Каждый год более миллиона человек со всего мира приезжают в Волгоград, чтобы вживую посмотреть на масштабный монумент «Родина-мать зовет!». В этом году к знаменитой достопримечательности приковано повышенное внимание: Родина-мать стала главным символом юбилея Великой Победы. Какие тайны хранит один из самых известных и любимых памятников страны, что скрывает внутри и почему стоит увидеть монумент-легенду минимум дважды в жизни — читайте в статье.
«Рано радоваться мирной жизни»
Каждый школьник сегодня знает, что Родина-мать создавалась в память о Сталинградской битве, перевернувшей ход Великой Отечественной. Идея превратить Мамаев курган в грандиозный мемориальный комплекс впервые зазвучала еще до окончания войны. А в 1958 году в стране объявили конкурс на разработку памятника-ансамбля.
Победил технический проект скульптора Евгения Вучетича и архитектора Якова Белопольского. Правда, на первых утвержденных чертежах главный монумент выглядел иначе: рядом с матерью-Родиной преклонял колени солдат. Вместо привычного сегодня меча женщина держала в руках знамя Победы и сноп колосьев — символ наступившей мирной жизни.
Рабочие уже готовили фундамент под 25-метровую скульптуру матери и солдата, когда стало понятно — композицию нужно менять. Заслуженный архитектор Федор Лысов вспоминал: «Все мы, причастные к этому памятнику, в том числе и сам автор Е. В. Вучетич, ощущали определенную неудовлетворенность. Причина в том, что защита Сталинграда еще не Победа… Сталинградская битва знаменовала собой только середину Отечественной войны, и венчать памятник Героям Сталинградской битвы должна не статичная двухфигурная композиция, повествующая о начале мирной жизни, а, наоборот, призывающая к энергичным действиям».
Евгений Вучетич отправился в Москву согласовывать изменения — найти то самое решение удалось далеко не сразу, но в Сталинград скульптор вернулся, воодушевленный новой идеей. «Вечером он показал нам у себя на квартире гипсовую модель, размером около метра, где мы увидели совершенно новое предложение, — писал Федор Лысов. — Появилась динамичная, порывистая фигура женщины, Матери-Родины, с высоко поднятым мечом в правой руке, в стремительном порыве призывающей своих воинов к решительным схваткам для окончательного разгрома ненавистного врага».
Портрет эпохи
Суровое волевое лицо, гневно сдвинутые брови, кричащий широко открытый рот и развевающиеся на ветру волосы — именно такой знают Родину-мать уже несколько поколений. Те самые черты культовая скульптура обрела не сразу.
— Эскизы у нас не сохранились, однако есть тот первый вариант из гипса, примерно метр высотой. Там позировала другая модель, фигура тоньше и черты лица другие, — рассказывает внук скульптора и его полный тезка Евгений Вучетич. — Дед работал с разными моделями, но окончательный вариант ближе всего к портрету его жены Веры Вучетич (1922 — 2020). Но так как портрет реального человека на памятнике мирового значения был недопустим, то скульптор внес изменения в черты лица и фигуры.
Считается, что фигурой Родина-мать похожа на советскую спортсменку-дискоболку Нину Думбадзе. Более того, искусствоведы находят общие черты с Марсельезой на парижской Триумфальной арке и античными статуями.
— Дед в своем творчестве хотел, чтобы в его скульптурах и архитектуре была представлена история европейского искусства, начиная с Древней Греции. Так, например, фигура Родины-матери отсылает зрителя к Нике Самофракийской, поставленной в Афинах после войны греков с персами, лицо — это образ, близкий к революционной Франции: та же «Свобода на баррикадах» Делакруа и другие известные образы, — отмечает Евгений Вучетич.
Строили всей страной
Итак, вместо изначальной 25-метровой композиции из двух фигур решено было возводить памятник 36-метровой высоты. Однако размер еще увеличили: по одной из версий, по просьбе Никиты Хрущева, чтобы превзойти статую Свободы в Нью-Йорке. В итоге рост Родины-матери составляет 52 метра, и это если измерять от основания до макушки. С мечом в руке — все 85 метров.
