Страна и мир Седьмое чудо России: как создавалась легендарная Родина-мать в Волгограде

Седьмое чудо России: как создавалась легендарная Родина-мать в Волгограде

И какие тайны скрывает внутри

Говорят, Родину-мать стоит обязательно увидеть хотя бы два раза в жизни | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUГоворят, Родину-мать стоит обязательно увидеть хотя бы два раза в жизни | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Говорят, Родину-мать стоит обязательно увидеть хотя бы два раза в жизни

Источник:

Каждый год более миллиона человек со всего мира приезжают в Волгоград, чтобы вживую посмотреть на масштабный монумент «Родина-мать зовет!». В этом году к знаменитой достопримечательности приковано повышенное внимание: Родина-мать стала главным символом юбилея Великой Победы. Какие тайны хранит один из самых известных и любимых памятников страны, что скрывает внутри и почему стоит увидеть монумент-легенду минимум дважды в жизни — читайте в статье.

«Рано радоваться мирной жизни»

Каждый школьник сегодня знает, что Родина-мать создавалась в память о Сталинградской битве, перевернувшей ход Великой Отечественной. Идея превратить Мамаев курган в грандиозный мемориальный комплекс впервые зазвучала еще до окончания войны. А в 1958 году в стране объявили конкурс на разработку памятника-ансамбля.

По первоначальному замыслу на пике Мамаева кургана должны были возвышаться две фигуры: женщина со знаменем и снопом в руках и припавший рядом на колено солдат | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUПо первоначальному замыслу на пике Мамаева кургана должны были возвышаться две фигуры: женщина со знаменем и снопом в руках и припавший рядом на колено солдат | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

По первоначальному замыслу на пике Мамаева кургана должны были возвышаться две фигуры: женщина со знаменем и снопом в руках и припавший рядом на колено солдат

Источник:

Победил технический проект скульптора Евгения Вучетича и архитектора Якова Белопольского. Правда, на первых утвержденных чертежах главный монумент выглядел иначе: рядом с матерью-Родиной преклонял колени солдат. Вместо привычного сегодня меча женщина держала в руках знамя Победы и сноп колосьев — символ наступившей мирной жизни.

Рабочие уже готовили фундамент под 25-метровую скульптуру матери и солдата, когда стало понятно — композицию нужно менять. Заслуженный архитектор Федор Лысов вспоминал: «Все мы, причастные к этому памят­нику, в том числе и сам автор Е. В. Вучетич, ощущали определенную неудовлетворенность. Причина в том, что защита Сталинграда еще не Победа… Сталинградская битва знаменовала собой только середину Отечественной войны, и венчать памятник Героям Сталинградской битвы должна не статичная двухфигурная композиция, повествующая о начале мирной жизни, а, наоборот, призывающая к энергичным действиям».

Евгений Вучетич отправился в Москву согласовывать изменения — найти то самое решение удалось далеко не сразу, но в Сталинград скульптор вернулся, воодушевленный новой идеей. «Вечером он показал нам у себя на квартире гипсовую модель, размером около метра, где мы увидели совер­шенно новое предложение, — писал Федор Лысов. — Появилась динамичная, порывистая фигура женщины, Мате­ри-Родины, с высоко поднятым мечом в правой руке, в стремительном порыве призыва­ющей своих воинов к решительным схваткам для окончательного разгрома ненавистного врага».

Портрет эпохи

Суровое волевое лицо, гневно сдвинутые брови, кричащий широко открытый рот и развевающиеся на ветру волосы — именно такой знают Родину-мать уже несколько поколений. Те самые черты культовая скульптура обрела не сразу.

— Эскизы у нас не сохранились, однако есть тот первый вариант из гипса, примерно метр высотой. Там позировала другая модель, фигура тоньше и черты лица другие, — рассказывает внук скульптора и его полный тезка Евгений Вучетич. — Дед работал с разными моделями, но окончательный вариант ближе всего к портрету его жены Веры Вучетич (1922 — 2020). Но так как портрет реального человека на памятнике мирового значения был недопустим, то скульптор внес изменения в черты лица и фигуры.

В доме-музее Вучетича в Москве, где располагалась его мастерская, и сегодня можно увидеть уменьшенный макет Родины-матери, а также макет головы статуи в натуральную величину | Источник: Александр ГлуходедовВ доме-музее Вучетича в Москве, где располагалась его мастерская, и сегодня можно увидеть уменьшенный макет Родины-матери, а также макет головы статуи в натуральную величину | Источник: Александр Глуходедов

В доме-музее Вучетича в Москве, где располагалась его мастерская, и сегодня можно увидеть уменьшенный макет Родины-матери, а также макет головы статуи в натуральную величину

Источник:

Считается, что фигурой Родина-мать похожа на советскую спортсменку-дискоболку Нину Думбадзе. Более того, искусствоведы находят общие черты с Марсельезой на парижской Триумфальной арке и античными статуями.

