочи, — рассказал Сайман.
— В конце августа — начале сентября у меня турслёт блогеров в Москве. В середине сентября на две недели улетаю на Мальдивы на съёмку программы «Выживание на острове», наподобие «Последнего героя». Потом экспедиция в Таджикситан, Узбекистан, Кыргызстан. После хочу месяц отдохнуть. А в декабре уже запланировал поездку на Аральское море.
Алексей Серебряков