Строительство такого гигантского монумента стало настоящим инженерным вызовом. Изначально площадка готовилась под памятник меньшего масштаба, так что на холм пришлось дополнительно отсыпать 150 тысяч тонн грунта, чтобы местная глинистая почва не «поплыла» под весом конструкции. Фигура весом 8 тысяч тонн стоит на бетонной плите двухметровой толщины, та покоится на 16-метровом фундаменте, большая часть которого скрыта под землей.
На монтаж одних только строительных лесов для возведения монумента ушло полтора года и более тысячи тонн металла. На площади установили модель Родины-матери в масштабе 1 к 10, со срезами каждые 5 сантиметров. Слой за слоем параметры фигуры переносили в десятикратном увеличении на фанерные листы, и уже по ним создавали гипсовую опалубку для скульптуры в натуральную величину.
В отличие от многих известных памятников, Родина-мать не отлита из бронзы и не высечена в камне. Для создания мемориала таких грандиозных размеров использовали наиболее доступный в послевоенные годы материал — бетон. Его днем и ночью подвозили на площадку самосвалы, на машинах даже закрепили специальные флажки, дающие право проезжать на красный свет.
Меч скульптуры изготовлен из титанового сплава, причем первый вариант уже после открытия памятника пришлось заменить: титановая облицовка гудела и грохотала на ветру, а сам меч угрожающе раскачивался, рискуя обрушиться вместе с держащей его рукой. Ведь нагрузка на него сравнима с теми, что испытывает в полете крыло самолета. Конструкцию усовершенствовали, на новом клинке, изготовленном теперь из фторированной стали, сделали специальные отверстия, гасящие ветер. После успешных испытаний в огромной аэродинамической трубе меч «вручили» Родине-матери — он исправно служит уже более полувека.
Впечатляющая снаружи, загадочная внутри
«Внутренний мир» Родины-матери часто сравнивают с многоквартирным домом: фигура состоит из полых бетонных ячеек размером примерно 3 на 3 метра. Через всё «тело», подобно тросам лифта, протянуты стальные канаты, каждый из которых выдерживает нагрузку в 60 тонн — это необходимо для прочности металлокаркаса.
Наверх ведет внутренняя лестница из двухсот с лишним ступеней — можно пройти в любую из «комнат»-ячеек, подняться в голову, руки и полые шарфы. В правой руке есть лаз, позволяющий проползти в полость меча. Разумеется, исключительно в целях техобслуживания — экскурсии внутри Родины-матери не водят, и никаких смотровых площадок или ресторанов для партийной элиты здесь не было, хотя разные легенды в свое время ходили.
Еще один поражающий воображение факт — скульптура никак не закреплена на основании и стоит подобно шахматной фигуре на доске. Солидный вес надежно удерживает массивную статую на месте. Центр тяжести досконально выверен и просчитан, а в конструкции памятника предусмотрены специальные гидравлические домкраты: если когда-нибудь монумент начнет крениться, его сразу удастся выровнять.
Стоит увидеть минимум дважды
Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане торжественно открыли 15 октября 1967 года. С тех пор миллионы людей со всего мира каждый год приезжают в Волгоград, чтобы увидеть величественное зрелище. Долгое время Родина-мать была самой высокой статуей на планете, и до сих пор лишь немногим удалось побить этот рекорд.
В 2011 году мемориальный комплекс включили в список особо ценных объектов культурного наследия нашей страны. Также Родина-мать в Волгограде входит в число семи чудес России, вместе с Петергофом и храмом Василия Блаженного.
С 2016 года ко Дню Победы на Мамаевом кургане устраивают грандиозную мультимедийную инсталляцию, которая каждый раз трогает тысячи зрителей до слез. У подножия памятника разворачивается кинохроника военных лет, а сама скульптура в лучах прожекторов в какой-то момент становится ослепительно золотой.
Впрочем, и без спецэффектов монумент производит сильное впечатление. При свете дня Родина-мать поражает своими масштабами и мощью. Ночью же ее фигура словно парит над землей, отражаясь в водной глади на площади «Стоять насмерть». Так что на частый вопрос, в какое время суток лучше всего посетить памятник, ответ у каждого свой. Но большинство людей сходится во мнении: если есть возможность, Родину-мать стоит увидеть как минимум дважды.