— Дед в своем творчестве хотел, чтобы в его скульптурах и архитектуре была представлена история европейского искусства, начиная с Древней Греции. Так, например, фигура Родины-матери отсылает зрителя к Нике Самофракийской, поставленной в Афинах после войны греков с персами, лицо — это образ, близкий к революционной Франции: та же «Свобода на баррикадах» Делакруа и другие известные образы, — отмечает Евгений Вучетич.

Искусствоведы видят в Родине-матери отсылки к античным статуям  | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUИскусствоведы видят в Родине-матери отсылки к античным статуям  | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Искусствоведы видят в Родине-матери отсылки к античным статуям

Источник:

Строили всей страной

Итак, вместо изначальной 25-метровой композиции из двух фигур решено было возводить памятник 36-метровой высоты. Однако размер еще увеличили: по одной из версий, по просьбе Никиты Хрущева, чтобы превзойти статую Свободы в Нью-Йорке. В итоге рост Родины-матери составляет 52 метра, и это если измерять от основания до макушки. С мечом в руке — все 85 метров.

Строительство такого гигантского монумента стало настоящим инженерным вызовом. Изначально площадка готовилась под памятник меньшего масштаба, так что на холм пришлось дополнительно отсыпать 150 тысяч тонн грунта, чтобы местная глинистая почва не «поплыла» под весом конструкции. Фигура весом 8 тысяч тонн стоит на бетонной плите двухметровой толщины, та покоится на 16-метровом фундаменте, большая часть которого скрыта под землей.

В качестве образца строители использовали статую высотой 5,2 метра — с нее переносили в масштабе все параметры и пропорции | Источник: снимок из альбома архитектора Дёмина Вениамина Алексеевича, члена авторского коллектива памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Музей-заповедник «Сталинградская битва»В качестве образца строители использовали статую высотой 5,2 метра — с нее переносили в масштабе все параметры и пропорции | Источник: снимок из альбома архитектора Дёмина Вениамина Алексеевича, члена авторского коллектива памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Музей-заповедник «Сталинградская битва»

В качестве образца строители использовали статую высотой 5,2 метра — с нее переносили в масштабе все параметры и пропорции

Источник:

На монтаж одних только строительных лесов для возведения монумента ушло полтора года и более тысячи тонн металла. На площади установили модель Родины-матери в масштабе 1 к 10, со срезами каждые 5 сантиметров. Слой за слоем параметры фигуры переносили в десятикратном увеличении на фанерные листы, и уже по ним создавали гипсовую опалубку для скульптуры в натуральную величину.

Голову фигуры, шарфы и руки изготовили отдельно на строительной площадке, а монтировали при помощи башен­ного крана | Источник: снимок из альбома архитектора Дёмина Вениамина Алексеевича, члена авторского коллектива памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Музей-заповедник «Сталинградская битва»Голову фигуры, шарфы и руки изготовили отдельно на строительной площадке, а монтировали при помощи башен­ного крана | Источник: снимок из альбома архитектора Дёмина Вениамина Алексеевича, члена авторского коллектива памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Музей-заповедник «Сталинградская битва»

Голову фигуры, шарфы и руки изготовили отдельно на строительной площадке, а монтировали при помощи башен­ного крана

Источник:

В отличие от многих известных памятников, Родина-мать не отлита из бронзы и не высечена в камне. Для создания мемориала таких грандиозных размеров использовали наиболее доступный в послевоенные годы материал — бетон. Его днем и ночью подвозили на площадку самосвалы, на машинах даже закрепили специальные флажки, дающие право проезжать на красный свет.

На бетонирование тела скульптуры ушло три с половиной месяца | Источник: снимок из альбома архитектора Дёмина Вениамина Алексеевича, члена авторского коллектива памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Музей-заповедник «Сталинградская битва»На бетонирование тела скульптуры ушло три с половиной месяца | Источник: снимок из альбома архитектора Дёмина Вениамина Алексеевича, члена авторского коллектива памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Музей-заповедник «Сталинградская битва»

На бетонирование тела скульптуры ушло три с половиной месяца

Источник:

Меч скульптуры изготовлен из титанового сплава, причем первый вариант уже после открытия памятника пришлось заменить: титано­вая облицовка гудела и грохотала на ветру, а сам меч угрожающе раскачивался, рискуя обрушиться вместе с держащей его рукой. Ведь нагрузка на него сравнима с теми, что испытывает в полете крыло самолета. Конструкцию усовершенствовали, на новом клинке, изготовленном теперь из фторированной стали, сделали специальные отверстия, гасящие ветер. После успешных испытаний в огромной аэродинамической трубе меч «вручили» Родине-матери — он исправно служит уже более полувека.

