Известный волгоградский рыболов и путешественник Андрей Старков уже третий день не может покинуть государство Марокко, закрывшее границы из-за коронавируса. Пока сотни других туристов бьют тревогу, корят российские власти за бездействие, тратят последние деньги и заперты в отелях, волгоградец всех успокаивает и призывает не поддаваться панике.
«Находясь в Марокко, получить информацию невозможно!»
— Ничего страшного не происходит, — рассказал корреспонденту V1.RU волгоградский путешественник Андрей Старков. — Мы находимся в гостинице и ждём какой-либо информации о вылете в Россию. Надеемся, что это очень скоро произойдёт. У меня вылет должен был быть 18 марта. Люди всё переносят спокойно, никаких особых сложностей нет: войны нет, голода нет, эпидемии никакой нет. Всё происходит довольно спокойно.
Сотни российских туристов, которые несколько дней не могут вернуться на Родину, кооперируются.
— Русские туристы потихоньку стягиваются со всей территории Марокко в Касабланку, поскольку здесь находится международный аэропорт, — говорит Андрей Старков. — Расселяются и ждут хоть какой-нибудь информации.
Если сильных бытовых трудностей россияне в Марокко не испытывают, то с получением информации о мерах наших властей по их вызволению на родину ситуация совершенно иная.
— Основная проблема для всех связана с информацией, — пояснил волгоградец. — Мы создали чат в телеграме, где делимся адресами своих гостиниц, чтобы расселяться покомпактнее и поближе друг к другу. Через тот же чат собрали информацию о тех, кто застрял в стране.
Волгоградец спокойно ожидает, когда вопрос разрешится
— Насколько понимаю, сейчас ведутся переговоры между российским консульством и МИД Марокко о предоставлении некого самолёта и об открытии воздушного коридора, чтобы нас отсюда эвакуировать, — говорит Андрей Старков. — Это займёт несколько дней: два, три, четыре дня. Всё что нужно нам делать — ждать и оставаться на своих местах.
Критичных трудностей, по словам волгоградского путешественника, нет.
— У кого-то заканчиваются деньги, но есть родственники и знакомые, которые наверняка поддерживают туристов. Повсюду работают банкоматы, и снять деньги проблемы нет. Какой-то критичной ситуации я пока не наблюдаю, — говорит Андрей Старков. — Отношение марокканцев отличное, никаких проблем с ними нет. Я думаю, что у многих просто возникает паника из-за мер, мешающих перемещаться из одной страны в другую. Местное население относится к нам абсолютно адекватно. Туристы живут в гостиницах, вроде бы никто не голодает, никто не остаётся на улице. Более того, марокканцы предлагают свои варианты размещения для тех, кто оказался в сложной ситуации.
У наших туристов есть и определённые проблемы с питанием.
— Закрыты все рестораны и нет горячей еды, — пояснил турист из Волгограда. — Но на улице везде можно купить сэндвичи, сок, воду, консервы. С продуктами нет особых проблем. Суеты и паники на улицах нет, никто не ходит в масках. Город живёт своей жизнью, никакой драмы не происходит.
Андрей Старков уверяет, что не стоит верить тому, что показывают о российских туристах, застрявших в Марокко, по телевизору.
— Нам необходимо получать информацию от консульства о том, как ведутся переговоры и когда планируется рейс или рейсы. Это основная тема, беспокоящая всех, — поделился Андрей Старков. — Её мы получить не можем, поэтому мои знакомые в Москве каждый день пытаются дозваниваться до консульства и держать нас в курсе всех событий. Находясь в Марокко, получить эту информацию просто невозможно!
Попытки связаться с кол-центрами в России у волгоградца ничем не увенчались.
— Всё, что показывают по телевизору в России, я имею в виду информационный центр по поддержке туристов за рубежом, какие-то центры для сбора информации — это всё абсолютно фейковые истории, — заявил известный волгоградский рыболов и путешественник. — Всё это не работает, туда невозможно дозвониться. Например, указываются контакты для общения в ватсап, но сообщения, отправляемые на эти номера, даже не читаются. Это просто фейковый момент, который нужен для успокоения граждан России, что якобы ведутся какие-то работы, чтобы вернуть людей. А на самом деле это абсолютный бред и никакой информации нет. Она может быть только от консульства, людей, принимающих решения и занимающихся организацией эвакуации. Нам остаётся только ждать...
Тем не менее волгоградец уверен, что на Родине все слишком сильно подвержены панике из-за коронавируса.
— Я думаю, что в Волгограде, да и в целом России, около 80–90% населения никогда не выезжало за рубеж, — рассуждает Андрей Старков. — Поэтому для них такие, скажем, глобальные происшествия как закрытие границ, тождественны Второй мировой войне. Ещё раз подчеркну, что никакой паники нет, есть только определённые сложности с перемещением людей.
«Вышли люди в масках и халатах»
Российские туристы надеются на скорейшие меры властей по вызволению и делятся своими историями.
— Мы самостоятельные путешественники из Калининграда, 18 человек, вылетели из Варшавы в Марракеш 11 марта, когда ещё Марокко была «чистой» страной, — рассказал Дмитрий Поликовский. — Успели посетить Фес и Шефшауэн. Вот в Шефшауэне уже нас застало внезапное закрытие всех кафе. Приехала на центральную площадь полиция или национальная гвардия — форма была зелёной, затем приехал красный микроавтобус с надписью «Гражданская оборона». Вышли люди в масках и халатах, с носилками, и чуть позже занесли старика. Наутро все улицы медики вычищали и обрабатывали дезинфицирующими растворами с ярким запахом хлорки. Также люди в защитных костюмах обрабатывали салоны такси.
