В американской газете The New York Times вышла статья журналиста Эндрю Хиггинса, побывавшего в Волгограде, о деле бывшего главы областного Следственного комитета Михаила Музраева под названием «Падение "Темного лорда" в ширящейся борьбе за власть в России». V1.RU приводит некоторые выдержки из публикации.
— Ветеран правоохранительных органов, руководитель регионального отделения российской версии ФБР приобрёл такую страшную репутацию в южном российском городе, ранее известном как Сталинград, что когда он вошёл в местный ресторан прошлым летом, другие клиенты встали и ушли, — интригующе начинается статья.
Приводятся и свидетельства очевидцев.
— В течение нескольких минут место было пусто, — цитирует члена Общественной палаты Волгоградской области Вячеслава Черепахина американское издание. — Все в городе боялись его.
Американской аудитории газета рассказывает о задержании Михаила Музраева.
— В июне, однако, официально Михаил Музраев был вынужден под дулом пистолета выйти из машины рядом со своим домом в городе, который теперь называется Волгоград, — пишет Эндрю Хиггинс. — Группа хорошо вооруженных людей Федеральной службы безопасности — главного преемника КГБ — отправилась за ним из Москвы. Он был доставлен в Москву и заключён в тюрьму в тот же день.
Иностранное издание связывает арест Михаила Музраева с войной силовиков в России, так же как и французские СМИ.
— Арест господина Музраева нарушил тревожный баланс в центре правления президента Владимира Путина среди так называемых силовиков — обширной сети силовиков, разведчиков и военных чиновников, чья власть, ресурсы и клановое соперничество неуклонно росли в то время, когда Россия начала спрашивать, что произойдет, когда закончится якобы последний срок президента в 2024 году.
Американцы отмечают большой опыт Михаила Музраева.
— При Владимире Путине Михаил Музраев более 10 лет проработал старшим прокурором, а затем главой волгоградского Следственного комитета, — отмечает газета. — Михаил Музраев посадил в тюрьму двух мэров и начальников областной полиции, ГИБДД, антинаркотического ведомства и экстренных служб, а также целый ряд видных бизнесменов в городе на Волге.
Журналисту удалось пообщаться в Волгограде с «жертвами» Михаила Музраева.
— В интервью некоторые из них обвинили господина Музраева в том, что он разрушил их жизни якобы фиктивными уголовными обвинениями, и радовались его неожиданному падению, — делится впечатлениями корреспондент. — Но даже они не верят в выдвинутую ФСБ версию о том, что их заклятый враг причастен к покушению на губернатора области Андрея Бочарова, бывшего командира десантников, назначенного господином Путиным править Волгоградом в 2014 году.
Критически оценили американцы и покушение на волгоградского губернатора.
— Предполагаемое нападение на губернатора — смехотворно неумелый акт поджога в хорошо охраняемом элитном жилом комплексе в Волгограде — произошло три года назад, никому не причинило вреда, нанесло небольшой ущерб и ранее было объявлено раскрытым с заключением в тюрьму предполагаемых поджигателей, — отмечает издание.
— Никто не верит в эту сказку, — рассказал газете бывший следователь волгоградской полиции Роман Зайцев, ставший адвокатом. — Он был обвинен в 2017 году Михаилом Музраевым в «подстрекательстве к ложным показаниям» после того, как отказался заставить одного из своих клиентов признаться в убийстве, которое тот отрицал.
Бывший следователь праздновал арест генерал-лейтенанта.
— Роман Зайцев сказал, что он почувствовал «короткую эйфорию» и выпил шампанское, чтобы отпраздновать, узнав, что Михаил Музраев был задержан ФСБ, — пишет Эндрю Хиггинс. — Но его головокружение быстро исчезло, когда он понял, что «это не победа справедливости», а результат «борьбы между различными кланами из одной и той же системы».
— Это не борьба между добром и злом, — цитирует Романа Зайцева издание. — Это борьба зла против зла.
Американцы упоминают о гибели волгоградской судьи Татьяны Секериной.
— Среди беспорядка в системе правосудия Волгограда женщина-судья муниципального суда была найдена мёртвой возле своего жилого дома в центре города, — пишут иностранцы. — Сообщалось, что она «выпала» из окна своей квартиры на 15-м этаже.
Журналисты отметили должность Михаила Музраева при главе Следственного комитета России.
