Еще студенткой волгоградка Елена Бусло отправилась в Америку по программе Work & Travel и сразу влюбилась в маленький город Бирмингем в штате Алабама. Прошли годы, и сейчас у «сбежавшей из Волгограда» Елены престижная работа, муж и дочка в новой стране, которую она уже считает своей.
— «Сбежала», наверное, было бы не совсем правильным словом, — считает Елена. — Признаюсь, я всегда хотела уехать из Волгограда. Либо в более крупный город России — Москву или Питер. Либо вообще повернуть жизнь на 180 градусов и уехать за границу. Тяга к другим культурам и языкам привела меня в педагогический университет на факультет иностранных языков в группу переводчиков. Десять лет назад, в конце третьего курса, я и две мои однокурсницы отправились в Соединённые Штаты Америки по программе Work & Travel. Судьба нас занесла в южный штат Алабама, город Бирмингем. Первое лето в Америке было наполнено эйфорией. Всё было таким новым, интересным и непривычным. После этой поездки я загорелась желанием продолжить своё образование в США и перевелась в местный университет Бирмингема на факультет международных отношений.
По словам волгоградки, оказалось, что учеба в Америке сильно отличается от учёбы в России. Студенты могут сами составлять себе расписание, выбирать профессора и даже некоторые предметы. Если в Волгограде у студента весь день забит парами, то в Америке можно взять всего несколько предметов в семестр, совмещая учебу и работу.
— В Америке практически не ходят пешком. Это страна автомобилистов, и машина здесь не роскошь, а абсолютная необходимость. В нашем городе, как и в других среднестатистических городах Америки, практически нет общественного транспорта. В Бирмингеме редко, но можно увидеть автобусы и только в даунтауне (бизнес-центре города с небоскребами). Навряд ли вы рискнёте на них прокатиться. На них ездят в основном афроамериканцы не из самых благополучных слоёв общества, — рассказывает Елена.
Я раньше не понимала, зачем у американцев в семье у каждого по машине. «Совсем зажрались!» — думала я.
Поэтому машина — это в буквальном смысле ваши ноги. На ней ездят на работу, до близлежащего магазина, до детской площадки, до парка, до заправки. Пешком нереально: идти очень долго да и нет пешеходных дорожек. До магазина можно ехать минут пять, а вот идти пешком как минимум полчаса. Все на машине, поэтому иногда просто мечтаешь пройтись пешком и подышать свежим воздухом, но даже до места, где это можно сделать, нужно ещё доехать! Теперь я понимаю: нет машины — нет свободы передвижения.
— Поразили в Америке природа и чистота. В Бирмингеме очень много деревьев. Частные дома в буквальном смысле утопают в густой зелени. Живёшь, будто в лесу. Пыли и грязи практически нет. «Как это так?» — спросите вы. Всё очень просто: есть либо асфальт, либо газон, либо земля, припорошенная сосновыми иголками. Учитывая ещё то, что передвигаются все в основном на колёсах, грязи просто неоткуда взяться. Может, поэтому американцы ходят дома в обуви.
Американцы наигранные и фальшивые — миф
Хмурых волгоградцев и рядом не поставишь с американцами. По словам Лены, в Америке живут невероятно оптимистичные и приветливые люди. В Алабаме люди в 50 лет не думают о пенсии или смерти. Они продолжают жить полноценной и насыщенной жизнью и даже идут осваивать новые профессии.
— Абсолютным шоком в первый приезд в Америку стало то, что даже незнакомцы тебе улыбаются, здороваются и спрашивают, как дела, желают хорошего дня. «Американцы наигранные и фальшивые!» — можно часто услышать в нашей прессе и обществе, — говорит Елена. — Возможно, доля правды в этом есть. Но я лучше буду видеть наигранную доброжелательность и фальшивую улыбку, чем недовольное лицо и откровенное хамство. Знаете, что ещё не может не впечатлять в американцах? Их нескончаемый оптимизм, неувядающая надежда и тяга к жизни, несмотря ни на что. Я знаю немало примеров, когда у людей в возрасте уходили из жизни их супруги, но они спустя какое-то время находили силы жить дальше и начинали встречаться заново! Вы видели у нас хоть одну пожилую женщину, которая стала бы искать вторую половинку в 70 лет? В России двадцатипятилетним-то трудно устроить личную жизнь, что уж там говорить про людей среднего возраста и пенсионеров. Удивительно ещё и то, что среди студентов университета тоже можно часто увидеть людей в возрасте. А что? Учиться никогда не поздно, и в 50 всё может только начинаться.