Завершающий этап строительства комплекса на Мамаевом кургане. С главного монумента «Родина-мать» убирают строительные леса | Источник: музей-заповедник «Сталинградская битва»Завершающий этап строительства комплекса на Мамаевом кургане. С главного монумента «Родина-мать» убирают строительные леса | Источник: музей-заповедник «Сталинградская битва»

Завершающий этап строительства комплекса на Мамаевом кургане. С главного монумента «Родина-мать» убирают строительные леса

Источник:

Впечатляющая снаружи, загадочная внутри

«Внутренний мир» Родины-матери часто сравнивают с многоквартирным домом: фигура состоит из полых бетонных ячеек размером примерно 3 на 3 метра. Через всё «тело», подобно тросам лифта, протянуты стальные канаты, каждый из которых выдерживает нагрузку в 60 тонн — это необходимо для прочности металлокаркаса.

В 2017 году систему канатов внутри скульптуры полностью заменили. Натяжение каждого из них контролируют специальные датчики | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUВ 2017 году систему канатов внутри скульптуры полностью заменили. Натяжение каждого из них контролируют специальные датчики | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

В 2017 году систему канатов внутри скульптуры полностью заменили. Натяжение каждого из них контролируют специальные датчики

Источник:
Людям с клаустрофобией внутри Родины-матери пришлось бы несладко | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUЛюдям с клаустрофобией внутри Родины-матери пришлось бы несладко | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Людям с клаустрофобией внутри Родины-матери пришлось бы несладко

Источник:

Наверх ведет внутренняя лестница из двухсот с лишним ступеней — можно пройти в любую из «комнат»-ячеек, подняться в голову, руки и полые шарфы. В правой руке есть лаз, позволяющий проползти в полость меча. Разумеется, исключительно в целях техобслуживания — экскурсии внутри Родины-матери не водят, и никаких смотровых площадок или ресторанов для партийной элиты здесь не было, хотя разные легенды в свое время ходили.

Фигура не связана с основанием, но крепко держится на месте за счет силы тяжести | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUФигура не связана с основанием, но крепко держится на месте за счет силы тяжести | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Фигура не связана с основанием, но крепко держится на месте за счет силы тяжести

Источник:

Еще один поражающий воображение факт — скульптура никак не закреплена на основании и стоит подобно шахматной фигуре на доске. Солидный вес надежно удерживает массивную статую на месте. Центр тяжести досконально выверен и просчитан, а в конструкции памятника предусмотрены специальные гидравлические домкраты: если когда-нибудь монумент начнет крениться, его сразу удастся выровнять.

Стоит увидеть минимум дважды

Одно из семи чудес России обязательно стоит увидеть своими глазами | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUОдно из семи чудес России обязательно стоит увидеть своими глазами | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Одно из семи чудес России обязательно стоит увидеть своими глазами

Источник:

Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане торжественно открыли 15 октября 1967 года. С тех пор миллионы людей со всего мира каждый год приезжают в Волгоград, чтобы увидеть величественное зрелище. Долгое время Родина-мать была самой высокой статуей на планете, и до сих пор лишь немногим удалось побить этот рекорд.

В 2011 году мемориальный комплекс включили в список особо ценных объектов культурного наследия нашей страны. Также Родина-мать в Волгограде входит в число семи чудес России, вместе с Петергофом и храмом Василия Блаженного.

Во время празднования Дня Победы статуя выглядит особенно впечатляюще | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUВо время празднования Дня Победы статуя выглядит особенно впечатляюще | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Во время празднования Дня Победы статуя выглядит особенно впечатляюще

Источник:

С 2016 года ко Дню Победы на Мамаевом кургане устраивают грандиозную мультимедийную инсталляцию, которая каждый раз трогает тысячи зрителей до слез. У подножия памятника разворачивается кинохроника военных лет, а сама скульптура в лучах прожекторов в какой-то момент становится ослепительно золотой.

«Золотая ты наша!» — так и хочется сказать в эти минуты | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU«Золотая ты наша!» — так и хочется сказать в эти минуты | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU
Праздничные фейерверки на Мамаевом кургане — зрелище бесподобное | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUПраздничные фейерверки на Мамаевом кургане — зрелище бесподобное | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU
В ночь на 22 июня Родина-мать становится огненно красной — в цвет сотен лампадок, которые несут к ее подножью участники акции «Завтра была война» | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUВ ночь на 22 июня Родина-мать становится огненно красной — в цвет сотен лампадок, которые несут к ее подножью участники акции «Завтра была война» | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Впрочем, и без спецэффектов монумент производит сильное впечатление. При свете дня Родина-мать поражает своими масштабами и мощью. Ночью же ее фигура словно парит над землей, отражаясь в водной глади на площади «Стоять насмерть». Так что на частый вопрос, в какое время суток лучше всего посетить памятник, ответ у каждого свой. Но большинство людей сходится во мнении: если есть возможность, Родину-мать стоит увидеть как минимум дважды.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Там всё будто кричит: «народ, смотрите, у меня есть деньги!» Журналистка испытала шок, сравнив Тюмень с Волгоградом
Диана Коржок
Старший корреспондент
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Каждый год выбрасываете сотни тысяч на ветер»: журналистка — о том, как отказалась от новых вещей
Полина Краснопевцева
корреспондент
Рекомендуем
Объявления