Калининградцы перебрались в Касабланку, где находится российское генконсульство.
— Мы переехали в Касабланку, далее провели две ночи в Эссуэйре, — говорит Дмитрий Поликовский. — Вчера в Эссуэйре уже ситуация резко изменилась: утром проехали по улицам полицейские с громкоговорителем и «автозак» с зарешеченными окнами, объявили, что все должны покинуть улицу. Нас с крыльца на центральной улице старого города резко и безапелляционно попросили пройти внутрь отеля. Лавки с едой закрылись. Днём без препятствий дошли до арендованных нами микроавтобусов и съездили в супермаркет, запаслись едой на два дня.
По улицам Марокко ходят дружинники.
— Вечером после заката прошлись группой из восьми человек по пляжу, а возвращаясь в отель, встретили «народную дружину» из молодежи около 10 человек, с повязками на руке в виде национального флага, — поделился калининградец. — Они сначала были настроены довольно резко, но смягчились, услышав, что мы русские. Нам ещё раз разъяснили, что выходить из отелей можно только за продуктами и в аптеку.
Закрываются и отели, а туристам приходится искать место для ночлега.
— Следующий отель с сегодняшнего дня у нас должен был быть в Агадире на две ночи, но он аннулировал бронь по причине закрытия на карантин, — продолжает Дмитрий Поликовский. — Сейчас едем в Касабланку, где забронировали номера в отеле Marrocan House на неопределённый срок. Списки на эвакуацию отправили в консульство ещё в понедельник утром — 15 марта. Ещё 13 марта отменили наш рейс в Варшаву, мы 14-го выкупили примерно по 25000 рублей билеты на S7, но и эта бронь была аннулирована. Денег пока никто обратно не получил.
Туристы потеряли много денег.
— Таким образом сейчас у нас у каждого «сгорели» билеты на самолёт WizzAir до Варшавы на 25 марта и на S7 Марракеш — Москва — Калининград на 26 марта, а также зависли средства, предоплаченные за ночёвки с 20 по 25 марта в Агадире и Марракеше, — считают убытки туристы. — С сегодняшнего дня запрещается передвигаться по улицам без уважительной причины, а значит, будут трудности даже с походами в магазин. Также мы, скорее всего, сдадим прокатные микроавтобусы и потеряем мобильность, будем привязаны к отелю в Касабланке, и в случае вылета из другого города рискуем не попасть в аэропорт. Конечно же, есть проблема с горячим питанием, а группа наша не молодая — от 35 до 70 лет, это важно для поддержания здоровья и иммунитета.
«Консульство молчит»
В тг-чате российских туристов можно найти сотни подобных историй.
— Четыре дня мы в ожидании эвакуации, — пишет девушка. — Консульство молчит. Даже примерных сроков нет. Больше 400 россиян и граждан СНГ. Иностранцы шарахаются, держат дистанцию, смотрят косо, кто-то даже обзывает «корона», «вирус». Уже страшно кашлянуть или чихнуть...
⠀
Сейчас российские туристы сталкиваются со многими трудностями.
— В Марракеше наших не пустили в автобус. У других украли сумку прямо рядом с полицейским, — делятся друг с другом туристы. — По улицам ездят жандармы и просят всех скрыться. Девушку в Эссуэйре затолкали обратно в отель и не дали выйти. Я не знаю, что льют в уши местным марокканцам СМИ, но мы наблюдаем тотальную смену улыбок и гостеприимства на косые злобные взгляды. Как будто это мы их заразили, как будто мы «проказа». Арабский мир, мы всё равно здесь чужие, а теперь ещё и нежелательные гости. Среди 400 россиян много пожилых, есть люди с астмой, у которых заканчиваются лекарства. Банально — контактные линзы купить невозможно: оптики закрыты. Проживающие в отелях заваривают доширак и заказывают доставку в номер.
В городах ситуация более стабильная.
⠀
— В крупных городах напряжение только нарастает, в то время как деревни уже сошли с ума, — отмечают российские туристы. — Иностранцев отказываются заселять в отели, даже при наличии оплаченных броней. МИД тянет время, европейцев уже вывезли, а мы кто? Лица без гражданства? Или вы там так заняты закупкой гречки и туалетной бумаги?
15 марта французские туристы в Марокко пели Марсельезу и просили президента Макрона прислать за ними самолёт. По такому же пути собираются идти и россияне.
— Давайте кричать: «Макрон, пришли и за нами самолет». Пора просить убежища в другой стране, нашим похоже с...ть. Это же просто суперхайп! Такое позорище для РФ, — обсуждают планы наши туристы. — А если серьёзно, то нужно всем собраться в аэропорту и спеть гимн России, чтобы местные власти занервничали и связывались с российскими для быстрой отправки.
Наши соотечественники тратят последние деньги и поскорее хотят вернуться в Россию.
— Я понимаю, марокканцам, наверное, страшно, но нам тоже. Мы в чужой стране и не знаем, когда вернёмся домой. Здесь все очень быстро происходит, каждый день становится все менее комфортно, и просто начинают заканчиваться деньги, — делятся бедами россияне. — На фоне всех этих тревожных событий мы видим, как забирают своих граждан другие страны, и мы в ужасе от того, вернут ли обратно нас. Возможно на то, что это происходит так долго, есть веские причины, но посмотрите на ситуацию нашими глазами — в любой момент мы можем остаться без жилья и нормальной еды. Не осуждайте нас, мы уже здесь и ничего не можем изменить, просто помогите вернуться домой, мы граждане РФ, мы имеем на это право!