О негативных сторонах жизни в Волгограде Елена говорить не хочет. По ее словам, город на Волге с каждым годом становится краше и меняется в лучшую сторону. Но многое остается прежним и замечать это неприятно.
— Последний раз, когда я была в Волгограде, порадовало наличие удобных детских площадок, новый музей, впечатляющий стадион, рестораны с хорошим сервисом. Я люблю наш город-герой, — уверяет Лена. — Это город, в котором я родилась и выросла. Это выдающийся город с богатейшей историей и великим прошлым. Первое время я очень скучала не только по семье и друзьям, но и просто по привычным улицам, ритму жизни, излюбленным местам. Конечно, в голове невольно возникали мысли, а правильно ли я сделала, так круто поменяв жизнь и уехав так далеко. Помню, за несколько недель до поездок домой, в Россию, отсчитывала дни — так сильно тянуло в Волгоград. Но прошло пару лет, закрутилась-завертелась жизнь в Америке, и скучать я стала только по людям и ездить на Родину стала реже.
Если честно, с каждой последующей поездкой в Россию у меня на многое стали открываться глаза.
Я стала замечать то, что раньше для меня было привычным: наши крохотные квартиры, грязь на улицах, «благоухающие» подъезды, хамство и нетактичность.
Но не хотелось бы фокусироваться на плохом, потому что минусы есть везде. С таким же успехом можно рассказать и о недостатках жизни в Америке.
«С декретами здесь совсем плохо: 6–8 недель стандартно»
В Америке, по словам Елены, невероятно дорогая медицина. Без медицинской страховки операция по удалению аппендицита обойдется в 30 000 долларов. Это около двух миллионов рублей.
— Конечно, в Америке другие зарплаты, но и траты тут немалые. Примерно третья часть заработка уходит на налоги. Поэтому если вам скажут, что кто-то получает, скажем, $40 000 в год, это не значит, что они приносят домой $3300 в месяц. После всех вычетов скорее останется около $2200. Медицинская страховка дорогая. В среднем $600 на семью при условии, что работодатель предлагает пакет медстрахования. Даже при наличии страховки приходится доплачивать за визиты к врачу, анализы, операции. А без страховки цены совсем заоблачные. Поэтому здесь лучше не болеть и не попадать в больницу.
Американцы, по словам Елены Бусло, тоже берут жилье в ипотеку.
— Что касается жилищных условий, большинство людей либо снимает квартиру или дом, либо выплачивает ипотеку. Ежемесячные ипотечные выплаты составят около $1000–1500 в месяц в зависимости от размера дома и его месторасположения. Отличительной чертой Алабамы является дешевизна жизни по сравнению с другими штатами страны. Если у нас можно за $500 000 купить в буквальном смысле дворец, то где-то в Калифорнии за эти деньги можно себе позволить только убогий домик.
— В США я встретила своего будущего мужа. У нас есть прекрасная дочка. Ей уже два года. Рожали в местном госпитале. Муж присутствовал на родах. Родить ребёнка в США без страховки стоит около $30 000. Со страховкой — у всех по-разному. Из нашего кармана мы выплатили пару тысяч. С декретами у них здесь совсем плохо: 6–8 недель стандартно. А дальше — мама на работу, а младенца — в садик! — восклицает волгоградка. — С таким положением дел русские женщины-иммигранты не согласны. С нашим менталитетом это кажется просто издевательством. Но деваться некуда. Садик в среднем стоит тысячу долларов в месяц. Поэтому зачастую многим мамам нет смысла даже работать. Нам повезло: первое время помогала свекровь, а сейчас моя мама. Но мы в скором времени всё равно планируем отдать дочку в садик, чтобы она смогла пройти процесс социализации и проводила время днём за полезными занятиями.
— Я допускаю возможность, что когда-нибудь, в далеком будущем, могу вернуться. Возможно, не конкретно в Волгоград, но в Россию. Мой муж обожает ездить на мою родину и с удовольствием проводит время с моими родственниками и друзьями в Волгограде. Даже пытается говорить по-русски, и у него это неплохо получается. Мы не раз обсуждали, как было бы здорово жить полгода в США, полгода в России. Мечтать не вредно! Это, конечно, пока просто фантазии. Но я искренне рада, что мужу нравится Россия. Да, в нашей стране немало трудностей и своих каких-то особенностей. Но в любой стране есть свои плюсы и минусы. Просто каждый сам выбирает, где он хочет жить и чем он готов ради этого жертвовать.
Диана Бакулина