Страна и мир подробности

На Мальдивы за 40 тысяч! Как взять горящий тур и не нарваться на мошенников

Такие путевки помогут сэкономить, но для туроператоров они весьма невыгодны

Собираться в путешествие по горящему туру иногда нужно очень быстро — за два-три часа до вылета

«Предлагаем горящие туры в Египет! На 6 ночей! Низкие цены!» Наверняка вы часто сталкивались с такими предложениями от турагентств, когда собирались в путешествие. Но всегда ли горящие туры оказываются выгодой для туриста? И как не стать жертвой мошенников, соблазнившись низкими ценами? Разобрались, в чём плюсы и минусы горящих путевок.

Горящие туры: хорошо или плохо?

Вообще горящий тур с точки зрения туристического бизнеса является сбоем в системе: по словам редактора портала Profi.Travel Антона Тримайлова, это означает, что туроператор не рассчитал свои возможности по продажам, либо произошел какой-то серьезный сбой, который нельзя было предусмотреть (эпидемия, беспорядки в стране, куда оформлен тур, или другое).

— На дату вылета образуется избыток свободных мест, который надо каким-то образом заполнять, чтобы не улететь в минус — так и появляются горящие туры, — рассказал Антон Тримайлов. — В свое время они частенько возникали, когда туроператоры были заказчиками перевозок и ставили большой объем чартеров, фрахтовался большой объем перевозок. К моменту вылета, примерно за два дня до этого, становилось понятно, что самолет не заполняется полностью. А в чартерной перевозке стоимость туров рассчитывается таким образом, что самолет должен улетать полным, любое свободное кресло — это убыток. Поэтому всегда его лучше продать дешево, чем не продать совсем.

Президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев объяснил, что горящие туры обрели наибольшую популярность в 2007–2009 годах, когда на авиарынке был переизбыток международных перевозок:

— Был период, когда по целому ряду направлений туры стоили 5–8 тысяч рублей, включая прямой авиаперелет до точки пребывания, трансферы, проживание в отеле — естественно, в самом простом, но тем не менее — и даже какое-то примитивное питание. Понятно, что такие спецпредложения, особенно в короткий срок до вылета, могут быть всегда, но тогда их можно было найти в течение полутора месяцев. Это сильно деформировало представление о ценообразовании у потребителей. Но, хоть это и негативное влияние, потребители во многом выигрывали — в этом были и плюсы.

Обычно именно так выглядят разделы с горящими путевками на турсайтах

Главным плюсом горящих туров является их цена — турагентство оставляет без изменения всю программу пребывания, при этом отказываясь от всех наценок. Но, по словам Антона Тримайлова, горящие туры составляют небольшой процент продаж у операторов, и они планируют деятельность так, чтобы их количество не увеличивалось.

— Такого, что были туры по 100 тысяч, а продают по 60, практически не осталось — это либо отказные туры, либо какие-то еще, — пояснил эксперт. — Сейчас очень распространена такая разновидность как бронирование по спецпредложению — это обычно предлагают отели совместно с туроператорами. Чаще всего это реализуется в виде бесплатных апгрейдов: вы платите те же деньги, но вам добавляют что-то к брони. Как правило, это идет от отелей — могут либо билеты в аквапарк дать, либо включить экскурсию.

Недостатки горящих туров заключаются в том, что собираться в путешествие нужно быстро — например, в течение двух-трех часов. Кроме того, нет никакой возможности изменить условия тура и место назначения, а также дату вылета, количество дней пребывания и экскурсионную программу.

Сейчас туроператоры в принципе стараются делать так, чтобы горящие туры появлялись реже, но в нынешней обстановке особо стараться и не приходится — по словам Антона Тримайлова, дефицит направлений такой, что спрос значительно превышает предложение.

— Бывает такое, что туристы исходя из своих убеждений приходят в агентство, начинают просить горящие туры. Но им сейчас просто неоткуда взяться. Какое бы направление мы ни рассмотрели, ту же Турцию: в прошлом году семья из двоих человек могла улететь за 120 тысяч, сейчас за 400 тысяч — в то же самое время, — подытожил эксперт.

Как правильно выбрать тур?

Михаил Мальцев рекомендует туристам, которые хотят отправиться в путешествие по горящим путевкам, не делать на них откровенную ставку, если есть привязка к определенной дате (отпуск, каникулы и прочее). Президент Уральской ассоциации туризма считает, что из-за нехватки перевозок, закрытия прямых европейских направлений и сокращения рейсов в Турцию возник очевидный дефицит туров.

— В качестве примера: на стартующие в июле рейсы в Египет и на прямые рейсы в ОАЭ, где жара смертельная, все кресла проданы, причем по довольно высокой стоимости, — объяснил Михаил Мальцев. — В этой ситуации делать ставку на горящие туры я бы не стал. Тем не менее если человек не привязан к дате, можно держать упакованный чемодан с пляжными принадлежностями и через турагента узнавать, когда может выпасть возможность поездки. Вполне возможно, что кто-то откажется от тура по какой-то причине за несколько часов или за день. Тогда за небольшие, порой символические деньги, человеку остается его купить и отправиться на отдых. Но для сторонников запланированного отдыха, более придирчивых, взыскательных людей в отношении жилья такой способ, конечно, рекомендовать нельзя.

Антон Тримайлов напомнил, что сейчас горящие туры не так распространены, как раньше. Тогда у операторов не было возможности тщательно проанализировать рынок и спланировать деятельность так, чтобы избежать подобных случаев.

— Сейчас функционирование горящих туров — не такая массовая история, которая была 10 лет назад. Тогда у туроператоров не было глубокой аналитики по рынку — когда пики продаж, когда нужно ограничивать объемы планирования. Теперь у всех накоплена база, все видят, как меняется рынок, — цены могут снижать, но не сильно. В теме раннее бронирование — по нему отели выставляли хорошие цены, и за три-четыре месяца, максимум полгода, можно было забронировать более-менее хорошие номера. Но сейчас горизонт планирования сузился до такого состояния, что сложно об этом говорить.

Кроме того, нужно внимательно смотреть на условия горящей путевки — по словам Антона Тримайлова, некоторые турагентства могут заманить людей громкой рекламой, которая не раскрывает подробностей.

— Бывает, что в турагентствах пишут — «Мальдивы за 80 тысяч». Но потом выясняется, что это на одного человека с проживанием в хостеле на острове, куда продукты завозят на лодке. Экзотика, но не те Мальдивы, про которые постят фотографии. И вообще если у туроператора появляются горящие туры на всё, это повод не покупать их — ни к чему хорошему это не приведет, — считает эксперт.

Избавляемся от мошенников

Горящие туры — такой же хороший прием для мошенников, как и махинации с любыми другими турами. Редактор портала Profi.Travel Антон Тримайлов в первую очередь советует обратить внимание на то, в каком агентстве вы оформляете поездку.

— Если оно в торговом или офисном центре — не поленитесь, зайдите к арендаторам соседним, спросите, давно ли у них здесь это агентство, — объяснил эксперт. — Узнайте, может, они сами уже пользовались их услугами. Ведь для любого турагента соседние арендаторы — это клиент № 1, те, с кого он начинает продажу. Если он заезжает в какой-то офис, в торговый центр, то берет с собой коробку печенек, буклеты и идет по всем офисам знакомиться, предлагать свои услуги. Первые, на кого ему нужно ориентироваться сейчас — соседние продавцы, сотрудники офисов и так далее. Если в торговый центр заехало турагентство, через неделю о нем должны знать все, иначе это нехорошее турагентство.

Президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев добавил, что тур лучше всего приобретать у проверенного оператора, которого очень хорошо знаешь:

— Если отношения с агентством выстроены на протяжении многих лет, то это определенная гарантия качества. Когда оператор и агентство работают в правовом поле, турист защищен даже на случай банкротства. Если же человек отправляет деньги непонятно кому, без договора и платежных документов, то он существенно рискует. И здесь речь не только о горящих турах, а обо всех в принципе.

Второй совет: не оставлять предоплату на личные карты менеджеров, а переводить деньги только на расчетный счет агентства.

— Не делайте никаких переводов на личные карты, это прямой путь к тому, чтобы эти деньги никогда не увидеть, — считает Антон Тримайлов. — Все переводы только на расчетный счет, это можно делать дистанционно, даже не обязательно ехать на заключение договора — его можно получить и подписать через электронную почту, в мессенджере, как угодно. Если случится какая-то история, вы можете легко доказать, что переправили деньги, потому что они были привязаны к договору, в нем были прописаны обязанности операторов, агентов и всех остальных — в этом случае вы защищены.

По словам Антона Тримайлова, большинство случаев происходят из-за того, что деньги отправляют на карты «сотрудников» турагентств. В полиции потом будет сложно доказать, что вы действительно направляли эти деньги на покупку тура, а не чтобы, например, отдать долг, или сделать подарок, или пожертвовать на лечение ребенка.

Что еще почитать по теме?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем