V1
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Волгограде

Погода+20°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +20

0 м/c,

756мм 64%
Подробнее
USD 82,63
EUR 89,09
Страна и мир подробности Идеи для отпуска — Чуйский тракт. Мы проехали по самой красивой дороге страны — показываем, что и где посмотреть

Идеи для отпуска — Чуйский тракт. Мы проехали по самой красивой дороге страны — показываем, что и где посмотреть

Сфотографировали для вас старинные города, магические горы, петроглифы и живописные перевалы

Дорога до Гейзерового озера рядом с селом Акташ

В этом году исполнилось 100 лет Чуйскому тракту — дороге, которая проходит через три региона к границе с Монголией. НГС запустил серию публикаций, посвященных этой дате. Мы уже рассказали историю строительства Чуйского тракта — о том, что проектировал дорогу автор романа «Угрюм-река» Вячеслав Шишков, про отважных водителей, которым ставят памятники, и о тысячах заключенных, погибших во время стройки. Съемочная группа НГС проехала по всему Чуйскому тракту. При желании до Монголии можно доехать и за день, но мы задержались в самых интересных и красивых местах — что мы увидели, расскажем в обзорном материале с яркими фото и видео.

Даже если вы уже были на Алтае и знаете, как он выглядит, посмотрите этот ролик — наверняка откроете для себя что-то новое

Формально Чуйский тракт начинается на территории Новосибирской области, хотя исторически начало пути было в Бийске. Именно поэтому возле Музея Чуйского тракта в центре города установлен памятник нулевому километру.

Нулевой километр Чуйского тракта — памятник, установленный в Бийске, в месте исторического начала пути, соединяющего Россию с Монголией и Китаем

Музей Чуйского тракта вы не проедете. Вместе с нулевым километром это и будет первая достопримечательность, которой можно посвятить какое-то время. Кстати, если решите зайти в музей, знайте, что работает он только пять дней в неделю, со среды по воскресенье. А на экскурсии нужно записываться по телефону.

Музей расположен в здании купца Варвинского, построенном в 1911 году

Музей небольшой, но экспозиции очень информативные, особенно много фотографий, которые погружают в атмосферу начала прошлого века. В музее даже есть настоящие колёса, которые почувствовали на себе характер легендарной дороги.

Бийск основан в 1709 году

Здание Музея построено в 1910–1911 годах. Можно сказать, что это визитная карточка города, хотя, если пройдете чуть дальше по центральной улице, окунетесь в историю города Бийска, которому, кстати, уже больше 300 лет.

На первом фото — граница с Республикой Алтай. На втором фото — оператор Антон Дигаев с рюкзаком фотографа Александра Ощепкова

Дальше можно сделать остановку на въезде в Республику Алтай. Немного передохнуть, сфотографироваться в красивой беседке, погладить металлического пса. Говорят, желательно помочить лицо водой из Катуни, чтобы задобрить духов. Возможно, это просто придумал наш фотокорреспондент, но на всякий случай мы так и сделали, тем более в тот день было жарко.

Расстояние от Новосибирска до Чемала по прямой — около 450 километров

Для неискушенных туристов Алтай начинается уже в Чемальском районе. А бывалые говорят, что «настоящий» Алтай не здесь и вся красота будет дальше. А пока мы двигаемся по Чуйскому тракту и заезжаем в столицу республики — Горно-Алтайск. Кстати, это вообще единственный город в Горном Алтае.

Смотровая площадка на горе Туу-Кайа в Горно-Алтайске

Население Горно-Алтайска — чуть больше 60 тысяч человек, но выглядит город на все 100 в прямом и переносном смысле. Набережная, гора со смотровыми площадками, футбольные поля и парки. Одна из главных достопримечательностей — национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина. Из более простых, но дорогих развлечений — колоритное кафе «Типография», которое находится в бывшей настоящей типографии. Кстати, в здании сохранились действующие станки, которые даже можно потрогать.

Горно-Алтайск — столица и единственный город в Республике

От Горно-Алтайска до Семинского перевала — около 150 километров. Дорога не покажется скучной, потому что рельеф меняется: от утопающих в зелени гор до возвышенностей, словно покрытых верблюжьей шкурой. Дальше горы более самодостаточные, немного отрешенные от всего мирского — людей и мельтешащих машин у их подножья. Надо сказать, что Чуйский тракт — дорога почти идеальная. Покрытие, разметка, даже повороты не такие крутые и ехать не так сложно, как кажется.

На большей части Чуйского тракта — двухполосное движение

Просто только когда небольшой трафик — в июле будет сложнее, обгон на таких участках — почти экстрим. Вообще подъем и спуск на Семинском перевале — довольно плавный, так что можно даже не заметить, где он начинается и где заканчивается. Но стелу вы не проедете. Рядом бойко торгуют сувенирами и монгольским кашемиром, полно закусочных — словом, место привала.

В сувенирных лавках можно купить почти всё, что есть на Алтае: от медовухи до шкуры медведя

На перевале Чике-Таман (659-й километр) еще красивее. Ощущение восторга настигнет уже на главной смотровой площадке, где стоит памятник строителям Чуйского тракта. Любителям побродить по рыночкам здесь понравится: за углом развернулась настоящая ярмарка с сувенирами, местной медовухой и национальной кухней. Кажется, что Чике-Таман выше, чем Семинский, но на самом деле нет.