— На момент задержания в Волгограде господин Музраев, который в прошлом году покинул пост главы регионального Следственного комитета, работал специальным советником главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, — пишет газета. — Консультационная работа, похоже, не требовала большой работы — Михаил Музраев остался в Волгограде. Но она обеспечивала то, что до его ареста казалось железной гарантией защиты на высоком уровне.
Иностранное издание пришло к выводу, что дело по статье «теракт» заведено в отношении Михаила Музраева не случайно.
— Чтобы структура господина Бастрыкина, которая обычно занималась бы уголовным делом о поджоге, не могла играть никакой роли в решении судьбы Михаила Музраева, следственный департамент ФСБ в Москве классифицировал его дело как «терроризм», — отмечается в статье. — Это категория преступлений, над которыми тайная полиция имеет исключительный контроль.
Среди защитников Михаила Музраева американцы приводят его адвоката Владимира Семенцова.
— Адвокат рассказал, что тайная полиция имеет давнюю практику арестов людей с целью вымогательства денег или милостей, или просто для того, чтобы показать, кто главный, — отражено в публикации. — Во время интервью в своем московском офисе Семенцову позвонил на его мобильный телефон человек, который представился бывшим генералом ФСБ и предложил помочь урегулировать дело Музраева. После разговора адвокат сказал, что такие предложения обычно стоят дорого.
Адвокат настаивает, что Михаил Музраев — не террорист.
— Я не утверждаю, что мой клиент никогда не делал ничего неправильного, — цитируют Владимира Семенцова журналисты. — Я не знаю всей его истории, но я абсолютно уверен, что он не террорист, который пытался убить губернатора!
Американцы напоминают, что обвинения в свой адрес Михаил Музраев считает «фантазиями».
— Татьяна Степаненко, жена бывшего начальника антинаркотического отдела полиции, арестованного по обвинению в коррупции по приказу господина Музраева в 2014 году, заявила, что не испытывает сочувствия к заключенному следователю, потому что «он стал жертвой собственной системы» и должен был быть остановлен много лет назад.
— Все знали, что здесь происходит, но были слишком напуганы, — приводят слова волгоградки.
В то же время иностранное СМИ напоминает о верности Михаила Музраева политическому режиму в стране.
— До ареста господин Музраев был во многом образцовым слугой созданной господином Путиным системы, — пишет журналист. — До тех пор, пока они оставались лояльными Кремлю, правоохранительные органы при господине Путине имели полную свободу действий для своих собственных интриг, междоусобиц и защиты финансовых интересов, даже если это противоречило заявленным президентом политическим целям, таким как развитие малого бизнеса.
Статья пронизана посылом о страхе волгоградцев перед Михаилом Музраевым.
— Под видом борьбы с коррупцией, давно ставшей особенно серьёзной проблемой в Волгограде, господин Музраев так напугал местную бизнес и политическую элиту, что местная экономика рухнула. Но он гарантировал, что никто не посмеет раскачать лодку из-за страха быть арестованным его Следственным комитетом, — резюмирует издание.
Корреспонденты нашли в Волгограде и свидетельства якобы коррупции.
— Борис Изгаршев, известный местный бизнесмен, который выжил в результате покушения в 2001 году, рассказал, что его неоднократно преследовали по сфабрикованному обвинению в мошенничестве Михаила Музраева, — говорится в заметке. — Принцип был прост: если вы хотите закрыть дело, вы платите. Все его боялись и боятся до сих пор. Он ушел, но его система осталась.
Припоминают и прозвище бывшего волгоградского главы Следственного комитета.
— Михаила Музраева так боялись, что он стал известен как «ночной губернатор», ссылаясь как на его слухи о связях с преступным миром, так и на его теневые полномочия вне контроля номинальных высокопоставленных чиновников региона, губернаторов, три из которых пришли и ушли во время его пребывания на посту.
По доброй американской традиции героя публикации сравнивают с ужасными персонажами.
— Бывший следователь Роман Зайцев сравнил Михаила Музраева с Волдемортом — «Тот, Кого Нельзя Называть» — из книг о Гарри Поттере, — говорится в статье. — Он был «Тёмным Лордом Волгограда».
О развязке дела Михаила Музраева пока говорить никто не берётся.
— Пока не ясно, кто победит в битве вокруг Музраева и его деятельности в Волгограде, но уже ясно, что это было гораздо больше, чем просто провинциальная ссора, — приводится мнение профессора политологии Ивана Куриллы. — В Москве что-то происходит.