На смотровой площадке перевала Чике-Таман. Памятник строителям дороги

Коровы, кони, козлики и ягнята достойны отдельного репортажа. Алтай без рыжих копытных — не Алтай. Стадо по привычке неспешно переходит оживленную трассу, а маленькие барашки заставляют туристов держать за них кулачки, потому что страшно смотреть, как малыши прыгают по узким горным тропинкам.

Рыжие коровы сопровождают туристов даже в совсем диких районах

В Онгудайском районе горы уже другие. Обратите внимание на Катунские террасы — как будто это искусственные стены, построенные из камня. Одной из причин появления террас называют мощные потоки воды во время таяния ледников.

Место слияния двух рек — через 11 км после села Иня

Следующая туристическая отметка — слияние Чуи с Катунью, это примерно на 713 километре Чуйского тракта. Где Чуя и где Катунь — поймете по цвету, разница особенно заметна летом: в Катуни вода изумрудная или бирюзовая, кому как покажется. А Чуя — река брутальная, вода в ней мутного коричневатого оттенка.

До Монголии почти 1000 километров — рельеф постоянно меняется

Дальше можно остановиться у порога Турбинный. Считается, что это сложный порог для сплавщиков, которые пытаются усмирить характер буйной алтайской реки Чуи. В ясную погоду уже можно увидеть Актру — одну из вершин Северо-Чуйского хребта.

В сезон из-за трафика дорога будет сложнее

Одна из самых интересных достопримечательностей — петроглифы Калбак-Таш. Это одно из древнейших святилищ на территории Республики Алтай. Вход платный — 200 рублей с человека. Можно заказать отдельно экскурсию.

Древнее святилище Адыр Кан в долине реки Чуя

Чуйский оленный камень на 728 километре. Сам камень — это стела высотой около полутора метров. Высеченное лицо воина не оставит вас равнодушными — кажется, что он видит туриста, с какого бы угла тот ни подошел. Камень — это часть святилища Адар-Кайа. Возраст артефактов — более 2,5 тысячи лет, а само святилище относится к эпохе бронзового века. Подножье горы Адар-Кайа покрывают 100 петроглифов, на большей части рисунков изображены животные. Здесь нет никакого платного входа. Только не наносите свои «петроглифы».

Самая распространенная тема наскальных рисунков — животные

Скала Белый Бом — тоже природная достопримечательность. В известняках Белого Бома находится пещера с одноименным названием. Протяженность ходов пещеры — 146 метров.

До этого здесь был другой памятник водителям Чуйского тракта. Сейчас он находится в Музее Чуйского тракта

Примерно через километр после Белого Бома вы увидите участок старого Чуйского тракта. Там же памятник отважным водителям. Второе название — памятник Кольке Снегиреву — отчаянному водителю, герою легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Если коротко, это история про отчаянную губительную мужскую любовь. Ну, и про опасную дорогу, конечно.

Проход до Гейзерового озера — платный

Акташ — село в Улаганском районе. Здесь много туристических баз, кафе и магазинов — удобно сделать перерыв в путешествии. Примерно в 7 километрах от Акташа находится одно из самых необычных озер Алтая — Гейзеровое озеро. Проход к достопримечательности только через базу, стоит 100 рублей с человека. Озеро того стоит, особенно хорошо, когда никого нет и слышны таинственные звуки дикой природы.

Доехать до алтайского Марса не так просто. Часто туристы заказывают доставку на внедорожниках

Если вы остановились в Акташе, рядом (в 70 километрах) находятся известные марсианские пейзажи (Марс-1, Марс-2, Луна). О том, как туда добраться и сколько это стоит, мы расскажем в одной из следующих публикаций, посвященных Чуйскому тракту.

Строительство Чуйской ГЭС началось еще в начале 1960-х

Дальше, по пути к Монголии — Чуйская ГЭС (Акташская ГЭС). Это недостроенная заброшенная гидроэлектростанция на 799 километре Чуйского тракта. Выглядит как будто нерукотворное строение, издалека чем-то похоже на остров Пасхи.

Курайская степь расположена в зоне резко континентального климата

Курайская степь. Горы как будто отошли от дороги, словно смотрят со стороны, что там происходит в сёлах.

Почти на границе с Монголией

Бесцеремонные ветра в приграничном районе чуть ли не сносят машину. Здесь уже нет таких крутых поворотов. Дорога прямая — включаем музыку громче и мчимся в сторону Ташанты, к границе. На холме огромные буквы «Я люблю Ташанту» и качели, с которых видно пограничный заборчик. Ветер как будто пытается спросить, что мы все здесь забыли и не хотим ли уже вернуться. Хочется, чтобы эти ветра унесли все грустные мысли и сказали: всё хорошо, всё так, как и должно быть в этом прекрасном мире.

Ташанта — крайний юго-восточный населенный пункт на Чуйском тракте

В следующих сериях мы расскажем про Бийск и Горно-Алтайск, подсчитаем, сколько стоит путешествие по Чуйскому тракту. Покажем марсианские поля и приграничные сёла.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем